Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки» для детей 2-3 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Мустайкина Юлия Сергеевна

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисования в плане умственного и эстетического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического

совета МБДОУ «Детский сад № 31»

Протокол от 30.08.2021 № 1

УТВЕРЖДЕНА

приказом врио заведующего МБДОУ «Детский сад № 31»

от 31.08.2021 № 103 п

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Разноцветные ладошки»

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся:2-3 года

Срок реализации: 8 месяцев

Автор-составитель:

Мустайкина Ю.С.,

старший воспитатель

г.Саров, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

 

Цель и задачи реализации рабочей программы

 

Принципы формирования рабочей программы

 

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

 2.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание рабочей программы

2.3.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

2.4.

Взаимодействие с семьями

 3.

Организационный раздел

3.1.

Режим дня

3.2.

Перспективное планирование работы педагога

3.3.

Традиционные праздники, развлечения и события

3.4.

Описание материально-технического обеспечения программы

 

Список литературы

Раздел 1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.

Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисования в плане умственного и эстетического развития ребенка.

Цель:формирование интереса у детей раннего возраста к рисованию.

Задачи:

  • Обучать простейшим способам изображения, созданию композиций из мазков, пятен, кругов, линий, форм.
  • Развивать воображение детей.
  • Развивать активную речь.
  • Развивать наглядно-образное мышление через нетрадиционные методы изобразительной деятельности.
  • Воспитывать аккуратность в детях.
  • Знакомить с сенсорными эталонами (цвет).

Принципы формирования рабочей программы. В программе применяются следующие принципы:

  • принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
  • принцип систематичности, регулярности занятий;
  • принцип индивидуализации, формирование индивидуальных образовательных маршрутов;
  • принцип успеха, каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности;
  • принцип наглядности, в изобразительной деятельности используются разнообразные иллюстрации, игрушки.

На каждом занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Таким образом, создаются условия для его самореализации.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Потребности нашей группы таковы, что у большинства детей на начало учебного года отсутствует активная речь. И мой кружок «Разноцветные ладошки» призван помочь малышам в первую очередь заговорить.

Также анализируя опыт малышей моей группы, я отметила, что необходимо поработать над закреплением названий цветов и формы предметов. Малыши с удовольствием окликаются на возможность рисовать всеми предложенными предметами, а не только кистью. Кружок «Разноцветные ладошки» поможет ребенку увидеть и самому изобразить форму и цвет на бумаге. И этот яркий эмоциональный и чувственный опыт поможет развить воображение ребенка и его активную речь.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

  • ребенок различает и называет основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
  • рисует разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные);
  • рисует предметы округлой формы;
  • создает отпечатки ладошкой, картофелем и др.
  • развитие пассивного и активного словаря.

 2. Содержательный раздел

2.1. Содержание рабочей программы

Обязательная часть

1-й модуль. Формировать у детей интерес к рисованию пальчиками, не бояться окунать пальчики в краску и оставлять отпечатки на листе бумаги.

2-й модуль. Продолжать формировать у детей интерес к рисованию красками, восковыми мелками, научиться рисовать длинные и прерывистые линии.

3-й модуль. Продолжать учить детей рисовать красками, учить рисовать круг.

4-й модуль. Вызвать интерес у детей к рисованию в нетрадиционных техниках (рисование ватными палочками, отпечатки разных по форме и материалам предметов)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Модуль

Педагог

Дети

Родители

1

Развивает восприятие дошкольников, предлагает с помощью пальчиков исследовать краску.

Дети рисуют с удовольствием, оставляют отпечатки краской на листе бумаги.

Придумывают с детьми новое животное, которое можно нарисовать отпечатком ладошки.

2

Учит детей различать цвета краски и правильно их называть. Рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные). Уподоблять ихпредметам: ленточкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику идр.

Повторяют за педагогом названия цветов, стараются изобразить предметы, предлагаемые педагогом.

Закрепляют дома с ребенком рисование прямых и отрывистых линий.

Привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждает задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Учит рисовать округлые формы.

Учатся называть предметы, на которые похожи нарисованные ими линии, формы.

Закрепляют дома умение ассоциировать нарисованное с конкретными предметами, природными явлениями.

4

Привлекает детей к рисованию нетрадиционными способами, используя подручные материалы.

Дети с интересом исследуют ватные палочки, трубочки из картона, картофеля, гофрокартона, оставляя отпечатки краски этими предметами на бумаге.

Создают дома рисунок нетрадиционным способом.

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр и постепенного подведения к изобразительной деятельности. Работа по реализации программы  «Разноцветные ладошки» организуется в следующих игровых формах:

  • игра –развлечение с родителями;
  • игра – экспериментрирование;
  • игра – занятие;
  • игра – инсценировка;
  • индивидуальные выставки;
  • консультации с родителями;
  • коллективное творчество.

2.3. Взаимодействие с семьями

Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.

Реализация программы «Разноцветные ладошки» направлена на активное вовлечение родителей наших малышей в совместную деятельность.

Во-первых, проведение консультации на тему: «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования малышей».

Вовлечение родителей для создания индивидуальной выставки ребенка, который с удовольствием рисует и дома.

Также, знакомство родителей с нетрадиционными методами рисования на примере образцов:  дать родителям возможность вместе с малышом создать свой рисунок нетрадиционным способом в совместной игре – развлечении.

Поощрять родителей рисовать с детьми дома, объяснить важность рисования, его неразрывную связь с активной речью, развитием воображения.

Раздел 3. Организационный

3.1. Режим дня

Кружковая работа проводится один раз в неделю (во второй половине дня) в виде игры-занятия.

3.2. Перспективное планирование работы педагога

занятия

Тема

Содержание деятельности

Форма проведения

Октябрь

1

Рисование пальчиками

«Мой любимый дождик»

Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень.

Игра – занятие

2

Оттиск осеннего листка «Золотые листочки»

Цель: Учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

Игра – экспериментирование

3

Рисование пальчиками «Весёлые мухоморы»

Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба мухомора, вырезанного из бумаги.

Игра – инсценировка

4

Отпечаток половинки яблока, груши «Фрукты на тарелочке»

Цель: Учить делать оттиск половинки фрукта Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской всю поверхность соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

Игра – занятие

Ноябрь

1

Рисование тычками«Цветы для мамы».

Цель: Познакомить детей со способом рисования «тычком». Учить детей рисованию тычками, развивать воображение, координации движений.

Игра – экспериментирование

2

Рисование отпечатком «Картошка».

Цель: Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»). Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы.

Игра – экспериментирование

3

Рисование пальчиками «Рябинка».

Цель: Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Игра – развлечение

4

Рисование ватными палочками «Ягоды на тарелочке».

Цель: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Игра – занятие

Декабрь

1

Печатание свернутым в рулон картоном «Зайчики»

Цель: Учить делать оттиск свернутым в рулон картоном. Развивать аккуратность, Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

Игра – экспериментирование

2

Штампы из картошки «Компот».

Цель: Продолжать учить делать отпечатки картошкой с формой фруктов (яблоко, вишня, груша). Обучать детей зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.

Игра – занятие

3

Рисование ватными палочками «Елочка».

Цель: Продолжать обучать детей наносить короткие мазки ватными палочками на елочку, вырезанную из картона. Закреплять знание  зеленого цвета. Обогащать словарь.

Игра – инсценировка

4

Рисование пальчиками «Флажки»

Цель: Учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов, стимулировать чередовать их в рисунке. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета.

Игра – занятие

Январь

1

Рисование пальчиками «Белый снег пушистый…»

Цель: Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук.

Игра – инсценировка

2

Рисование «Зажигаем в окнах огоньки».

Цель: Учить наносить яркие мазки на темный фон в ограниченное пространство (окошко) Способствовать расширению активного и пассивного словаря.

Игра – занятие

3

Рисование кистью и поролоновой губкой «Горка»

Цель: Учить рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её. Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю. Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.

Игра – занятие

4

Рисование оттиском картошки «Мои рукавички»

Нанесение узора ватной палочкой

Цель: Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать ватной палочкой элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Игра – экспериментирование

Февраль

1.

Рисование пальчиками «Веселый снеговик»

Цель: Учить закрашивать пальчиком по спирали, по контуру. Развивать чувство композиции.

Игра – занятие

2.

Рисование манной краской «Дерево в инее»

Цель: Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество.

Игра – экспериментирование

3.

Рисование «Разноцветные игрушки».

Цель:Учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона

Игра – занятие

Март

1.

Рисование ладошками (коллективная) «Вот какие у нас птицы»

Цель: Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить с техникой «печать». Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования.

Игра – инсценировка

2.

Печатание гофрокартоном, свернутым в рулон «Букет для мамы»

Цель: продолжать учить делать отпечатки в виде цветка готовым штампом цветков розы и листьев. Различать красный и зеленый цвета. Обогащать активный словарь детей.

Игра – экспериментирование

3.

Рисование тычками«Мимоза»

Цель: Учить детей рисовать ветку мимозы, используя метод тычка, учить смешивать краски для получения оранжевого цвета. Развивать эстетические чувства.

Игра – занятие

4.

Рисование ладошками «Веселая рыбка» и ватными палочками

Цель: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями с помощью ватной палочки.

Игра – инсценировка

Апрель

1.

Рисование отпечатками картофеля «Тюльпаны»

Цель: Продолжать учить делать отпечатки готовыми штампами из картофеля в виде цветков тюльпанов. Использовать красные и желтые цвета.

Игра – экспериментирование

2.

Рисование ватными палочками «Весенняя веточка»

Цель: продолжать учить детей рисовать ватной палочкой зеленые листочки на ветке. Развивать воображение.

Игра – занятие

3.

Рисование ладошкой «Травка»

Цель: Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать речь.

Игра – экспериментирование

4.

Рисование пальчиками «Одуванчик»

Цель: Изобразить одуванчик нетрадиционным методом; Закрепить желтый и зеленый цвета.

Игра – занятие

Июнь

В данном месяце дети совместно с педагогом создают коллективную работу «Летняя полянка» с использованием знакомых техник (рисования пальчиками, ладошками, оттиском, ватными палочками).

3.3. Традиционные праздники, развлечения и события

Игровой компонент – неотъемлемая часть изобразительной деятельности малышей. На протяжении всего периода кружковой деятельности для ребят проводятся игровые мероприятия, развлечения.

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Игра-развлечение «Осень золотая»

октябрь

Игра -развлечение «Весна красна»

апрель

3.4. Описание материально-технического обеспечения программы.

Наименование

 

Альбом для рисования.

 

Гуашь.

 

Пальчиковые краски.

 

Стаканчики-непроливайки.

 

Набор ватных палочек.

 

Клеенка для стола.

 

Набор картона, для изготовления трубочек.

 

Миски для разведения краски.

 

Кисти.

 

Листья, фрукты (яблоки, груши), картофель для печатания

Гофрокартон.

 

Манная крупа.

 

Салфетки.

 

Клей-карандаш.

 

Осенние листья.

 

Дидактический материал: игрушки, тематические картинки

Список литературы:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с.
  4. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с.



Предварительный просмотр:

 

Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А.Урунтаевой

№ п/п

Ф.И.Ребёнка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоят.

Отношение к рисованию

Речь в про-цессе рисо-вания

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности "Разноцветные ладошки"

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности "Разноцветные ладошки". Рисование необычными материалами и оригинальными техниками....

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности « Разноцветные ладошки» для детей от 2 до 4 лет 1 год обучения

Программа дополнительного образования детейпо художественной направленности« Разноцветные ладошки»для детей от 2 до 4 лет1 год обучения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной направленности «Разноцветные ладошки»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Разноцветные ладошки»

Пояснительная запискаЧем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изоб...

Дополнительная общеобразовательная- общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки»

Дополнительная общеобразовательная-общеразвивающая программа художественной направленности  «Разноцветные ладошки», 21-22 уч.г.Возраст обучающихся: 2 - 3 года.Срок реализации – ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...