Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Губина Татьяна Анатольевна

Приобщение детей к русским народным традициям, к народной культуре через стихи, песни, игры, народное декоративное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Подготовил воспитатель Губина Т.А.

Тема: «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи»

Возраст: старший дошкольный.
Тип: интегрированное занятие.
Форма взаимодействия: подгрупповая.


Цель: приобщение детей к русским народным традициям, к народной культуре через стихи, песни, игры, народное декоративное творчество.

Программные задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию у детей представления о быте и традициях Древней Руси.
Расширять словарь детей, используя в речи старинные слова.
Продолжать знакомить детей с хохломской росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами.
Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности на занятии.

Развивающие:
Развивать художественно-образное мышление. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы и навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Воспитательные:
Воспитывать чувство уважения и гордости к искусству своего народа. 
Воспитывать любовь и уважение к труду.

Предварительная работа:
Познавательный рассказ педагога об истории хохломской росписи. Рассматривание изделий и альбомов декоративно— прикладного искусства. Заучивание загадок о русских народных промыслах. Заучивание пословиц и поговорок о труде. Разучивание закличек.
Разучивание песни « Хохломская ложка». Подготовка трафаретов посуды — тонирование бумаги.

Оборудование:
Конверт с приглашением на Ярмарку.
Музыка «Ярмарка», минусовка « Хохломские ложки», спокойная музыка.
Краски, кисточки, подставки под кисточки, стаканчики с водой, салфетки— по количеству детей на каждого ребёнка.
Трафареты посуды. 
Презентация « Золотая Хохлома».
Фуражка для игры « Как у дядюшки Трифона».
7. Выставка товаров народных промыслов из Хохломы, Городца, Дымково.


Ход занятия:

1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть очень рада я!
Я сегодня не зря такая нарядная в праздничном одеянии в русском сарафане. Нас сегодня приглашают на праздник.
( зачитываю приглашение: Дорогие детишки девчонки и мальчишки. Приглашаем вас на весёлую Ярмарку. Подпись— город мастеров).
Воспитатель: Надеюсь, вы знаете что такое ярмарка? 
Дети: Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. 
На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар . 
На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. 
Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть. 
Воспитатель: А кто такие мастера? 
Дети: Мастера — это труженики, рабочие люди, которые очень хорошо делают свою работу( своё дело). Они приносят людям пользу и создают красоту.

Воспитатель: Ну так давайте позовём всех на праздник на весёлую Ярмарку 

1 Воспитатель:
Внимание! Внимание! 
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

2 Настя
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

3. Кирилл
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

4. Варя
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
( Звучит музыка «Ярмарка») Дети подходят к выставке товаров.

2. Основная часть.
-Беседа 
Воспитатель: — Дети, взгляните на выставку товаров. Как вы думаете эти изделия нам привезли из других стран или их изготовили в России? Изделия русских мастера славятся во всем мире. Это все искусство называется народными промыслами. Что такое промысел?
А товары одинаковые или разные. Значит их изготавливают в разных городах. 
А вот из каких российских городов мастера привезли свои товары мы узнаём если загадки отгадаем.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ!
Загадку надо отгадать
Народный промысел назвать.

Дети загадывают друг другу загадки:
1. Арина Харькова
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
( Дымково)


Задание — выбрать и показать дымковские игрушки.

А как изготавливают дымковские игрушки нам расскажет

 Алёша Одушев.
Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят

2. Милана Козлова
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….(Городец)

Давайте найдём и назовём изделия из Городца.

3. Алёша Пигалов
Резные ложки и ковши
разгляди-ка не спеши,
Там травка вьётся и цветы
Растут невиданной красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем налитые.
(Хохлома)
Задание — выбрать хохломскую посуду и назвать. 


4. Аня Самсонова
Деревянная подружка.
Без нее мы, как без рук,
На досуге — веселушка
И накормит всех вокруг
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает.
( хохломская ложка)

3. Воспитатель: 
— Ребята а давайте мы споём нашим гостям песню про хохломскую ложку. 
( дети исполняют песню и играют на ложках ).

4. Воспитатель:
 — Мастера умеют трудиться и в свою работу вкладывают всё своё умение, всю душу, поэтому изделия получаются красивыми. 
Труд человеку необходим, почётен. Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. Русский народ посвятил труду много поэтических произведений, песен, а также пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.
( дети называют пословицы о труде )
«Рукам работа - душе праздник!"
« Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
«Красна птица опереньем, а человек уменьем».
«Терпенье и труд всё перетрут».
 «Не учи безделью, а учи рукоделью».
 «Дело мастера боится».
 «Не сиди сложа руки - так и не будет скуки».
«Маленькое дело лучше большого безделья».
«Каков мастер такова и работа».
«Делано наспех - сделано насмех».
«Нет и скуки, коль заняты руки.»
«Умелец да рукоделец себе да людям радость приносит».
«Сделал дело - гуляй смело».
«Кто работы не боится, тот и пляшет и поёт».
«Делу время - потехе час».


5. Показ презентации и беседа.
Слайды 
1 Нижегородская Ярмарка
2 Ярмарочные гуляния в старину
3. Коробейники
4. Рассказать как изготавливают хохлому
5. Элементы хохломской росписи (Поэтапный показ элементов и обсуждение этапов нанесения узоров.)

6. Физминутка
Воспитатель: 
— Дети, вы узнали много нового и интересного о Ярмарке и о работе мастеров. А сейчас приглашаю вас отдохнуть и поиграть в русскую народную игру. Называется она « Как у дядюшки Трифона». 
( выбирается ведущий остальные дети заводят хоровод вокруг ведущего со словами) 
Как у дядюшки Трифона было семеро детей.
Семеро, семеро, семь сыновей.
Они не пили и не ели, друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так.
Как?
( ведущий в кругу придумывает и показывает движения . Все дети повторяют за ним. Ведущий выбирает того, кто делает лучше всех. 
Игра повторяется 3 раза).

 7. Воспитатель:
— Дети, сегодня я предлагаю вам стать мастерами и отправиться в наши мастерские, где мы украсим приготовленные раннее предметы.
( Детям предлагаются заготовки посуды. Они самостоятельно выбирают себе «работу»).

Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: ( сжимание разжимание в кулачки )
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.

Во время самостоятельной работы тихо звучит спокойная музыка. 

8. В конце работы предложить детям поставить свои работы на праздничный стол, полюбоваться созданной красотой.
Анализ выставленных детских работ
Воспитатель: 
Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какая красивая посуда у вас получилась. В добрых руках работа спорится. Спасибо, ребята, вот порадовали! Полюбуйтесь красотой своей работы. Даже затруднительно отметить самую лучшую- все хороши!
 Спасибо, мастера, за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше! «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».
Вот какие у нас умелые руки! Кончил дело – гуляй смело! Теперь можно и повеселиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник и декоративное рисование (по мотивам хохломской росписи) старшая группа

Задачи:Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством через проведение обрядного праздника «Осенины».Закрепить умение проявлять творческие особенности детей в музыкальной и изобразительной ...

Тема: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ»

Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использованием приемов пластилинографии.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию  в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использо...

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Занятие в подготовительной группе по ИЗО: Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи. Программные задачи:1. Уточнить знания о хохломской росписи;2. Развивать умение аккуратно раскрашива...

Конспект занятия по рисованию в смешанной дошкольной группе на тему Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

Цели: Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и...