«Цветные ладошки» старшая группа
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Васюченко Галина Валерьевна

«Цветные ладошки» Программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnye_ladoshki_st_gr.docx90.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТДС  «Малыш»

Принято                                                                    Утверждено

на педагогическом совете                                       приказом по МДОУ

протокол № 1                          ТДС  «Малыш»

от 25.08.2019г.                                                            протокол № 3

                       от 31.08.2019г.    

        «Цветные ладошки»

Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Разработчик:

                        Васюченко Г.В.

2019г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Целевой раздел        3

1.1 Пояснительная записка        3-5

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса        6-6

1.3 Промежуточные результаты освоения  программы        7-8

2. Содержательный раздел        10

2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников        10-14

2.2 Задачи рабочей программы        14-15

2.3 Модель образовательного процесса        16-27

2.4 Содержание работы        28-29

3. Организационный раздел        29-30

3.1 Технологии обучения        30-34

Список литературы        34

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

 В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по развитию художественно – эстетической деятельности детей дошкольного возраста нами определены, компетентностный  и личностно – деятельностный подходы.

Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и  интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматическихдо ценностных. Личностно - деятельностныйподход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной художественно – эстетической  деятельности и саморазвитие ребенка.

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество ДОУ с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Представленная парциальная программа по развитию конструктивно - модельной деятельности детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность спримерными основными образовательными программами начального образования.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию художественно – эстетической деятельности детей.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Художественно – эстетическая деятельность позволяет ребенку с легкостью начинать ориентировочную деятельность, которая постепенно становится более целенаправленной и осмысленной, увлекает ребенка возможностью поэкспериментировать.

В результате художественно-эстетической деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста.

Общеразвивающая направленность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание художественно-эстетической образования по развитию деятельности может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:

-        «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов художественно-эстетической деятельности);

- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части элементарных художественных представлений).

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

         В соответствии с Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155  «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»

1.3 Промежуточные результаты освоения  программы

5 – 6 лет

Сенсорное развитие:

- владеет основными эталонами цвета, формы,выделяет пропорциональные особенности объектов;

  • различает и использует в деятельности различные материалы.

Развитие художественно-эстетической деятельности:

  • создает рисунок по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая материалы;
  • Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте».
  • ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию.

Развитие детского творчества:

       -Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,        воображение.

   - Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.

   - Развивать у детей творческую активность и инициативу.

   - Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

6 – 7 лет

Сенсорное развитие:

  • различает качества материалов (цвет, форма, структура, положение в пространстве, и т.п.);
  • обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
  • классифицирует и группирует объекты по общим качествам и характерным деталям.

Развитие художественной деятельности:

  • использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по цвету, форме;
  • самостоятельно отбирает необходимые для рисунка материалы и использует их с учетом их свойств;
  • способен создавать различные работы по рисунку, словесной инструкции.

Развитие детского творчества:

  • принимает участие в создании коллективных композиций, рисунков, аппликаций;
  • реализует собственные замыслы;
  • варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе технических средств, в создании творческой работы.

К семи годам ребенок:


•        Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

•        Называть основные выразительные средства произведений искусства.
В рисовании

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения

В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения; создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений.

 • Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа.

•Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
В аппликации

•        Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания.

•        Создавать сюжетные и декоративные композиции.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего развития художественно-эстетической деятельности ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. Зарождается оценка и самооценка. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач,

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

От 5 до 6 лет

Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесного и логического мышления.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от не произвольного к произвольному вниманию.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ.

От 6 до 7 лет

В этот период у детей накоплен достаточный  изобразительный и эмоционально-личностный опыт, чтобы свободно сознательно экспериментировать над созданием выразительного образа окружающей жизни и литературных произведений.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы свободно владеют обобщенными способами анализа изображений.

Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

2.2 Задачи рабочей программы

1. Развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности;
2. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
3. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
4.        Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов.

5.        Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

6.        Учить  детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов.

7.        Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров.

8.        Формировать умение оценивать созданные изображения.

9.        Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

10. Приучить к терпению и упорству.

11. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2.3 Модель образовательного процесса

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Перспективный план кружка

(5 -6 лет)

Продолжитель​ность занятия

Периодичность

в неделю

Всего занятий

в год

Количество

часов в год

25 мин

1 раз

33

16ч. 30 мин.

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название занятия

Общее количество учебных часов

сентябрь

1

Рисование пальчиками, аппликация из кленовых листьев

«Гроздь винограда»

25 мин

2

Рисование по представлению

«Деревья в нашем парке»

25 мин

3

Аппликация, выполненная торцом бумаги

«Грибы»

25 мин

4

Рисование красками

«В саду созрели яблоки»

25 мин

октябрь

1

Мозаичная аппликация из пластилина

«Золотая осень»

25 мин

2

Аппликация из осенних листьев

«Осенние картины»

25 мин

3

Рисование

«Осенний лес»

25 мин

4

Мозаичная аппликация из бросового материала

«Бабочка»

25 мин

ноябрь

1

Аппликация

«Дома на нашей улице»

25 мин

2

Рисование декоративное по мотивам народной росписи

«Золотая хохлома и золотой лес»

25 мин

3

Лепка – экспериментирование с художественными материалами

«Пернатые, мохнатые, колючие…»

25 мин

4

Аппликация обрывная

«Золотые березы»

25 мин

декабрь

1

Лепка из соленого теста

«Звонкие колокольчики»

25 мин

2

Аппликация с элементами конструирования

«Елочки – красавицы» (панорамные новогодние открытки)

25 мин

3

Рисование солью

«Волшебные снежинки»

25 мин

январь

3

Лепка сюжетная

«Зимние забавы»

25 мин

4

Аппликация с использованием крашенной крупы

«Весеннее солнышко»

25 мин

февраль

1

Лепка из бумажной массы (папье – маше)

«Муравьишки в муравейнике»

25 мин

2

Аппликация предметно - декоративная

«Галстук для папы»

25 мин

3

Рисование

«Красивое развесистое дерево зимой»

25 мин

4

Аппликация из резаных ниток

«Утята»

25 мин

март

1

Лепка из соленого теста.Бисерография

«Пасхальные яйца»

25 мин

2

Рисование

«Картинка маме к празднику 8 Марта»

25 мин

3

Открытка, аппликация

Поздравительная открытка.

25 мин

4

Аппликация с элементами рисования

«Нежные подснежники»

25 мин

апрель

1

Аппликация из цветной бумаги или ткани

«Наш аквариум»

25 мин

2

Рисование коллективное по замыслу

«Морская азбука»

25 мин

3

Лепка

«Белочка грызет орешки»

25 мин

4

Рисование

«Пришла весна, прилетели птицы»

25 мин

май

1

Аппликация силуэтная симметричная

«Нарядные бабочки»

25 мин

2

Рисование красками

«Салют над городом в честь Праздника Победы»

25 мин

3

Лепка сюжетная коллективная

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

25 мин

4

Рисование предметное дидактическое

«Радуга - дуга»

25 мин

Итого часов:

16 ч. 30 мин.

УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

(5 -6 лет)

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

сентябрь

1

Рисование пальчиками, аппликация из кленовых листьев

Гроздь     винограда

Учить детей создавать сюжетную композицию из природного материала – засушенных кленовых листьев. Учить рисовать ягоду винограда, используя отпечатки пальчиков. Развивать творчество детей.

2

Рисование по представлению

«Деревья в нашем парке»

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

3

Аппликация, выполненная торцом бумаги

«Грибы»

Учить детей скручивать готовые полоски бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму гриба.

4

Рисование красками

«В саду созрели яблоки»

Учить детей рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев. Закреплять умение рисовать красками. Развивать эстетическое восприятие.

октябрь

1

Мозаичная аппликация из пластилина

«Золотая осень»

Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.

2

Аппликация из осенних листьев

«Осенние картины»

Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян.

3

Рисование

«Осенний лес»

Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками.

4

Мозаичная аппликация из бросового материала

«Бабочка»

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

ноябрь

1

Аппликация

«Дома на нашей улице»

Учить детей передавать в аппликации образ городской (сельской) улицы. Закреплять знание предметов прямоугольной формы и различного положения их в пространстве, уточнять представления о величине. Воспитывать навыки коллективной работы.

2

Рисование декоративное по мотивам народной росписи

«Золотая хохлома и золотой лес»

Знакомство детей с золотой хохломой, рисование узоров из растительных элементов по мотивам хохломской росписи.

3

Лепка – экспериментирование с художественными материалами

«Пернатые, мохнатые, колючие…»

Экспериментирование с пластическими материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя).

4

Аппликация обрывная

«Золотые березы»

Рисование осенней березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

декабрь

1

Лепка из соленого теста

«Звонкие колокольчики»

Создание объемных полых поделок из соленого теста и декоративное оформление по замыслу.

2

Аппликация с элементами конструирования

«Елочки – красавицы» (панорамные новогодние открытки)

Изготовление поздравительных открыток – самоделок с сюрпризом (симметричным способом).

3

Рисование солью

«Волшебные снежинки»

Учить детей рисовать солью, используя маленькие палочки- зубочистки. Развивать воображение, чувство композиции.

январь

3

Лепка сюжетная

«Зимние забавы»

Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию из фигурок, вылепленных на основе цилиндра надрезанием стекой.

4

Аппликация с использованием крашенной крупы.

«Весеннее солнышко»

Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок крупой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.создавать композицию.

февраль

1

Лепка из бумажной массы (папье-маше)

«Муравьишки в муравейнике»

Познакомить детей с новой техникой папье-маше (лепкой из бумажной массы); развитие мелкой моторики.

2

Аппликация предметно - декоративная

«Галстук для папы»

Освоение детьми и сравнение разных способов изготовления и оформления галстука из цветной бумаги (ткани) для оформления папиного портрета.

3

Рисование

«Красивое развесистое дерево зимой»

Учить детей создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение. Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более темных частей изображения.

4

Аппликация из резаных ниток

«Утята»

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

март

1

Лепка из соленого теста

Бисерография

«Пасхальные яйца»

Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.

2

Рисование

«Картинка маме к празднику

8 Марта»

Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, хорошо располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное.

3

Открытка,

аппликация

Поздравительная открытка.

Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

4

Аппликация с элементами рисования

«Нежные подснежники»

Воплотить в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств выразительности.

апрель

1

Аппликация из цветной бумаги или ткани

«Наш аквариум»

Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников); активизировать способы вырезания кругов и овалов.

2

Рисование коллективное по замыслу

«Морская азбука»

Изготовить с детьми коллективную азбуку на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

3

Лепка

«Белочка грызет орешки»

Закреплять умение лепить зверька, передавая его характерные особенности: маленькое тело, заостренная мордочка, острые ушки, позу. Отрабатывать приемы лепки двумя пальцами: прищипывание, оттягивание. Развивать образное восприятие и представление.

4

Рисование

«Пришла весна, прилетели птицы»

Учить детей передавать в рисунке картины природы. Упражнять в красивом расположении изображения на листе. Закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы. Развивать эстетическое восприятие.

май

1

Аппликация силуэтная симметричная

«Нарядные бабочки»

Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему желанию

2

Рисование красками

«Салют над городом в честь Праздника Победы»

Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху салют.

3

Лепка сюжетная коллективная

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

4

Рисование предметное дидактическое

«Радуга - дуга»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно – выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН(6 -7 лет)

Продолжитель​ность занятия

Периодичность

в неделю

Всего занятий

в год

Количество

часов в год

30 мин

1 раз

33

16ч. 30 мин.

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название занятия

Общее количество учебных часов

сентябрь

1

Лепка по замыслу

«Наши любимые игрушки»

30 мин

2

Рисование по представлению

«Вечерний свет в окошках»

30 мин

3

Лепка рельефная из пластилина

«Фрукты-овощи»

(витрина магазина)

30 мин

4

Рисование и аппликация из бумаги (коллаж)

«Лес, точно терем расписной…»

30 мин

октябрь

1

Аппликация силуэтная

«Кто в лесу живет?»

30 мин

2

Лепка сюжетная коллективная

«Спортивный праздник»

30 мин

3

Рисование

«С чего начинается Родина?»

30 мин

4

Аппликация, выполненная торцом бумаги

«Барашек»

30 мин

ноябрь

1

Рисование

«Мы едем, едем, едем, в далекие края…»

30 мин

2

Лепка предметная на форме

«Едем-гудим! С пути уйди!» (транспорт для путешествий)

30 мин

3

Создание кукол

«Кукла из цветной пряжи»

30 мин

4

Рисование и аппликация из бумаги (коллаж)

«Кто как готовится к зиме»

30 мин

декабрь

1

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения

«Морозные узоры»

30 мин

2

Аппликация декоративная с элементами конструирования

«Цветочные снежинки»

30 мин

3

Декоративно-оформительская деятельность

«Новогодние игрушки»

30 мин

январь

3

Лепка сюжетная по мотивам народных сказок

«Бабушкины сказки»

30 мин

4

Рисование по мотивам литературных произведений

«Дремлет лес под сказку сна»

30 мин

февраль

1

Рисование с элементами аппликации

«Моя семья»

30 мин

2

Аппликация сюжетная

«Детская площадка»

30 мин

3

Лепка предметная из пластин или на готовой форме

«Карандашница в подарок папе»

30 мин

4

Рисование

«Я рисую море – голубые дали»

30 мин

март

1

Рисование по замыслу

«Фантастические цветы»

30 мин

2

Лепка рельефная декоративная (изразцы)

«Чудо-букет»

30 мин

3

Лепка сюжетная

«Загорелые человечки на пляже»

30 мин

4

Аппликация с элементами рисования

«Весна идет» (картины в рамочках)

30 мин

апрель

1

Рисование ладошками и пальчиками

«Осьминожки»

30 мин

2

Подделка из ракушек

«Шепот моря»

30 мин

3

Лепка, рисование и аппликация (на выбор)

«Летающие тарелки и пришельцы из космоса»

30 мин

4

Лепка рельефная (пластилиновая живопись)

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

30 мин

май

1

Рисование на объемной форме (скорлупе яйца)

«Чудо-писанки»

30 мин

2

Рисование красками

«Салют над городом в честь Праздника Победы»

30 мин

3

Лепка сюжетная коллективная

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

30 мин

4

Самостоятельная художественная деятельность

«Цветочные вазы и корзины»

30 мин

Итого часов:

16 ч. 30 мин.

УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН(6 -7 лет)

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

сентябрь

1

Лепка по замыслу

«Наши любимые игрушки»

Создание пластических образов по замыслу с передачей особенностей внешнего вида любимых игрушек и своего к ним отношения

2

Рисование по представлению

«Вечерний свет в окошках»

Самостоятельный поиск выразительно-изобразительных средств для передачи впечатлений о вечерних окнах

3

Лепка рельефная из пластилина

«Фрукты-овощи»

(витрина магазина)

Совершенствование техники вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, для составления натюрморт в плетеной корзинке

4

Рисование и аппликация из бумаги (коллаж)

«Лес, точно терем расписной…»

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции

октябрь

1

Аппликация силуэтная

«Кто в лесу живет?»

Создание сюжетной композиции из силуэтов животных, вырезанных по контуру или из бумаги, сложенной пополам

2

Лепка сюжетная коллективная

«Спортивный праздник»

Составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей движений и взаимоотношений

3

Рисование

«С чего начинается Родина?»

Создание условий для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как своей Родины, - части большой страны - России

4

Аппликация, выполненная торцом бумаги

«Барашек»

Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.

ноябрь

1

Рисование

«Мы едем, едем, едем, в далекие края…»

Отображение в рисунке впечатлений о поездках – рисование несложных сюжетов и пейзажей (по выбору) как вид за окном во время путешествия

2

Лепка предметная на форме

«Едем-гудим! С пути уйди!» (транспорт для путешествий)

Моделирование необычных машинок путем дополнения готовой формы (пузырька, коробочки, баночки) лепными деталями; экспериментирование с формой

3

Создание кукол

«Кукла из цветной пряжи»

Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки.

4

Рисование и аппликация из бумаги (коллаж)

«Кто как готовится к зиме»

Создание сюжетов по мотивам сказки, комбинирование изобразительных техник, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений

декабрь

1

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения

«Морозные узоры»

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.)

2

Аппликация декоративная с элементами конструирования

«Цветочные снежинки»

Создание объемных полых поделок из соленого теста и декоративное оформление по замыслу.

3

Декоративно-оформительская деятельность

«Новогодние игрушки»

Создание объемных игрушек из цветной бумаги и картона путем соединения 6-8 одинаковых форм (кругов, ромбов, квадратов, овалов и др.). Развитие пространственного мышления и воображения

январь

3

Лепка сюжетная по мотивам народных сказок

«Бабушкины сказки»

Лепка сказочных персонажей по мотивам русских народных сказок, развитие способностей к сюжетосложению

4

Рисование по мотивам литературных произведений

«Дремлет лес под сказку сна»

Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу)

февраль

1

Рисование с элементами аппликации

«Моя семья»

Развивать композиционные умения (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

2

Аппликация сюжетная

«Детская площадка»

Творческий поиск изобразительно-выразительных средств для создания макета детской игровой площадки

3

Лепка предметная из пластин или на готовой форме

«Карандашница в подарок папе»

Лепка из пластин или на готовой форме декоративных (красивых и функциональных) предметов в подарок

4

Рисование

«Я рисую море – голубые дали»

Экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн (моря) разными способами

март

1

Рисование по замыслу

«Фантастические цветы»

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник

2

Лепка рельефная декоративная (изразцы)

«Чудо-букет»

Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов

3

Лепка сюжетная

«Загорелые человечки на пляже»

Моделирование фигуры человека в движении, составление нового цвета для передачи разных оттенков загара

4

Аппликация с элементами рисования

«Весна идет» (картины в рамочках)

Оформление готовых работ (рисунков, аппликаций) как завершающий этап творчества

апрель

1

Рисование ладошками и пальчиками

«Осьминожки»

Закреплять умение детей выполнять рисунок не только кистью, но и ладошкой, пальчиками. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.

2

Подделка из ракушек

«Шепот моря»

Продолжать учить детей работать с природным материалом - ракушки. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

3

Лепка, рисование и аппликация (на выбор)

«Летающие тарелки и пришельцы из космоса»

Создание оригинальных образов космических объектов по замыслу, развитие навыков сотворчества

4

Лепка рельефная (пластилиновая живопись)

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Освоение техники пластилиновой живописи (рельефной лепки), передача пластики и колорита морских волн

май

1

Рисование на объемной форме (скорлупе яйца)

«Чудо-писанки»

Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппортного рисования на объемной форме

2

Рисование красками

«Салют над городом в честь Праздника Победы»

Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху салют.

3

Лепка сюжетная коллективная

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

4

Самостоятельная художественная деятельность

«Цветочные вазы и корзины»

Ознакомление детей с искусством аранжировки и составление оригинальных композиций из природного материала дляоформление интерьера

2.4 Содержание работы

  • Организация целенаправленной системы обучения:
  • Создание условий для широкого самостоятельного детского творчества.
  • Решение задач, направленных на формирования обобщённых способов конструирования из бумаги.
  • Самостоятельное творчество по замыслу детей.
  • Организация художественно-эстетической деятельности в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности (игра, развитие речи, рисование).

Старшая группа:

Качественные изменения, происходящие в деятельности 6-летних детей, позволяют ставить перед ними проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Работа педагога акцентируется на:

  • обучение планированию этапов создания собственной работы, самостоятельное нахождение решений
  • конструирование во фронтальной плоскости
  • закрепление умения использовать в работе метод тычка, пластилинографию, восковые мелки ,свечи.
  • формирование навыка работы с партнёром.
  • Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
  • Развитие креативности.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Программа  ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и предполагает  проведение одного занятия в неделю во второй  половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

В программе используются различные методы и приемы:

  • одномоментности(обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  •  словесный(беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический(самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический(развитие находчивости и активности);
  •  частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

3.1 Технологии обучения

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

  •  игровая технология;
  • технология, опирающаяся на познавательный интерес
  • технология проблемного обучения;
  • технология сотрудничества
  • проектная технология.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология, опирающиеся на познавательный интерес

Концептуальные идеи и принципы:

  • активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
  • обучение с учётом закономерностей детского развития;
  • опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
  • ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Технология проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

  • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
  • целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
  • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
  • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
  • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Здоровьесберегающие технологии:

арт-терапия (А.Хилл)дает возможность использовать нетрадиционные изобразительные техники, простота и эффективность которых способствует повышению эмоционального настроя дошкольника («Рисуем настроение», «Техника каракулей»).

Рисование песком «Send-Art» (Кэролин Лиф), как метод, способствует снятию внутреннего напряжения у дошкольников, способствует самовыражению ребенка, что позволяет развивать творческие способности. Свойства песка способствуют сенсорному и эмоциональному развитию ребенка (рисуем и играем с песком).

Цветотерапия (Макс Люшер) и музыкотерапия (В.Петрушин),как методы, в организованной образовательной деятельности с помощью творческих заданий и дидактических игр, помогают дошкольнику достигнуть внутреннего комфорта, способствуют развитию ассоциативного мышления («Нарисованный звук», «Зоосад», «Сказочный лес», «Тихо-громко», «Быстро-медленно»).

Динамические паузы применяю во время организованной образовательной деятельности не только для смены видов деятельности, но и для снятия напряжения, развития внимания, памяти, мышления детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007
  3. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  4. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М., 2010.
  5. Антипова М.А. Учимся лепить из соленого теста. Волщебные поделки своими руками. – Ростов н/Д, 2010.
  6. Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  7. Обухова, С.Н. Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста: методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОО/ составители: С.Н. Обухова, Т.Р.Худышкина, Н.Е.Макарова, Ж.В.Морозова, Е.А.Мокеева, Т.В.Дубовик, Н.В.Васильченко, Н.М.Попкова. – Челябинск, 2014. – 140 с.
  8. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие: Художественный труд в детском саду и семье. - М.: Просвещение, 2005.
  9. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.
  10. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: Владос, 2001.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Программа Лыковой И.А. «Цветные ладошки» (старший возраст)

Учебно-методическое пособие Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей и подготовительной групп также входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и р...

Изобразительная деятельность в детском саду по программе Лыковой И.А. «Цветные ладошки» (старший возраст) .Презентация

Учебно-методическое пособие Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей и подготовительной групп входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развити...

Программа кружка - Цветные ладошки - старшая

Данная программа будет полезна воспитателям старшей группы, при организации кружковой работы...

Выступление на педсовете «Программа Лыковой И.А. «Цветные ладошки» (старший возраст)

Учебно-методическое пособие Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей и подготовительной групп также входит в авторскую программу художественного воспитания, ...

Изобразительная деятельность в детском саду по программе Лыковой И.А. «Цветные ладошки» (старший возраст).Презентация

Учебно-методическое пособие Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей и подготовительной групп входит в авторскую программу художественного воспитания, обучен...

Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (старшая группа)

Как известно, основной целью современной системы дополнительного образования выступает воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)...