Рабочая программа кружка "Весёлый художник"
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа)

Кондратьева Наталия Станиславовна

В программе представлен все необходимые материалы для работы кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_hudozhnik_srednyaya_gruppa.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида г.Бокситогорска»

Рабочая программа кружка «Весёлый художник»

(средняя группа) 

Срок реализации программы: 1год

 

 Воспитатель:

Кондратьева Наталия Станиславовна

г. Бокситогорск

2020-2021г.

Рабочая программа кружка «Весёлый художник»

(средняя группа)

     Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Программа рекомендуется для педагогов дошкольного образования.

Пояснительная записка

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

    Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

   Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

    Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображению. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

     Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

   Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

   Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

    На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Весёлый художник». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

    В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель: Развитие творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования через кружковую деятельность. 

Задачи:

– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Нетрадиционные техники:

      Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белая графика черным фломастером. Кляксография. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная. Использование манной крупы. Использование соли. Оттиск геометрических фигур. Рисовании по трафарету с творческим дополнением, объемная аппликация, аппликация из салфеток, оригами, пластилинография, рисование по наждачной бумаге, размывание черного фломастера водой.

Организация занятий кружка.

Одно занятие в неделю по 20 минут.

Материал: акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.

Оценка результативности программы проводится по методике Комаровой Т. С. «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т. д.

Перспективный план кружка «Веселый художник»

Месяц

Задачи

Материал

Предварительная работа

Октябрь

1 неделя -«Осень на опушке краски разводила»

(печать листьев)

- Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев»;

- воспитывать интерес к осенним явлениям природы;

- развивать чувство композиции, цветовосприятия

 -листья разных пород деревьев (4-5 видов), 2 альбомных листа, набор гуашевых красок, кисть, салфетки, репродукция И. Левитана

Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени

2 неделя -«Яблочный компот»

 (Штамп, рисование ватной палочкой)

-учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками;

-учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины; -учить украшать поделку

-вырезанные силуэты банок из белого картона,гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти,для украшения: салфетки, тесьма

Сбор яблок на участке

3 неделя-

«Ветка рябины»

(рисование пальчиками)


- Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности;

- познакомить с техникой пальчикового рисования

-альбомный лист в форме овала, тонированный черной гуашью, гуашь, гроздь рябины

Наблюдение за рябиной во время прогулок

Месяц

Задачи

Материал

Предварительная работа

Октябрь

4 неделя – «Осенние мотивы»

(раздувание краски)

- Познакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные особенности;

- помочь освоить новый способ изображения;

- развивать воображение, фантазию, мышцы рта.

-репродукции с осенним пейзажем, 2 альбомных листа,  трубочка от коктейля, гуашь

Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание стихов об осени, игры с листьями на прогулке

Ноябрь

1 неделя – «Колючая сказка»

(рисование штрихом)

- Обучить ритмичному нанесению штриховки;

- учить изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели;

- развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном в разных направлениях без просветов

-репродукции с изображением ежа, альбомный лист, простой карандаш.

Чтение рассказов М. Пришвина, Е. Чарушина «Еж», рассматривание картины «Ежи».

2 неделя – «Плюшевый медвежонок»

(рисование поролоном)

- Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоном, губкой;

- учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа;

-   побуждать детей передавать в рисунке образ игрушки;

-детские игрушки, альбомный лист, простой карандаш; набор гуашевых красок; 2 кусочка поролона, губки; тонкая кисть;

Рассматривание игрушек и составление описательных рассказов о них на занятиях по развитию речи

3 неделя «Царство грибов»

(рисование манной крупой)

-ознакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы;

- продолжать учить детей работать с красками;

- воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое

-картон или плотный ватман; клей ПВА; кисти разных размеров; простой карандаш; ластик; гуашь, краски; манная крупа; банка с водой

Рассматривание грибов, познакомить с манкой как с материалом для рисования.

4 неделя – «Цветик - семицветик»

(смешивание цветов)

- Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков;

- закреплять представления детей о цветовом многообразии, навыка закрашивания внутри контура

- спектральный круг; альбомный лист с контурным изображением цветка; набор гуашевых красок; палитра

Рассматривание иллюстраций с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге

Месяц

Задачи

Материал

Предварительная работа

Декабрь

1 неделя – «Зимние напевы»

(набрызги)

- Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги»;

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа;

- обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой.

-репродукции с зимним пейзажем; альбомный лист с готовым фоном; набор гуашевых красок; зубная щетка; карандаш

Подготовка фона для предстоящей работы, наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание картин о зиме, беседа с детьми на тему «Какого цвета зима?»

2 неделя – «Дед Мороз»

(рисование солью) 

- Обучить новому приему: присыпание солью по мокрой краске;

- закрепить умения рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей, их расположение;

- закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску;

- побуждать детей к творческой активности

игрушка Буратино; альбомный лист; набор гуашевых красок; стаканчик с водой; соль в солонке

Разучивание стихов о Дед Морозе, чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», рассматривание иллюстраций с изображением Деда Мороза

3 неделя- «Укрась варежки»

 (тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками)

-совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью;

 -учить украшать варежки, используя ватные палочки;

 -развивать чувство ритма, цвета

-листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.

Рассматривание узоров из серии картинок «Декоративно-прикладное исскуство»

4 неделя-

 « Елочка пушистая, нарядная»

(тычок жесткой полусухой кистью)

-упражнять в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью;

-продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

-листы бумаги, цветная гуашь, жесткие кисти

Месяц

Задачи

Материал

Предварительная работа

Январь

1 неделя – «Морозный узор»

(техника набрызга и вытягивание нитки)

- Помочь освоить метод спонтанного рисования;

- вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;

- развивать воображение, творчество, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное

-  лист синего цвета; соломинки для коктейлей; акварельные краски; нитки

Наблюдение за зимними узорами на окнах в зимнее время

2 неделя – «Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»»

(клеевые картинки – техника выполнения витражей)

- Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения;

- выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях;

- закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью

- Репродукции с зимними пейзажами; альбомный лист; набор гуашевых красок; палитра; простой карандаш; клей ПВА; салфетка

Чтение сказки Андерсена «Снежная королева», рассматривание репродукций с зимними пейзажами.

3 неделя-
«Метель»
(Ниткография)

- Познакомить с техникой ниткография; -учить рисовать в данной технике;

-развивать воображение, ассоциативное мышление

Листы бумаги, гуашь, нитки

Рассматривание репродукций с зимними явлениями природы

4неделя- «Дед Мороз» (аппликация из ваты)

-учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка

-цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза

Рассматривание иллюстраций с изображением Деда Мороза

Месяц

Задачи

Материал

Предварительная работа

Февраль

1 неделя – «Рисуем по шаблону»

(шаблонография)

- Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм;

- научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон;

- расширять представление детей о строении сложных предметов;

- развивать мелкую моторику рук

 Альбомный лист, набор шаблонов геометрических фигур

разного размера, простой карандаш, набор цветных карандашей, набор геометрических фигур разного размера и цвета, картинки – разгадки

Тренировочный прием: создание разных объектов из геометрических фигур на фланелеграфе.

2 неделя – «Ожившая сказка»

(ожившие предметы)

- Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка;

- развивать образную память, воображение, творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта

- Альбомный лист,

простой карандаш,

цветные карандаши

Чтение отрывка из сказки Дж. Родари «Чиполлино», чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

3неделя-«Снегири на ветке»

(тычок полусухой жёсткой кистью + крупа)

- учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка;

-развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие;

-учить рисовать снегирей, используя метод тычка

Листы бумаги, цветная гуашь, жесткие кисти, крупа

Беседа о перелетных и зимующих птицах, рассматривание снегиря

4неделя- «Портрет солдат»

 (восковые мелки + акварель)

Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать,

- учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).

Альбомные листы, акварель, кисти, восковые мелки

Презентация фильма о солдатах и их подвигах

МЕСЯЦ

ЗАДАЧИ

МАТЕРИАЛ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Март

1неделя-«Мимоза»

(тычком + набрызг

+ аппликация

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Листы бумаги, цветная гуашь, жесткие кисти,

Рассматривание ветки мимозы

2 неделя – «Веселые кляксы»

(кляксография)

- Познакомить с новым способом изображения – кляксография;

- учить дорисовывать детали объектов полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности и сходства с реальными образами;

- развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, поощрение детского творчества

- Альбомный лист; дополнительный лист; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка

Рассматривание водорослей в аквариуме.

3 неделя – «Красивые картинки из разноцветной нитки»

(рисование нитками)

- Познакомить с новым способом рисования;

- учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой;

- учить выкладывать нить точно по нарисованному контуру;

- развивать цветовосприятие, умение подбирать соответствующие цветовые сочетания;

- развивать мелкую моторику рук.

- Альбомный лист с готовым фоном; простой карандаш; клей ПВА; разноцветные нитки; набор фломастеров; ножницы; салфетка; фартук.

Тренировочный прием по выкладыванию рисунка цветными нитками на бархатной бумаге.

4 неделя- «Ранняя весна»

(по – мокрому)

-Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью;

 -развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа;

-создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений;

-развивать творческое воображение

- Альбомный лист; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка

Репродукции картин на тему «Весна»

Месяц

Задачи

Материал

Предварительная работа

Апрель

1 неделя – «Космический пейзаж»

(способ граттаж)

- Обучить новому способу – граттажу;

- воспитывать стремление к познанию окружающего мира;

- формировать умение получения четкого контура рисуемых объектов;

- развивать мелкую моторику рук

- Альбомный лист с готовой основой под граттаж; заостренная палочка

Беседа о космосе, первом космонавте Ю. Гагарине, чтение рассказа «Первый полет» А. Митяева.

2 неделя – «Пейзаж у озера»

(монотипия)

- Познакомить с новой техникой изображения пейзажа – монотипией;

- закрепить знания детей об окружающем мире;

- развивать умение детей создавать композицию.

- Иллюстрация с пейзажем «Отражение в озерке»; альбомный лист с готовой линией сгиба (верхняя часть тонирована голубым цветом, нижняя – синим); акварельные краски;

Индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце?», наблюдение за отражением предметов в лужице, просмотр мультфильма «Крошка Енот».

3неделя- «Сказочная поляна»

(монотипия предметная)

-Учить изображать распускающие деревья, цветы;

-развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту

- Альбомный лист; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка

4неделя- «Закат солнца в пустыне»

(акварель + цветная соль)

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения;

-учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца

альбомный лист; набор гуашевых красок; стаканчик с водой; соль в солонке

Подготовка цветной соли для работы

Месяц

Задачи

Материал

Предварительная работа

Май

1 неделя – «Салют»

(проступающий рисунок)

- Формировать у детей представления о подвиге народа во время Великой Отечественной войны;

- закрепление свойств разных материалов, используемых в работе: акварель, восковые мелки;

- усвоение навыка проведения непрерывных линий;

- развитие композиционных навыков, пространственных представлений

- Репродукция с изображением салюта; альбомный лист; набор восковых мелков; акварельные краски; кисть; стаканчик с водой; салфетка

Беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля «Твои защитники»

2 неделя – «Черемуха»

(рисование методом тычка)

- Познакомить с техникой рисования тычком;

- формирование чувства композиции;

- расширять знания детей об окружающем мире;

- познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи.

- Ветка черемухи (рисунок); альбомный лист с черным фоном;
набор гуашевых красок; 2-3 ватные палочки; салфетка.

Наблюдение за цветущей черемухой во дворе, в парке.

3неделя- «Вот и лето пришло»

(роспись на камушках)

Учить делать изображения на камне;

-развивать воображение и творчество

набор гуашевых красок; 2-3 ватные палочки; салфетка

Сбор и подготовка камней для росписи

4неделя- «Красивые бабочки»
(Рисование ладошкой)

Совершенствовать технику рисования ладошкой;

-учить украшать бабочку, используя ватные палочки;

-развивать чувство цвета

Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки.

Наблюдения в природе за полетом и разнообразием бабочек. Серия картинок «Бабочки»

 

                                              

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 - Москва, 2007.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 – Москва, 2007.
  3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – ТЦ Сфера, 2006.
  4. Никитина Л.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – КАРО, 2010.
  5. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. (Серия «Библиотека воспитателя») – ТЦ Сфера, 2011. 
  6. Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.
  7. Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
  8. К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
  9. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
  10. И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
  11. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный художник"

АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для одаренных детей «Каждый ребенок-художник» на 2015-2018г.г

Данная ПРОГРАММА создана для работы с художественно-одаренными детьми. Но материал можно использовать при проведении НОД по теме "Знакомство с пейзажем", "Сюжетное рисование по литературным произведен...

Аннотация к рабочей программе "Юные художники"

Нетрадицинные техники рисование...

Аннотация к рабочей программе "Юные художники"

Нетрадиционные техники рисования...

Рабочая программа «Юный художник» для детей 2-3лет

   Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности(работа с разными художественными материалами, инструментами и новыми интересными техниками рисования) и на...

Рабочая программа «Весёлый художник»

для детей 5-7 лет, нетрадиционная техника рисования...