Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у Мастерицы» (для детей с нарушением зрения)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Валекайте Данутэ Пятросовна

Данное занятие разработано  для детей подготовительной к школе группы ( с нарушением зрения), в ходе которого дети закрепляют умение расписывать отдельные элементы, передавая характер народной (дымковской) росписи. Развивают пространственное мышление,эстетические чувства, эмоции, интерес к рисованию. Развивают познавательный интерес в области народного творчества..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_hud.-est.razv-iyu_v_gostyah_u_masteritsy.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у Мастерицы» (для детей с нарушением зрения)

Цель: Развитие познавательных интересов в области народного творчества.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение расписывать отдельные элементы одежды барышни, передавая характер народной росписи, соблюдая форму элементов, располагая их в определенной последовательности (композиционно).

Формировать умение детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Развивающие: развивать пространственное мышление в процессе составления узора из элементов дымковской росписи; развивать эстетические чувства, эмоции,  интерес к рисованию, мелкую моторику рук.

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных  мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Воспитательные: формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, отмечать яркие, жизнерадостные узоры дымковской росписи.

Поощрять стремление детей реализовывать свой творческий потенциал в процессе изобразительной деятельности.

Предварительная работа:

•        Рассказ о народно – прикладном искусстве;

•        Дидактические игры:  «Сложи целое», «Подскажи словечко».

•        Рассматривание иллюстраций, образцов дымковской игрушки, альбомов;

•        Беседы.

•        Лепка дымковской игрушки

•        Рисование отдельных элементов дымковской росписи; раскрашивание раскрасок.

Оборудование:

для воспитателя: русский народный костюм (костюм Мастерицы);

демонстрационный материал: дымковские игрушки из глины, картинки с изображением элементов дымковской росписи, фотографии дымковских игрушек села Дымково; шаблон дымковской барыни;

раздаточный материал: отдельные элементы наряда дымковской барыни (по количеству детей), гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки для воды, салфетки, двусторонний скотч.  

Ход занятия:

Звучит музыка «Ярмарка», дети заходят в группу. В группе за столом сидит Мастерица и раскрашивает фигурки, тихо напевая:

Мастерица: 

Глины маленький комок

В чудо превратится,

Если только попадет

В руки мастерицы…

Около её стола стоят две скамейки. Мастерица приглашает детей присесть.

- Здравствуйте гости дорогие! Ой, вы, гости - детвора, вы откуда и куда, где бывали, что видали?  Как  же вы ко мне попали?

Дети (девочка): Здравствуй Мастерица! Мы с друзьями много где бывали и много чего видели. Мы любим ездить на экскурсии, ходить на выставки, в библиотеку. И вообще любим гулять и всё интересное узнавать.

Мальчик: Вот и сегодня мы пришли сюда, потому что услышали весёлую музыку, она нам очень понравилась.

Мастерица: Ну что ж, добро пожаловать в мою мастерскую! А знаете, что это за музыка? Дети: (Ответы детей)

Мастерица: Эта музыка называется «Ярмарка».  Обычно, такую музыку  можно услышать на праздничных гуляниях, ярмарках.  А вы знаете, что такое ярмарка?

Дети:  (ответы детей) Праздничное гуляние…

Мастерица: Молодцы! Всё правильно ответили. Вот и я сегодня готовлюсь к ярмарке. Хотите узнать, что я делаю? Отгадайте мою загадку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

Дети:  Дымковские игрушки!

Мастерица: Правильно, дымковские игрушки. А я занимаюсь росписью.

Эти игрушки делают дымковские мастера, которые  живут в селе Дымково. Там любят люди песни, пляски

В селе рождаются чудо - сказки.

Вечера зимой длинные,

А лепят там из глины

Игрушки не простые,

А глиняные расписные.

Дымковские игрушки бывают разные.  Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают. В стародавние времена русский народ  собирался на ярмарках и народных гуляньях. Девицы-красавицы надевали свои лучшие наряды, яркие разноцветные  сарафаны и кокошники, собирались у березок и водили хороводы.

 

Мастерица подводит детей к мольберту, на котором расположены картинки с изображением разных игрушек.

Мастерица: Ребята, посмотрите внимательно на эти игрушки. Нравятся вам игрушки? Какое настроение у вас  эти игрушки создают?

Дети: Весёлое, радостное настроение.

Мастерица: Почему веселое, радостное?

Дети: Игрушки светлые, яркие.

Мастерица: Посмотрите, какого цвета в них больше?

Дети: белого.

Мастерица: Какие еще есть цвета?

 Дети: Краски оранжевого, красного, синего, зеленого, желтого цветов.  

Мастерица: Игрушки делают из глины красного цвета, но потом их раскрашивают белым и рисуют  яркие красивые узоры.

Мастерица: Какие узоры используют для росписи игрушек?

Дети: Для росписи дымковских игрушек мастера используют элементы: кружки – горошины, кольца, прямые и волнистые линии, точки.

Мастерица: Молодцы!  Внимательные, наблюдательные у меня сегодня гости! На все вопросы ответили правильно.   Ох и засиделась я, надо бы размяться, давайте со мной? Выходите, в круг вставайте, да за мною повторяйте!

Звучит русская народная музыка, дети выходят в середину группы и выполняют движения, в соответствии с текстом.

Физминутка:

Мы игрушки расписные,        (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские                 (Улыбка друг другу с поворотом) 

Щеголихи слободские,                (Поворот вокруг себя) 

Кумушки посадские.                    (Небольшие приседания) 

У нас ручки крендельком                (Показ рук вперед, на пояс) 

Щёчки будто яблочки,                     (Легкие прикасания к своим щекам) 

С нами издавна знаком                           (Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.                                        (Поклон)

Мастерица:  Ох, и весело мне с вами! Да, к сожалению, не могу я с вами долго веселиться, работы у меня много! Боюсь, к сроку не успею.

Дети: Мы можем вам помочь! Вы только скажите, что нам делать.

Мастерица: Вот, спасибо ребята! Помощь мне и правда не помешает! Есть у меня для вас одна работа! Вот здесь у меня барыня. Но только она совсем не нарядная. А такая игрушка  на ярмарку совсем не годится! Поможете мне её нарядить?

Дети: Поможем!

Мастерица подводит детей  к мольберту, на котором расположен большой шаблон дымковской барышни. Мастерица предлагает детям раскрасить отдельные элементы одежды барышни, используя дымковскую роспись. На столе лежат отдельные элементы одежды барыни: кокошник, юбка, фартук, волан и т.д. Дети подходят и берут себе любой элемент по желанию. Далее дети проходят за столы, на которых подготовлено всё для работы: гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой и т.д.

Мастерица: Ах, как же я рада, что у меня появились такие замечательные помощники! Настоящие подмастерья!   Прежде чем вы приступите к работе, надо выполнить гимнастику для глаз.  

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Мастерить сейчас начнем.

Мастерица:  А теперь, милости прошу вас в мастерскую.

Дети проходят за столы.  Мастерица предлагает выполнить пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика

Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские

Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные…

Наши руки крендельком,

Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить» ногтями – «кренделек»

Щеки будто яблочки.

Сделать из рук надутый шарик – «яблочко»

С нами издавна знаком

Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному…

Весь народ на ярмарке.

Перекрест пальцев, пожатие

Мастерица:  Давайте вспомним, какие узоры мы будем использовать для росписи?

Дети: Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца.

Мастерица:  Молодцы! Правильно ответили.  Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь. Спину держите прямо, ноги поставьте ровно.

Дети приступают к работе. Звучит не громко русская народная музыка. По ходу расписывания элементов, Мастерица подходит к детям, следит за ходом работы, спрашивает некоторых детей, какие цвета они будут сочетать в узоре, какие элементы росписи используют при раскрашивании.  Советует крупные элементы рисовать яркими красками.

После того, как дети раскрасили элементы и их работы подсохли, Мастерица прикрепляет их на шаблон барыни в соответствующее место на мольберте на двусторонний скотч.  Дети наводят порядок на своих рабочих местах. Затем, дети и Мастерица смотрят и оценивают результаты своего труда.

Мастерица:  Вот спасибо вам ребята за помощь! Вы хорошо потрудились. Барыню нарядили, теперь её можно на ярмарку отправлять!  

 Дети: И нам пора в сад отправляться.

Мастерица:  Спасибо вам большое ребята! Понравилось вам у меня? Придёте ещё меня навестить?  Приезжайте к нам на ярмарку, много чего интересного ещё увидите. До свидания, мои дорогие! До новых встреч!

Дети прощаются с Мастерицей и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"

На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"

На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...

"Наша армия" (конспект занятия по социально - коммуникативному развитию) в подготовительной к школе группе

"Наша армия" (конспект занятия по социально - коммуникативному развитию) в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе "Поиски Красной Шапочки".

Конпект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "Поиски Красной Шапочки"....

Конспект занятия в области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе « Транспорт Москвы»

Конспект занятия в области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе« Транспорт Москвы» Программа ДОО: «От рождения до школы»Время проведения...

КОНСПЕКТ НООД по художественно-эстетическому направлению с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель: познакомить с техникой - торцевания из салфеток; (изготовление аппликации, применяя технику торцевания).Программные задачи: учить детей понимать и передавать пространственное отношение (сверху, ...