Золотая хохлома
план-конспект занятия по рисованию

Рудыкина Анастасия Сергеевна

Цели: воспитание интереса к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; ознакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; развитие декоративного творчества детей; умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи; продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимать образность выражений ; развивать творческие способности.

Задачи: развивать умение активно и творчески применять способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи, расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров.

Материал оборудование: посуда с хохломской росписью, наглядно -дидактические пособия «Хохлома».заготовки-шаблоныпосуды,кисти,гуашь(красная,зеленая,черная,желтая),баночки с водой ,салфетки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Золотая хохлома

Цели: воспитание интереса к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; ознакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; развитие декоративного творчества детей; умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи; продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимать образность выражений ; развивать творческие способности.

Задачи: развивать умение активно и творчески применять способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи, расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров.

Материал оборудование: посуда с хохломской росписью, наглядно -дидактические пособия «Хохлома».заготовки-шаблоныпосуды,кисти,гуашь(красная,зеленая,черная,желтая),баночки с водой ,салфетки.

Предварительная работа: поход в Михайловский Городской Историко-краеведческий Музей им. Завгороднего; создание мини –музея в группе.

Ход занятия:

Вводное слово воспитателя.

-сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

П.Синявский

 Ознакомление с хохломской росписью.

-Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.

Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различныные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки

, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем не просто.

Посмотрите и послушайте этапы работы:(на экране телевизора появляются изображения в соответствии с рассказом воспитателя)

-1этап: Деревенские изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

-2этап: После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

-3этап: Следующий этап –лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

-4 этап: Затем за работу берется красильщик(человек, который наносят узоры).Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

-5 этап: Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотистый цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

-Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)

Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включается и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички.

Давайте прорисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы). Ребята, послушайте стихотворение и, возможно, оно поможет вам в работе.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.

-А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке. (Дети расписывают шаблоны чашек).

Дети, мы хорошо потрудились, пора нам отдохнуть!!Дети послушайте загадку,

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревенские девчонки

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких…..(ложках).

Давайте попробуем на них поиграть!

Итак: берем ложку в левую руку, а другую ложку в правую, держим за черенок.

«Игра с ложками»:-Рукой левой мы возьмем

Рукой правой мы возьмем

Стукнем раз, стукнем два

игра..

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

Начинаются сказки,

Катятся с гор салазки,

Конь горячий быстро скачет.

А я на передке еду с мешком в руке.

Завязан мешок завязками.

-с чем мешок-то? Да со сказками!!!

Я мешочек развязала

Сказку вам рассказывать стала!

-Послушайте сказку «Василиса Прекрасная».(Читается сказка)Понравилась ли сказка ? Кто герои сказки? Что Сказала матушка Василисе? Кто был помощницей для Василисы? Что умела делать Василиса? Кто послал ее к Бабе Яге? Чем закончилась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....