конспект занятия "Городецкая роспись"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Туранская Ирина Радиковна

Городетская роспись деревянной доски

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_madou_d.s_no_4_g.tuymazy_1.doc110.03 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Бащкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 г. Туймазы  муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан




Конспект

организованно- образовательной деятельности

образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

раздел: «Изобразительная деятельность»

тема: «Городецкая роспись деревянной доски»

возрастная группа: старшая  группа.

Составила: воспитатель

МАДОУ детский сад №4

г. Туймазы

Туранская Ирина Радиковна

Педагогический стаж: 18 лет

Квалификационная  категория: нет

г. Туймазы, 2020г.

Цель: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью рисования элементов городецкой росписи.

Задачи:

Образовательные: 

- продолжать формировать умение узнавать городецкую роспись и ее характерные признаки;

-  закрепить умение рисовать элементы городецкой росписи – купавки, розаны, составлять узор на листе;

- закреплять умение самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет;

 - совершенствовать умение  смешивать краски на палитре;

Развивающие:

- развивать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними, закреплять умение работать всей кистью и её концом;

- развивать речь детей, обогащать словарный запас детей, активизировать в речь;

 - развивать умение детей отвечать на вопросы полным, содержательным ответом, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: 

- воспитывать эстетическое восприятие, чувство ритма, чувство композиции.

- воспитывать  уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению истории народных промыслов. 

Средства реализации:

Демонстрационный материал: иллюстрации городецкой росписи, электронное видеописьмо, выставка – с иллюстрациями работ городецких мастеров, образцы  узоров, образцы расписных досок.

Раздаточный материал: кисточки белка № 2 и № 4, гуашь, вода, клеенки, салфетки; шаблон разделочной доски - лист бумаги, тонированный желтым цветом.

Информационно-коммуникационные технологии: проектор, ноутбук, музыкальное сопровождение.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой.

Словарная работа: купавка, розан, бутон, подмалевок, оживка.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: рассматривание предметов и иллюстраций с изображением городецкой росписи.

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте, дети! В вашей группе – светло и весело! А весело от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем сегодня чаще улыбаться друг другу! Меня  зовут Ирина Радиковна!

Воспитатель: Дети, вы заметили,  какой красивый сундук! Я увидела его у вас за дверью.

Воспитатель: Вам интересно узнать, что же в нём?

Дети: Да, интересно.

Воспитатель открывает сундук и показывает, что в нем  лежит.

Воспитатель: Что это?

Дети: Расписная доска.

Воспитатель: А вы узнали, что это за роспись?

Дети: Говорят ответы (добиваться полных ответов от детей).

Воспитатель: А еще здесь есть письмо. «Детям старшей группы». «Здравствуйте дети, Пишут вам Миша и Маша. Мы вам на электронную почту, прислали  видеописьмо». Я думаю, что если мы его посмотрим, то узнаем правильный ответ. (Видео «Городецкая роспись»). Дети мы правильно назвали народный промысел?

Дети: Да, верно назвали, это городецкая роспись.

Воспитатель: Дети, а вы не хотите посетить  мастерскую города Городец! 

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мастерскую народных умельцев городецкой росписи.

«Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем!» (Звук волшебства). 

Дети, вот мы и оказались  мастерской.

Проходите за рабочие места.

Дети занимают рабочие места.

Воспитатель напоминает об осанке.

Воспитатель:  Мы  сегодня побудем в роли умельцев и попробуем рисовать необычные узоры на доске, по мотивам «Городецкой росписи». А вспомнить и разобраться в особенностях этой росписи нам поможет мальчик Миша и девочка Маша.

Дети просматривают видео.

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, из каких элементов состоит городецкая  роспись. 

Показ иллюстрации городецкой росписи и элементов - листья, розы, купавы, бутоны, ромашки.

Дети называют элементы росписи, воспитатель дополняет.

Воспитатель: Обратите внимание на экран. Можно по-разному расположить  гирлянды. Я предлагаю вам образцы на выбор. Посмотрите, как можно расположить «городецкую гирлянду».

Показ готовых образцов.

Воспитатель: На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор?

Ответы детей: Размещать гирлянду от центра к краям. (С центрального розана)

Воспитатель: Посмотрите на ваши рабочие столы, у вас есть краски, несколько кисточек, палитра, салфетка, и вода. Расскажите мне, для чего вам нужна палитра и кисточки с толстым и тонким ворсом.

Дети: Палитра нужна для смешивания красок, чтобы получить новый цвет. Кисти с толстым ворсом используются для основы (подмалевок) и  для рисования больших элементов. Для прорисовки мелких элементов (оживок) нужна кисть с тонким ворсом.

Воспитатель: Все ли необходимые краски у вас имеются? Какого цвета не хватает?

Дети: Розового и голубого.

Воспитатель Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?

Дети: В белую краску добавить немного красной краски, чтобы получился розовый цвет.

Воспитатель: А как получить голубой цвет?

Дети: В белую краску добавить немного синей.

Воспитатель: Давайте  перед началом работы немного отдохнем и сделаем физкультминутку. 

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Садимся на свои места.

Воспитатель напоминает  о правильной посадке за столом и последовательности работы с кистью.

Правила работы с кистью.

  • Кисть нужно держать тремя пальцами, между большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сильно сжимая пальчики.
  • Аккуратно смачивать кисточки в воде; удалите ненужное количество воды.
  • После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой.
  • Для получения другого оттенка или цвета используют палитру;

Воспитатель:  Еще раз посмотрим на красивые городецкие узоры.

Теперь попробуйте сами создать этот неповторимый образ. 

На доске я повешу последовательность рисования  элементов городецкой росписи (розанов, купавки, листьев) для того чтобы вам  легче было работать.

Дети начинают рисовать.

Педагог следит за правильностью исполнения узора.

Воспитатель (по ходу рисования):  Пока высыхает основа купавки, можно рисовать  листики и другие элементы.

Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русская народная мелодия.

Подведение итогов:

Воспитатель: Какие вы молодцы, у всех получились красивые расписные доски в стиле городецкой росписи. Вы настоящие народные умельцы.

Городец, Городец!

Кто освоил - молодец!

А сейчас нам пора  возвращаться. И сделать выставку - ярмарку из ваших работ в группе.  

Звук волшебства - дети возвращаются в группу.

Дети со своими рисунками выходят и вывешивают их на мольберты. Встают полукругом.

Рефлексия.

- Ребята вам понравился сегодняшнее путешествие, где мы сегодня побывали в гостях?

Дети: Мы побывали в мастерской народных умельцев города Городец.

Воспитатель: Поэтому роспись, выполненная мастерами города Городец называется…..  

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель:  Какие элементы городецкой росписи мы умеем рисовать?

Дети: Мы умеем рисовать - розан, купавка, листочки.

Воспитатель:   Как вы думаете, у вас получилось справиться с сегодняшним заданием, расписать доску в стиле городецкой росписи?

 Анализ нескольких работ - ответы детей

Воспитатель: Очень рада, что у вас получились такие красивые цветы на доске, вы работали аккуратно. А какая оживка! Прекрасные получились работы. Молодцы! Спасибо за работу. До свидания.