Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе:"Осенние картинки"
план-конспект занятия по рисованию

Иванова М.Н. Марина

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе:"Осенние картинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_osennie_kartinki.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Иванова М.Н.

                    МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары

        Конспект НОД по рисованию в подготовительной   к школе    группе              на тему: «Осенние картинки»

                     

Программное содержание. Изобразительные задачи.

Развивать умение передавать образы родной природы в разные периоды осени. Использовать в рисунке определённую цветовую гамму (колорит), передающую ее настроение: светлые, яркие, тёплые, радостные при изображении ранней и золотой осени; тёмные, тусклые, грустные при изображении поздней осени.

Совершенствовать умение создавать фон, изображая линию горизонта. Развивать умение передавать различия в величине изображаемых объектов в зависимости от их расположения  на близком, среднем и дальнем плане сюжета, рисовать деревья разных пород.

Развивающие задачи. Развивать творческие способности, умение строить художественный замысел рисунка (содержание, композицию и колорит).

Технические задачи. Закреплять умение создавать фон путём нанесения нескольких цветовых пятен кистью и растушёвывания их салфеткой или ватным диском.

Совершенствовать умение получать нужные цветовые оттенки путём смешивания красок: сначала наносить на палитру более светлую краску; тщательно промывать кисть перед тем, как набрать другой цвет;

рисовать кистями разной толщины и фактуры  (ель щетинной кистью); использовать на выбор нетрадиционные техники рисования ватными  палочками, губчатыми тампонами, зубной щёткой, смятой бумагой или фольгой, пробками из пробкового дерева, техникой рисования  ватными дисками и бумажными салфетками, приклеивая их на место, смоченное водой, придавая им необходимую форму и покрывая густо гуашью, рисование пальцами.  

 При необходимости, своевременно заменять грязную воду.

Воспитательные задачи. 

Воспитывать любовь к родной природе, родному краю, эстетические чувства. Воспитывать у детей стремление завершать работу, достигая её целостности.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать своё рабочее место, воспитывать аккуратность.

 Речевые задачи. Обогащать речь детей словами: искусная художница, роща, дубрава, смешанный лес, серебряная осень.

Активизировать в речи детей слова: пейзаж, ранняя осень, золотая осень, поздняя осень; яркие, светлые, радостные, тёплые, бледные, тусклые, тёмные, хмурые, грустные цвета, настроение, пейзаж. Активизировать в речи детей названия цветовых оттенков и промежуточных цветов (серо-голубой, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный, желто-коричневый, бордовый и т. д.).

Материал и оборудование.

1. Ноутбук.

2. Диск или флеш со слайдами: 5 слайдов с изображением ранней и золотой осени и 2 слайда с изображением поздней осени.

3. Магнитофон.

4. Диск с записью классической музыки для сопровождения процесса рисования: музыка Ф. Шопена «Мелодия осени» и «Ноктюрн Осень» ор.9.

5. Мольберт.

6. Магниты для крепления рисунков.

7. Костюм для Осени: платье жёлтого цвета, венок из осенних листьев, соответствующая бижутерия.

8. Бумага для рисования размером А4 и А3.

 9. Краски; акварель, гуашь.

10. Палитры, салфетки из ткани для сушки кистей, подставки, кисти разной толщины и разной фактуры (беличьи, нейлоновые, щетинные), палочки с губчатыми тампонами, ватные палочки, зубные щётки, ватные диски, бумажные салфетки для рисования и для удаления растекающейся краски.

11. 2 таза: для слива грязной воды и набора чистой, полотенце, тряпочка вискозная для протирания столов.

12. Стаканы-непроливайки.

13. Модели смешивания красок.

Предшествующая работа. Наблюдения за погодой, осенними явлениями природы, за растениями, деревьями на прогулке.

Рассматривание картин известных художников В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.О.Остроухова, И.Э.Грабаря, В.Г.Казанцева, М.В.Куприянова и других, иллюстрации, фотографий с изображением осенней природы в разные её периоды и погоду.

Рассматривание осенних листьев, их цветовых оттенков. Экспериментирование красками, упражнение в получении различных цветовых оттенков.

 Дидактические игры на подбор светлых, ярких, теплых цветов, характерных для колорита ранней, золотой осени, солнечной погоды, и тёмных, тусклых цветовых оттенков, характерных для поздней осени, пасмурной погоды.

Рисование деревьев, кустов и других объектов природы концом кисти и плашмя.

Освоение техники рисования нетрадиционными материалами: смятой бумагой или фольгой, ватными дисками, ватными палочками, пробками из пробкового дерева, губчатыми тампонами, пальцами рук, техники рисования  ватными дисками и бумажными салфетками, приклеивая их на место, смоченное водой, придавая им необходимую форму и покрывая густо гуашью.

Методы и приемы. I часть.

1. Загадка про осень.

2. Сюрпризный момент: появление Осени и предложение погулять вместе с ней по осеннему лесу, где есть полянки радости и полянки грусти.

3. Чтение отрывка из стихотворения З. Федоровской «Осень».

4. Рассматривание слайдов с изображением пейзажей природы ранней и золотой осени, одновременно уточнения знания цветовых оттенков, характерных для этих периодов осени и настроения, которое они вызывают.

5. Физкультминутка «Мы листики осенние».

6. Чтение отрывка из стихотворения В. Мироновича «Все деревья облетели».

7. Рассматривание слайдов с изображением поздней осени и серебряной (глубокой) осени. Уточнение знаний цветовых оттенков, характерных для этих периодов осени и настроение, которое они вызывают.

8. Создание проблемной ситуации: осень не успела раскрасить все полянки, просит у детей помощи, их согласие помочь.

9. Выбор листов бумаги для рисования.

10. Обсуждение композиционного решения рисунков (деревья и кусты растут в лесу в разных местах, одни ближе к нам – их рисуют крупно, другие дальше от нас – их рисуют маленькими; деревья выше кустов, кусты выше пней, пни выше грибов, трав).

11. Выбор материала, оборудование дети размещают на столах самостоятельно.

12. Привлечь внимание к таблице смешивания красок.

II часть.

1. Сопровождение процесса рисования музыкой.

2. Советы, напоминания по изображению объектов природы, подбору цветовой гаммы, использования нетрадиционных материалов.

3. Показ при необходимости на отдельном листе воспитателем.

III часть.

1. Рассматривание рисунков, рассказы детей об этих рисунках Осени.

2. Осень благодарит детей за помощь и предлагает вернуться в детский сад.

         Организация детей на занятии.

В I части дети возле воспитателя и Осени, затем перед ноутбуком, сидя на стульях небольшим полукругом.

Оборудование и изобразительные материалы отбирают самостоятельно себе на стол.

Во II части рисуют, сидя за столами. При необходимости свободно могут выйти из-за стола, чтобы сменить воду, подойти к таблице смешивания красок.

В III части дети анализируют готовые рисунки, рассказывают Осени о своих рисунках.

Индивидуальная работа.

В процессе рисования напомнить Даше К., Юле Н. о направлении роста веток у березы с показом на отдельном листке.

Во время анализа работ активизировать Катю Л., Артёма П. с целью закрепления названий использованных цветовых оттенков и слов, характеризующих настроение, вызываемых этими цветами.

Ход. 1 часть. Воспитатель. Ребята, послушайте загадку:

                                            Листья желтые летят

                                            Под ногами шелестят

                                            Солнце уж не припекает

                                            Когда это бывает?

Дети. Осенью.

Воспитатель. Правильно, это Осень.

Воспитатель надевает венок из осенних листьев и превращается в Осень.

Осень. А вот и я, сама Осень к вам в гости пожаловала. Я очень люблю рисовать. Меня называют искусной художницей.  Как вы думаете, почему?

Дети. Осенью меняется цвет листьев на деревьях, кустах. Они становятся жёлтыми, оранжевыми, красными, бордовыми, коричневыми, жёлто-зелеными, разноцветными.

Осень. Правильно. В разные периоды осени я люблю рисовать разными красками: то светлыми, то тёмными, тусклыми.

Ребята, я приглашаю вас погулять по осеннему лесу и посмотреть на моё творчество, как я расписываю пейзажи.

А что такое пейзаж? ( Это картины, на которых изображена природа).

Итак, вы хотите побывать в осеннем лесу и увидеть осенние пейзажи?

Дети.  Да, хотим.

Осень. Но этот лес не простой. В нем есть разные полянки: полянки радости и полянки грусти, печали. Угадайте, на какую полянку отправимся мы сначала? Для этого послушайте стихи:

              Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила:

         Пожелтел орешник и зарделись клены

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

        ( З. Федоровская «Осень», отрывок)

Осень. О каком периоде осени говорится в этом стихотворении?

Дети. О ранней и золотой осени.

Осень. Правильно. Итак, догадались, на какую полянку мы отправимся?

Дети. На полянку радости.

Осень. Правильно, идём на полянку радости. Садитесь перед экраном.

Осень предлагает детям сесть перед ноутбуком и начинает показывать слайды с изображением леса ранней и золотой осени.

1 слайд. Как вы думаете, какой это период осени? (Ранний). Как вы догадались? (На деревьях больше зелёных листьев, чем жёлтых). Какие деревья начинают раньше желтеть? Какие оттенки зелёного вы видите? Какого цвета трава? Много ли листьев в этот период осени на земле?

2 слайд. А это какой период осени? Какие деревья вы видите? Какого цвета листва? Какого цвета небо? Что ещё растёт в лесу кроме деревьев? (Кустарники, травы).

3 слайд. А это какой период осени? (Золотая осень). Почему золотая осень так называется? Какого цвета листья на деревьях?

4 слайд. Какое дерево перед нами? Какие у него листья по цвету? Какой величины деревья, которые растут близко к нам? А те, что вдали? Сколько листьев на земле? Что они вам напоминают? (Разноцветный ковёр). Какое явление природы мы наблюдаем в середине осени?  (Листопад).

Осень. Ребята, когда вы рассматривали эти пейзажи, какое у вас возникло настроение?

Дети. Радостное. Весёлое.

Осень. Какие цвета вызвали у вас такое настроение?

Дети. Яркие, светлые, радостные, тёплые.

Осень. Что помогает деревьям сбрасывать листья?

Дети. Ветер.

Осень. Давайте на минуту представим, что мы – листочки.

Физкультминутка:

Мы листики осенние (плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели (Руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (Присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

       (плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (Дети садятся по местам)

Осень. А теперь пойдем на другую полянку. Послушайте стихотворение:

              Все деревья облетели,

              Зеленеют только ели

              Стали голыми леса,

              Днём и ночью дождик льёт,

              Грязь и лужи у ворот.

                                         (В. Миронович)

Осень. Про какой период осени говорится в стихотворении? (Про позднюю).

Осень. Итак, на какую полянку мы отправимся теперь? Радости или грусти?

Дети. На полянку грусти.

         Осень. Идем на полянку грусти.  Садитесь перед экраном.

Осень предлагает сесть перед ноутбуком и начинает показывать слайды с изображением леса поздней осенью.

         5 слайд. Какой период осени? (Поздняя осень). Как вы догадались? Какие деревья?

Какое небо по цвету?

6 слайд. Какие листья по цвету поздней осенью? Что с ними происходит осенью? Какого цвета стала трава? Какие цветовые оттенки характерны для поздней осени?

7 слайд. Как называется период осени, когда выпадает снег, можно увидеть иней на ветках, траве? (Серебряная осень).

Осень. Поздняя осень – это время тишины, задумчивости, грусти. В это время осень грустит, ведь ей придется уйти и уступить зиме.

Ребята, когда вы смотрели на эти пейзажи, какое у вас возникло настроение?

Дети. Грустное, печальное, унылое, тоскливое. Хмурое, скучное.

Осень. Какие цвета вызвали у вас такое настроение?

Дети. Тёмные, серые, тусклые, бледные, коричневые.

Осень. Вот видите, как может меняться настроение. Тёплые, яркие, светлые, радостные краски поднимают настроение, а тусклые, тёмные наводят грусть и печаль.

Ребята, посмотрите (обращает внимание на листы для рисования), в моём лесу ещё много полянок пустых, я не успела их разрисовать. Помогите мне их расписать. Вы хотите мне помочь?

Дети. Да, хотим.

Осень. Тогда, пусть каждый нарисует свою полянку: весёлую или грустную, кто какую захочет. А я вам помогу.

Осень обращает внимание на изобразительные материалы на столе.

Осень. Я принесла вам разные краски, материалы. Выберите сами, что вам нужно для рисования.

Дети выбирают и размещают у себя на столах изобразительные материалы. Садятся за столы.

Осень. Ребята, подумайте, какой фон вы создадите, какие деревья, кустарники будут расти на ваших полянках по величине, толщине, возрасту? (высокие или низкие, толстые или тонкие, прямые или кривые, молодые или старые).

Осень. В каких местах растут деревья в лесу?

Дети. В разных местах. Одни ближе, другие дальше.

 Осень. Как вы будете рисовать деревья, которые растут близко к нам? (Крупно). А те, которые находятся вдали? (Мелко). Если вам понадобится такой цветовой оттенок, которого у вас нет среди красок, вы можете его получить на палитре. А если забыли, какие краски для этого надо смешать, то можете подойти и посмотреть на таблицу смешивания красок.

Итак, приступайте к работе.

II часть.

Дети рисуют. В процессе работы звучит музыка Ф. Шопена «Мелодии осени» и «Ноктюрн – Осень ор. 9». От своего имени Осень побуждает использовать различные оттенки, палитру для их получения, промывать тщательно кисти, прежде чем набрать другой цвет краски оказывает помощь в применении нетрадиционного материала в рисовании кроны деревьев и кустарников. Кто раньше закончит, рекомендует нарисовать тропинки, пенёчки, грибы и т.д. При необходимости дети могут вставать и заменять воду.

По окончании дети приносят рисунки для рассматривания.

III часть.

 Ребята вместе с Осенью рассматривают свои работы и рассказывают о них.

Осень. Ребята, расскажите о своих полянках? Какие деревья растут? Какие кустарники? Какие деревья растут ближе к нам, а какие вдали? Какие краски использовали? Назовите оттенки.

Какой период осени изобразил (а)…(Лера, Серёжа?)

Почему вы так думаете? Какое настроение у пейзажа?

Какая полянка получилась? (Радости или грусти?)

Какое место в лесу получилось особенно красивым?

По окончании рассматривания Осень благодарит детей за помощь, все полянки получились красивые (и грустные, и весёлые), все они очень понравились.

         Осень. В осеннем лесу воздух прохладный и вам пора возвращаться из леса в детский сад. До свидания, ребята.

Дети. До свидания.

Осень исчезает. Воспитатель снимает венок.

Воспитатель. Вот мы и вернулись в детский сад. А осень осталась в лесу расписывать другие полянки. Понравилось вам в осеннем лесу?

Дети. Да.

Воспитатель. В следующий раз мы с вами отправимся  в лес зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Осенний лист кленовый"

Конспект занятия по рисованию(подготовительная группа)Тема: «Осенний лист кленовый».Цели: познакомить ещё с одним из видом нетрадиционного рисования- рисование солью и клеем), научить способу работы в...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Осенний урожай».

Программные задачи:Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех - четырех предметов акварелью. Учить ...

Тема недели: Краски осень Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Тема: «Наша осень хороша»

Цель: Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной дл...

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе " Осенний пейзаж в технике монотипия"

Задачи: Учить рисовать осенний лес в новой технике рисования – монотипия, передавать характерные особенности осеннего леса, закрепить умение аккуратно рисовать гуашевыми красками, развивать речь...

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж»

Конспект НОД по рисованию  в подготовительной группе «Осенний пейзаж»...

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж»

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж»...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Дорисуй картинку»

Цель: развивать у детей умение по небольшим фрагментам рисунка распознавать и дорисовывать додуманный образ, объединять несколько предметов одним сложным.Материал: 3 демонстрации к сказкам и 3 б...