Нетрадиционное рисование " Морозный узор" ( восковые мелки+ акварель)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Оздоева Марет Мухарбековна
Цель : - научить детей изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т.д.), сочетая традиционные и нетрадиционные техники рисования. Задачи занятия: - обучающая – научить передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью; продолжать формировать знания о народном декоративно - прикладном творчестве. - развивающая - развитие творческого воображения, фантазии, памяти, глазомера; развитие умения составлять композицию рисунка. - воспитательная – воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы. Задание для учащихся: изображение морозных узоров. Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, банка с водой, салфетки. Зрительный ряд: фотографии с морозными узорами, вологодским кружевом. Литературный ряд: стихи, загадки про зиму, мороз, морозные узоры. Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года. Январь», звуки тройки. Планируемые результаты. Личностные: -составление своего узора; - участвовать в оценке работ; - иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, в природе; - стремление самоконтролю и анализу своих действий. Регулятивные: - применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Коммуникативные: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем . - работать индивидуально; - формулировать собственное мнение и умение выражать его. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Ход урока: Организационный момент. (3 мин) - Встанем красиво. Сделаем вдох – вдохнем хорошее настроение, сделаем выдох – выдохнем плохое настроение, беспокойство. - Мы отправляемся в сказочное путешествие. Садитесь поудобнее. И поедем мы с вами ни на машине, ни на поезде. А поедем на русской тройке. Побываем мы в деревне. А теперь давайте представим. Мы садимся в деревянные сани с расписными узорами. А в упряжке нас ждут 3 резвых коня. И вот мы мчимся по сказочному полю. Закрыли глаза и представили. Поехали!!! Слушаем музыку. Вот и прибыли. Мы с вами в лесу. Посмотрите, все украшено, как в сказке. Пригорки и опушки покрыты глубоким и пушистым снегом. Снег переливается , как серебро. Снежинки тихо-тихо падают и постепенно украшают деревья, кусты, елки в белый пушистый наряд. А снежинки сверкают, как жемчуг. II. Постановка цели. - Сегодня у нас на занятии необычный учитель, отгадайте, кто это? Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. Это – клён, а это – ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной! (Мороз) Мороз – художник лучший, По городу идет. То щеки нарумянит, Всех за нос ущипнет А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью, И на окне нарисовал Сверкающие листья. Показ иллюстраций. - Прошли новогодние праздники, но чудеса не закончились. Сегодня мы сами поучимся мастерству у Деда Мороза, будем сами создавать зимние узоры. III. Беседа - А теперь поехали в деревню. И вот мы в избе. Зимним вечером приятно посидеть у теплой печки, поглядывая в замершее окно и слушая, как завывает ветер на улице и трещит мороз. – Нарисовать морозные узоры нам помогут вот эти изделия. (Учитель показывает иллюстрации вологодского кружева). – Кто знает, как они называются? (Кружево.) – Да, это – кружево. Их плетут при помощи специального крючка и различных ниток. Этим плетением занимаются во многих русских землях. Особенно на Севере, в Вологодском крае. Судьба у этого вида искусства счастливая. Мы до сих пор используем кружево для украшения наших жилищ и одежды. – Скажите, какие природные формы мы видим в них? (Листики, цветочки, завитки.) – Правильно. Народные мастерицы всегда подсматривали у растений формы для изготовления своих изделий! Посмотрите на узор кружева и узоры на окнах. Что вы можете сказать? (они содержат похожие элементы). Физкультминутка - Предлагаю вам поучиться прясть нитку с помощью веретена: Позолоченная прялица, Пальцы обеих рук собраны в щепоть, Мы прядем, а нитка тянется, левую поднять на уровень плеча, Мы прядем, а нитка тянется, правую медленно поднимать и опускать, Нам работа наша нравится. имитировать движение скручивания (Русская народная песня) нити. – Что мы еще можем изобразить в виде морозного узора? (Ответы детей.) – Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадки будут ответами на мой вопрос. 1. Лишь белый узор, что плетут кружевницы, С мерцанием звездочек этих сравнится (снежинки). – На свете нет ни одной похожей снежинки, но все они возникают по одному правилу. Их лучи располагаются как бы в зеркальном отражении. (Рисуем на доске снежинку.) 2.Побелело за ночь всюду А у нас в квартире чудо За окошком дом исчез Там волшебный вырос… (лес) - Правильно, можем изобразить лес. 3. Дети, а что еще можно изобразить в виде морозного узора на окне? Пофантазируйте. ( Ответы детей. Морозные узоры напоминают волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели). IV. Объяснение этапов работы. - Что у вас лежит на столе? (Инструменты художника, рамы, клей ) - Всеми ли вы умеете работать? (Не умеем свечкой.) - Я вас научу, но прежде всего надо определить порядок действий. - Как расположить лист бумаги? Горизонтально или вертикально?(горизонтально) - А в каких частях окна чаще всего располагаются узоры? (По низу стекла и по бокам.) - В какое время суток лучше рассматривать узоры на стекле? (Ранним утром и вечером) Краски какого цвета нам понадобятся? (Синего и белого.) - Нет, ребята, белая краска нам сегодня не понадобится, т. к. ее функцию выполнит свечка. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, останутся белыми. - У вас 4 рамы. Давайте посмотрим в них. Одинаковые или разные рисунки будут на них? - Внимательно выслушайте порядок работы: 1) Продумайте композицию рисунка. 2) Задуманный рисунок нанесите свечой с сильным нажимом. 3) Равномерно нанесите синюю краску. V. Приступаем к работе 1. Звучит подборка классических произведений (тихо). 2. Педагог указывает на ошибки детей. VI. Подведение итогов. Выставка. Анализ работ. 1.Полюбуемся на работы. Ребята 1- го ряда выйдите к доске и покажите рисунки, аплодисменты; 2-го ряда, 3- го ряда. - Какие работы вам понравились больше всего? Почему? Объясни 2. Получили ли вы удовольствие от работы на занятии? – Что нового узнали о работе художника? – С каким народным творчеством познакомились? – Какие инструменты художника вы знаете? – А какой из них для вас новый? - Чего еще не хватает на окне? На следующем занятии мы украсим окна наличниками. 3. Рефлексия - У вас на столах снежинки. Если вам было интересно и комфортно на занятии, выберите самую большую снежинку; если были трудности и вам что- то не понравилось – снежинку поменьше; если было очень трудно и некомфортно – самую маленькую снежинку. Прицепите снежинки на доску. Смотрите, какой узор у нас получился. Молодцы, потрудились на славу. Хорошие ученики у Деда Мороза!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное рисование "Ромашковое поле" (восковые мелки+акварель)

Рисование восковыми мелками и акварелью "Ромашковое поле"     Все дети очень любят рисовать карандашами, фломастерами и восковыми мелками. Сегодня мы будем рисовать ромашковое...

Нетрадиционная техника рисования: Морозные узоры ( свеча и акварель)

Зима. Что может быть интересней, как нарисовать с помощью свечи и акварели морозные узоры!Такая техника выполнения рисунка обычно приводит детей в восторг, завораживая конечным эффектом появления изоб...

Конспект по рисованию в нетрадиционной технике рисования « восковые мелки + акварель» в старшей группе. Тема: «Сказочная страна» (по русским народным сказкам)

Конспект по рисованию в нетрадиционной технике рисования « восковые мелки + акварель» в старшей группе.Тема: «Сказочная страна» (по русским народным сказкам)...

Занятие в разновозрастной группе по нетрадиционному рисованию «Морозные узоры»

Занятие в разновозрастной группе по нетрадиционному рисованию «Морозные узоры" Цель: создать условия для развития интереса детей к изобразительному творчеству....

Занятие по рисованию акварелью в нетрадиционной технике. "Морозные узоры на окне"

вызывать интерес к зимним явлениям природы; помочь освоить новый способ рисования с использованием акварели и пищевой пленки; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобраз...

Занятие по нетрадиционному рисованию свечой и восковым карандашом "Морозные узоры"

В процессе занятия у детей развиваются творческие способности. Дети знакомятся с новой техникой рисования свечой и восковым карандашом....