Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) по теме: «Дымковская слобода»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Архимандритова Ирина Леонидовна

Конспект занятия по рисованию в старшей группе детского сада по теме:"Дымковская слобода" (коллективная работа с использованием готового рисунка Слободы, на формате листа ватмана и заранее приготовленных шаблонов разных Дымковских игрушек).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад  комбинированного вида № 33 «Березка»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) по теме: «Дымковская слобода»

Выполнила:

воспитатель Архимандритова И.Л.

г.о. Королёв 2020 г.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»

Цель: Создание условий для развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Продолжить знакомить с дымковской игрушкой: с элементами узора, сочетаниями цветов, композицией;
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. 
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа: 

1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции.

2. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

Материал: силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги заранее, образцы элементов Дымковской росписи, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка), большой лист ватмана, оформленный под картину «Дымковская слобода», рисунки дымковских игрушек, коробка расписанная элементами Дымковской росписи, магнитная доска.

Ход НОД

- Дети, у нас сегодня не простое занятие. У нас на занятии присутствуют гости. Давайте все вместе поприветствуем их, и пожелаем всем доброго утра!

        А теперь тихонечко садитесь на свои места и слушайте внимательно. Я сегодня расскажу вам легенду.

- А кто знает, что такое легенда?

(Ответы детей)

- Легенда - это не сказка! Это история,  которая случилась на самом деле, но каждый человек, который ее рассказывал, придумывал и добавлял к ней что-то свое, так получилась целая легенда.

Слушайте внимательно!

 «Давным-давно за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу глубокой реки Вятка, недалеко от города Кирова, расположилось большое село.

        Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб вился голубой дымок. Домов в селении много и дымков много.

        А летом, в пасмурные деньки над речушкой стоял туман, и все село было окутано дымкой. Так и было это село все время в легкой дымке и зимой и летом. И прозвали люди то село – Дымково.

        Здесь, в селе Дымково, в далекую старину жила волшебница-мастерица. Брала она на берегу реки глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козликов, уточек, индюков, барынь, кавалеров и еще много-много всего.

        А вылепленные игрушки мастерица обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом расписывала разноцветными красками. И узоры на глиняных фигурках тоже были разные.

        Прослышал про расписные игрушки народ в деревне, и захотели люди на них посмотреть. Пришли они к волшебнице-мастерице, стоят – слова вымолвить не смеют. Так поразила жителей деревни красота расписных фигурок. Стоит народ – диву дается.

        А волшебница-мастерица была добрая и подарила на память людям свои расписные игрушки. Полюбились жителям деревни эти забавные фигурки. Вот и стали здешние жители лепить веселые, яркие, красочные игрушки и свистульки и продавать их на ярмарках.

        Слава о тех игрушках разлетелась по всему свету. И назвал народ эти расписные фигурки – Дымковские игрушки.

- Понравилась вам, ребята, легенда?

(Ответы детей)

- Хотели бы взглянуть, что же это за чудо-игрушки?

(Ответы детей)

- Посмотрите,  какая  у меня есть необыкновенная коробка – на белом фоне яркий, разноцветный рисунок. Это коробка расписана Дымковской росписью. Давайте сейчас посмотрим, что же там в середине?!

(Воспитатель открывает коробку, достает по очереди Барышню, Лошадку, Петушка, Козлика, Водоноску, Индюка – сопровождает каждую фигурку стихами о данной игрушке. Прикрепляет фигурки игрушек на магнитную доску).

Водоноска

За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт.

Индюк

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Олень

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Красноногий, желторогий,

Мчится глиняный олень. 

Барышня

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд. 

Конь

Кони глиняные мчатся, 

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.

- Посмотрите, ребята, как красиво расписаны игрушки. Давайте еще раз все вместе повторим, как эти игрушки называются.

(Ответы детей)

-Видите, игрушки украшены очень простыми узорами: круги, овалы, точки, прямые и волнистые линии, клеточки. Каждый символ росписи что-то обозначает. Круг – солнце, волнистая линия – вода, клеточка – вспаханное поле.

При росписи мастерицы используют только яркие цвета. Красный цвет – символ огня, красоты, силы, славы, здоровья. Синий и голубой – это цвет неба, воды. Зеленый – цвет жизни. Желтый – цвет солнца.

- Дети, я предлагаю вам сегодня самим стать Дымковскими мастерами. Давайте мы все вместе подойдем к доске и посмотрим, что на ней.

- У нас на доске Дымковская деревня, так называемая – Дымковская слобода. Только видите, дети, в нашей слободе есть дома, деревья, дороги, а жителей в ней нет! А в нашей волшебной коробке есть фигурки барышень, лошадок, петушков, но они белые, не расписанные и поэтому очень грустные. Давайте мы с вами их распишем и после этого поселим в нашу Дымковскую деревню – Дымковскую слободу.

-  А, чтобы нам с вами легче работалось, давайте выполним небольшую гимнастику.

Физминутка «Дымковские игрушки».

Мы игрушки расписные,                  («тарелочки»)

Хохотушки вятские,              

Щеголихи слободские,                (руки на пояс, повороты в стороны)

Кумушки посадские.              

У нас ручки крендельком           (руки на поясе, наклоны в стороны)

Щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком              (руки на поясе, полуприседания)

Весь народ на ярмарке.

- А сейчас, ребята, предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать силуэты Дымковских игрушек.

(Дети проходят и садятся за столы. На столах силуэты игрушек и чистые листочки).

- Хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня мы будем использовать только тонкие кисти. Линии проводим кончиком кисти, краску набираем на самый кончик. Не забываем, что прежде чем набрать краску другого цвета, мы должны хорошенько промыть кисточку и убрать остатки воды об салфетку.

- На доске висит схема, на ней подсказка, какие элементы росписи вы можете использовать для росписи своих игрушек. А рядом с силуэтами игрушек на ваших столах лежат чистые листочки, на которых вы сможете попробовать нарисовать тот узор, который вы придумали.

- Садимся удобно и начинаем работу.

(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ)

- А теперь заканчивайте свои работы, и мы поселим все наши игрушки в Дымковскую слободу. Посмотрите, какая красивая деревня у нас получилась. Как много в ней стало жителей.

- Дети, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего делать?

(Ответы детей)

- Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. У вас получились очень красивые Дымковские фигурки. Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО " Художественно- эстетическое развитие" Рисование на тему:"Дымковская слобода"

Закреплять знания о дымковских игрушках,о дымковский росписи;эмоционально положительное отношение к народному , декоративному искусству.  Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета и композ...

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы. Тема: Дымковская барышня.

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы.Тема: Дымковская барышня....

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...

Конспект занятия в старшей группе по рисованию на тему: «Дымковская барышня»

Цель: - вызвать интерес детей к росписи дымковской игрушки;- закрепить знание детей об элементах дымковской росписи;- побуждать упражняться в технике прорисовывания овалов, кружков,точек, прямых и вол...

Конспект ООД по художественно – эстетическому направлению способом оригами на тему: «Плывет кораблик» для детей старшего дошкольного возраста.

Развивать творческие способности детей, умение складывать из листка бумаги кораблик, продумывать фоновые детали и красиво располагать изображения на картоне....