"Влияние художественно - творческой деятельности на подготовку детей к школе"
статья по рисованию

Замотина Елена Евгеньевна

В статье представлен опыт работы по ОО "Художественно - эстетическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Чем больше мастерства в детской руке,

 тем умнее ребенок»

  • В.А. Сухомлинский

Как подчеркивал известный психолог А.В.Запорожец, основу подготовленности в школе составляет всестороннее развитие ребенка (умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое), осуществляемые в детском саду.  

Воспитатели выпускных групп детского сада и учителя начальных классов, анализируя  успехи и неудачи первоклассников, выявили следующие

проблемы:

1. Недостаточный уровень технических навыков письма является одной из основных  причин  неуспешности  детей в учении.

2. Среди учеников мало творческих  личностей, способных нестандартно решать проблемные ситуации.

   В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого человека. Важно не упустить тот период жизни ребенка, когда формируются основные навыки  и умения, среди  которых отводится место графомоторным  навыкам, развитию творческого воображения и интересу к новому.

Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к творческой деятельности.

Тема

«Влияние художественно - творческой деятельности на подготовку детей к школе».

Исходя  из этого,  поставила перед собой  цель:

Подготовка детей к школе и формирование у старших дошкольников активно-творческого отношения к окружающему миру.

задачи:

  • Развивать у детей творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Выявить творческий потенциал и возможности каждого ребенка.
  • Через знакомство с народным  декоративно-прикладным искусством

   расширять кругозор детей  и  обогащать их словарный запас.

  • Развивать мелкую моторику руки и графомоторные навыки средствами рисования и художественного конструирования
  • Формировать навыки учебной деятельности.
  • Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними
  • Привлекать детей старшего возраста к оформлению группы, детского сада.

Работа проводится мною по двум направлениям:

  1. Занятия  по декоративному  рисованию, так как отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества.
  1. Художественный труд с детьми (кружковая работа).

С чего начала?

  1. Изучила программы: «Радость творчества» - автор А.О. Соломенникова

                                             «Цветные ладошки»   - автор И.А. Лыкова

  1. Составила перспективный план и разработала пошаговую систему работы с дошкольниками  по декоративному рисованию, используя принцип постепенности и последовательности.

  1. Познакомилась с новыми техниками «изонить» и «квиллинг», сама сделала серию работ для оформления детского сада.
  2. Составила план  кружковой  работы, учитывая  индивидуальные  возможности детей и используя  принцип  «от простого к сложному».

При работе с детьми придерживаюсь следующих педагогических  условий:

  • Эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия  комфортности и  благополучия.
  • Педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении, но и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  • Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.
  • Обеспечивать детям возможность выбора.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

1 направление работы – Декоративное рисование

Декоративное рисование включает знакомство с различными видами росписей. Для этого использую как традиционные методы и приемы, так и новые нетрадиционные.

Используемые методы  и  приемы ознакомления с росписью

  • Рассказ воспитателя о возникновении росписи.
  • Рассматривание игрушек, предметов, имеющихся в наличии по данной   росписи.
  • Рассматривание образцов, выделение элементов и колорита.
  • Дидактические  игры.
  • Индивидуальная работа.
  • Использование трафаретов, шаблонов (для закрепления, вне занятий).
  • Зарисовка элементов на силуэтах предметов.
  • Использование художественного слова.
  • Выставки детских работ.

    Методы  и  приемы, направленные на развитие графомоторных навыков

  • Метод пассивных движений (взять руку ребенка в свою и на отдельном листе нарисовать вместе с ним).
  • Работа над формообразующими движениями (обводим пальцем правой и левой руки геометрические фигуры, предмет, рисуем пальчиком в воздухе, зрительный контроль).
  • Овладение способами рисования линий разного характера (штриховка, закрашивание).
  • Пальчиковые игры.
  • Отработка ритмичных движений при повторении однородных элементов узора.
  • Отработка навыка различного положения кисти и карандаша при разных приемах рисования, что способствует выработке легкости, свободы движения, его произвольного изменения по мере надобности.

Использование новых, нетрадиционных методов и приемов

Младшие и средние группы:

1. Работа с раздаточным материалом по цвету.

2. Дидактическая игра «Цветной кубик»

варианты:

   - Что бывает такого цвета?

   - Звукоподражание.

                      - Разные  движения на определенный цвет.

    3. Музыкальная игра «Цветные платочки».

Старшие и подготовительные группы:

  1. Пособие «Кубик» - элементы росписи.
  2. Использование схем при знакомстве с росписью.

3.Алгоритмы рисования элементов росписи.

4. Схемы расположения элементов на изделии.

2 направление – Художественный труд (кружковая работа)

Занимаясь с детьми художественным трудом, использую различные техники.

РИСОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ВЕРЕВОЧКИ

Его применение направлено на решение следующих задач:

  • совершенствование зрительного восприятия
  • развитие зрительно-моторной координации
  • формирование плавности, ритмичности и точности движений
  • подготовка руки к письму
  • развитие воображения.

         Рисование с помощью веревочки – это творческий процесс, который предполагает наличие четырех слагаемых:

  • развитое художественно – эстетическое восприятие
  • способность представлять будущий рисунок
  • владение техническими и изобразительными навыками
  • опыт общения с миром изобразительного искусства.

Этапы работы:

  1.  Знакомство с техникой.

Рассматривание работ и иллюстраций. Выкладывание простых узоров и воздушных петелек на столе по образцу.

  1. Фрукты (по желанию).
  2. «Осеннее дерево».
  3. «Животные».
  4. Занятия по желанию детей.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Нанесение контурного рисунка.
  2. Наклеивание веревочки на картон.
  3. Раскрашивание получившегося рисунка.

В этой технике работа активно развивает пространственное мышление и воображение, моторику, глазомер, умение отличать геометрические фигуры в любом положении, аккуратность, точность восприятия, внимание и зрительно-моторную координацию.

Этапы работы:

  1. Знакомство с техникой «Изонить».

Рассматривание работ, выполненных в этой технике, иллюстраций. Проведение «инструктажа» по работе с ножницами и иголкой.

  1. Овладение приемами работы с иглой (вдевание нитки в иголку, завязывание узелков, шитье стежков на картоне (по готовым «дырчатым» контурам).
  2. Вышивка уголков.
  3. Вышивка кругов.
  4. Выполнение коллективных работ  «Ваза», «Фрукты». Использование готовых  вышитых  кругов.
  5. Индивидуальная работа «Гномики».

КВИЛЛИНГ

Способствует решению следующих задач:

  1. Формирование усидчивости (подготовительный этап – скручивание полос – очень однообразный и утомительный).

2.  Развитие глазомера, ловкости движения рук.

3. Формирование способности  к преобразованию материалов.

4. Развитие конструктивных способностей.

5. Развитие инициативы и творчества.

В  процессе  художественно-творческой  деятельности  формируются  компоненты  учебной деятельности.

По  концепции  Д.Б.Эльконина  и  В.В.Давыдова  учебная  деятельность  включает  четыре  компонента:

  1. Учебная  задача, умение  понять  ее, принять  и  выполнить.
  2. Овладение  способами  решения  учебной  задачи  в  художественной  деятельности - это  усвоение  средств  и  способов  создания  образа.
  3. Формирование  действий  контроля. Создавая  образ  предмета  или  явления, ребенок  контролирует  свои  действия  и  их  результаты  и  оценивает  их.
  4. Формирование  действий  оценки.  У  детей  формируется  потребность  в  оценке  созданного  ими  образа. Сначала  эту  оценку  он  слышит  от  педагога.  Впоследствии  ребенок  это  делает  сам. Это  нужно  для  того, чтобы  ребенок  самостоятельно  усовершенствовал  свою  работу (исправил  ошибки, дополнил  созданный  им   образ).

И еще…

Формируются нравственно-волевые качества – потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности; при создании коллективных работ – умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Формируются качества личности: пытливость, инициативность, умственная активность, самостоятельность.

Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, детские страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно эмоциональное  состояние каждого ребенка.

Работу провожу в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников.

Консультации, мастер-классы на родительских  собраниях.

«Подготовка  руки  детей  к  письму  средствами  декоративного  рисования» старшая  группа

«Использование  ТРИЗа  в  рисовании»  старшая  группа

«Рука  развивает  мозг»   младшие  группы

«Как  помочь  юному  художнику»  младшие  группы

«Значение  ручного  труда  в  подготовки  детей  к  школе» подготовительная  группа.

Диагностическая работа

Для фиксации и оценивания знаний детей применяю разнообразные формы контроля: тестирование, беседы, диагностика. Диагностика помогла выявить уровень развития детей, их способности и наметить план дальнейшей работы. В своей работе часто обращаюсь к диагностике Т.С. Комаровой «Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества».

ИТОГ  РАБОТЫ

  1. В процессе работы у детей сформировались графомоторные навыки.
  2. Сформированы навыки учебной деятельности
  3. Научились совмещать в работе несколько техник одновременно, проявлять инициативу, творчество
  4. Выявлены творческие возможности каждого ребенка. Сделаны пожелания родителям о выборе кружков дополнительного образования (даны рекомендации).
  5. Отзывы учителей 1х классов положительные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследуе...

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе.

Как влияет художественно-продуктивная деятельность на развитие детей дошкольного возраста и на подготовку детей к школее....

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к школе.

В статье изложен материал о том, какое влияние   окезывают художественно-продуктивные виды деятельностина на пдготовку детей к школе....

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития....