Конспект непосредственно образовательной деятельности Область «Художественное творчество» (рисование) в старшей группе Тема «Рисование автопортрета»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Ступникова Елизавета Леонидовна

Знакомить детей с портретной живописью, овладевать приёмами контурного рисования карандашом;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Область «Художественное творчество»

(рисование)

в старшей  группе 

Тема «Рисование автопортрета»

Виды детской деятельности: продуктивная

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях её жанров - натюрморт, портрет, пейзаж
  • знакомить детей с портретной живописью, овладевать приёмами контурного рисования карандашом;
  • продолжать учить передавать в рисунке характерные особенности лица, соблюдать пропорции, форму. 
  • расширяет опыт детей в применении разнообразных изобразительных материалов и инструментов

  Развивающие задачи:

  • Развивать умение: организовать рабочее место;  аккуратность и собранность в процессе выполнения работы,.
  • Развивать эстетические чувства
  • Вызвать эмоциональный отклик от посещения картинной
    «галереи».

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  бережное отношение к материалам, инструментам.

Предшествующая работа :

  • рассматривание репродукций картин разных жанров
  • проведение дидактических игр «Составь натюрморт»; «Составь пейзаж»; «Составь портрет»
  • чтение стихотворений

Демонстрационный материал: репродукция картины И.Ф. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе», В. Серова «Девочка с персиками», И. И. Левитана «Золотая осень», И.Ф. Хруцкий «Натюрморт с грибами», письмо.

Раздаточный материал: листы бумаги А4 на каждого ребенка, подложки, простые и цветные карандаши, зеркала, фишки.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приемы: наглядные – рассматривание, наблюдение, практические – показ воспитателя, дидактическая игра, словесные – использование художественной литературы, беседа.

Подготовка воспитателя: Подготовила оборудование, раздаточный и демонстрационный материал, расставила столы полукругом.

Подготовка детей: Дидактические игры: «Настроение» (принимаем позу героя и мимикой выражаем его настроение), «Окошечко» (определяем характер героя по глазам), «Я и мое лицо» (какое выражение лица бывает у людей). Рассматривание портретов известных художников-портретистов.

Хронометрия:

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент – 0,5 мин.
  2. Сюрпризный момент – 0,5 мин.
  1. Основная часть:
  1. Мини-музей – 1 мин.
  2.  Дидактическая игра «Собери портрет» – 1 мин.
  3. Физминутка  – 1 мин.
  4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей – 20 мин.
  1. Заключительная часть - 1 мин.

Ход ООД

1 Вводная часть

  1. Организационный момент Минутка вхождения «Друг»

Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

1.2 Сюрпризный момент

Восп.: Ребята, к нам детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нем написано.

Дети: Да!

Восп.: «Здравствуйте, дети! Хочу к вам обратится за помощью я оформляю выставку картин разного жанра и мне не хватает картин портретного жанра. Помогите, пожалуйста, оформить выставку, нарисуйте портреты. Но, чтобы ваши рисунки попали на выставку, вам надо выполнить следующие задания:

  1. Посетить мини-музей художников.
  2. Отреставрировать картины.
  3. Нарисовать портрет.

Спасибо! С уважение художник «Краскин.»

2 Основная часть

Восп.: Ну, что ребята, поможем Краскину?

Дети: Да!

2.1 Мини-музей

Восп.: Давайте мы с вами перенесемся  мини-музей.

Закроем глаза и скажем волшебные слова:

В мир волшебный и цветной

Вы отправитесь со мной

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко ребята сможем в музей мы попасть

Раз, два, три четыре

Восп.: Посмотрите, сколько у нас разных картин. Картины какого жанра представлены на выставке?

Дети: Пейзаж, натюрморт, портрет.

Восп.: Давайте отметим желтыми фишками пейзаж, синими - натюрморт, зелеными – портрет (Дети выполняют задание).

Восп.: Молодцы, вы правильно выполнили задание. А сейчас я предлагаю вам посетить зал, где выставлены картины одного жанра. Как называется этот жанр?

Дети: Портрет.

Восп.: Кто обычно изображен на портрете?

Дети: Люди

Восп.: На что портрет похож?

Дети: На фотографию

Восп.: Какими бывают портреты?

Дети: Одиночные и групповые

Восп.: Что портрет может рассказать о человеке?

Дети: Возраст, настроение, годы жизни, профессию.

Восп.: А кто в музеях и галереях рассказывает о картинах?

Дети: Экскурсовод

Воспитатель: Ребята, картины с годами стареют и иногда портятся, поэтому в музеях существуют мастерские. Работают в них реставраторы, они возвращают полотнам их первоначальный вид. Мы сейчас тоже превратимся в реставраторов и поможем картинам.

2.2 Дидактическая игра «Собери портрет»

Дети собирают портреты клоуна, девочки, бабушки из разрезных картинок.

Восп.: Молодцы, вы и с этим задание справились.

2.3 Физминутка «Буратино»

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.

2.4 Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Восп.: Осталось нам выполнить последнее задание, нарисовать портреты. Давайте перенесемся в нашу творческую мастерскую.

Мы на месте покружились и в художников превратились.

(Дети садятся за столы) Я предлагаю вам нарисовать самих себя. Как называется картина, на которой художник изображает сам себя?

Дети: Автопортрет

Восп.:  А как он может это сделать, ведь он себя не видит?

Дети: С помощью зеркала, по фотографии, по памяти.

(Дети рисуют автопортреты, смотря в зеркало)

Но прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

Рисовать портрет не просто, сначала делаем наброски.

Карандаш простой возьмем и тихонечко начнем!

  • Давайте посмотрим друг на друга — какой формы наше лицо? Правильно  овальной, но овал разный: узкий или широкий. Мы ведь все разные и не похожи друг на друга. Нарисуем свой большой овал простым карандашом в середине листа, оставив внизу место для шеи и плеч, а сверху для прически. (педагог вместе с детьми рисует на доске, при необходимости обращает внимание на схему изображения лица человека) Шея уже голов  ,это надо показать в наброске. Теперь можно изобразить плечи. Плечи шире головы.
  • «Брат с братом через дорожку живут, а друг друга не видят» Что это за братья? (глаза) Они самые главные на лице, поэтому живут посередине лица, а похожи на что они? (на листочки, лодочки). Сверху над глазами лоб, положите на лист ладошку, под ладошкой должны быть глазки

В середине глаза цветной кружок — радужка, раскрасьте его карандашом того цвета, какие в ваших глазах. В цветном шарике черная точка — зрачок. Не забудьте нарисовать ресницы. Сразу сверху над глазами брови. На что они похожи? (дуги)

  • «Между двух светил я в середине один». Что это? (нос) Его мы нарисуем черточкой, это кончик носа.
  • Между кончиком носа и подбородком, посередине находится рот. Его можно нарисовать розовым карандашом, нарисуем дугой улыбку. Ведь у нас хорошее настроение! Сверху нарисуем две дуги (Это верхняя губа), а снизу еще одну дугу. Раскрасим розовым.
  • У людей еще есть уши. Их мы рисуем дугообразными линиями между двумя горизонтальными линиями.
  • А теперь снова загадка «Их не сеют, не сажают, они сами вырастают» (волосы). Приступим к рисованию прически. Надо найти карандаш такого цвета, какие у вас волосы. А у тебя Саша? Лера? Соня?

Волосы бывают прямые и кудрявые, у всех разной длины. Рисовать их надо похожими. Волосы не могут торчать вверх, они рисуются сверху вниз линиями, создавая на голове целую шапку, могут падать на лоб (это челочка).

(По ходу работы напомнить  детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т.д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.)

  • И завершают портрет рисованием шеи. Шея уже головы  ,это надо показать в наброске. Теперь можно изобразить плечи. Плечи шире головы.

 Повторить, что дети рисуют автопортрет – т.е. самих себя.

Ребята, а какое у вас настроение? У меня хорошее. Настроение тоже можно нарисовать. Для этого надо раскрасить фон портрета подходящим цветом. Какого цвета хорошее настроение? Дети с помощью взрослого подбирают подходящую краску. Фон закрашивается.

  1. Заключительная часть

Восп.: Ребята, что вы сейчас рисовали? Зачем? Что вам помогло нарисовать самих себя? Какие замечательные у вас получились автопортреты! Полюбуйтесь. Теперь Краскин сможет оформить свою выставку картин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству (рисованию) во второй младшей и подготовительнойгруппах, с использованием нетрадиционных техник рисования).

Конспекты содержат подробное описание проведения занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования ( рисование пальчиками и морской солью, описаны предварительная работа, мат...

2014-2015 Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование - тычком) «Танк» средняя группа

Цель: закрепить умение детей рисовать методом тычкаЗадачи:Образовательные:- формировать интерес к изобразительной деятельности посредством игровых моментов;- уточнить знания детей о празднике «Д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему: «Машины едут и гудят»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему: «Машины едут и гудят» Программное содержание:Задачи:1. Учить детей рисовать горизонт...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству: рисование / татарский язык на тему: « Кыргый хайваннар» - «Дикие животные». ( в татарской подгруппе 1 подготовительной группы)

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству: рисование / татарский язык на тему:  « Кыргый хайваннар» - «Дикие животные». ( в татарской подгруппе 1 ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Пожарная машина»

Цель:  Закрепить умение разукрашивать  пожарную машину по контуру, не заходя за контур. Закрепить правила пожарной безопасности. Развивать чувство ответственности, уважения к работе пожарных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.Задачи:Обучающие задачи:Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисун...