Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025г. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по рисованию

   Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей    способностью эффективно 
и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В  связи  с  этим перед дошкольными учреждениями встает  важная  задача  развития  творческого потенциала  
 подрастающего   поколения,   что   в   свою   очередь   требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с  учетом  психологических закономерностей 
всей системы познавательных процессов.Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что  этот психический  процесс   является   неотъемлемым   
компонентом   любой   формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы  на страницах психологической и  педагогической  литературы 
 все  чаще  ставится вопрос о роли воображения в  умственном  развитии ребенка,  об  определении сущности механизмов воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2024-2025.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория развития  профессиональной компетенции

на 2024-2025г.

Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воспитатель

 Варенова Е.В.

Тема: « Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Актуальность темы:

   Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей    способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В  связи  с  этим перед дошкольными учреждениями встает  важная  задача  развития  творческого потенциала   подрастающего   поколения,   что   в   свою   очередь   требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с  учетом  психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

    Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что  этот

психический  процесс   является   неотъемлемым   компонентом   любой   формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы  на страницах психологической и  педагогической  литературы  все  чаще  ставится вопрос о роли воображения в  умственном  развитии ребенка,  об  определении сущности механизмов воображения.

   Как показали исследования  Л.  С.  Выгодского,  В.  В.  Давыдова,  Е.  И.

Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А.  Крутецкого  и  других,

воображение выступает не только предпосылкой  эффективного  усвоения  детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся  у детей знаний, способствует  саморазвитию  личности,  т.  е.  в  значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

     Творческое  воображение  детей  представляет  огромный  потенциал   для

реализации резервов комплексного подхода в обучении  и  воспитании.  Большие возможности    для    развития    творческого    воображения    представляет изобразительная деятельность детей.

Цель: 

изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей с группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

 2. Изучить процесс развития творческого воображения.

 3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

 6. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

7. Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.

 8. Разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

9. Определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности.

10. Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

11. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей. 12. Провести консультацию для педагогов на тему «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

План самообразования

Тема

Содержание работы

Сроки

Методы и формы

Изучение

методической

литературы и

нормативно-

правовой

документации

1. ФГОС дошкольного образования

2.Постановление Главного

государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические

требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций"

3. См. список литературы

Сентябрь

Организация

образовательного

процесса и

развивающей

предметно-

пространственной

среды

Работа с воспитателями

Участие в

мероприятиях

посвященных теме

самообразования

1. Подготовить консультацию для педагогов

2.Выступление на педагогическом совете

По плану

ДОУ

Консультация

Использование ИКТ

(презентация)

Представление

опыта работы

по теме

1.Проведение мастер-класс для

педагогов

По плану

ДОУ

Мастер-класс

Предоставление

консультаций

по данной теме

1. Подготовить консультацию для педагогов

В течении года

Консультация

Представление

опыта работы

по теме

1.Проведение непосредственно

образовательной деятельности

(занятия) с использованием ИКТ

Апрель

Открытый просмотр

Взаимодействие с родителями

Предоставление

Консультаций

 по данной теме

1.Буклеты, консультации

В течении года

Консультация

Совместное

оформление

выставок

1.Творческий отчет

2. Выставка работ

Апрель

Выставка

Совместное участие

в конкурсах

1.Предоставление и отбор

творческих работ для конкурса

В течении года

Конкурс

Работа с воспитанниками

Мониторинг

Проведение мониторинга творческого воображения у детей. Проведение мониторинга на реализацию воображения и фантазии.

Проведение мониторинга на развитие чувств на базе воображения. Проведение мониторинга на развитие детского экспериментирования.

Сентябрь

Мониторинг

Тема

«Мои игрушки»

Знакомство с нетрадиционной

техникой рисования: оттиск

пенопластом

Октябрь

Беседа,

демонстрация,

чтение

художественной

литературы,

рисование

Тема «Волшебный

мир зверюшек и

птичек»

Знакомство с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная.

Ноябрь

Рассматривание

иллюстраций

демонстрация,

рисование,

дидактические игры

Тема

«Спящий

зимний лес»

Знакомство с нетрадиционным

способом изображения: монотипия пейзажная

Декабрь

Рассматривание

иллюстраций

демонстрация,

рисование

Тема «Новогодняя

Елочка»

Знакомство с нетрадиционным

способом рисования: по мокрой бумаги

Декабрь

Чтение

художественной

литературы,

рисование,

демонстрация

Тема «Наши зимние

забавы»

Знакомство с нетрадиционным

способом рисования: рисование по сжатой бумаге

Январь

Демонстрация,

иллюстрация.

Чтение

художественной

литературы,

дидактические игры

Тема «Зимняя ветка (елочка)»

Знакомство с нетрадиционной

техникой изображения: кляксография с трубочкой и обрывание бумаги

Февраль

Словесные,

наглядные,

демонстрация,

конструирование

Тема  «Игра Диснейленд»

Знакомство с нетрадиционным

способом изображения: рисование свечой и акварелью

Март

Демонстрация,

иллюстрация.

Чтение

художественный

литературы,

дидактические игры

Участие в конкурсах

Предоставление и отбор творческих работ для конкурса

Апрель

Конкурс

Наглядные

Оформление

выставок

Творческий отчет

Выставка работ

Апрель

Выставка

Наглядные

Мониторинг

Проведение мониторинга творческого воображения у детей. Проведение мониторинга на

реализацию воображения и фантазии. Проведение мониторинга на развитие

чувств на базе воображения.

Проведение мониторинга на развитие детского экспериментирования

Май

Мониторинг

Список литературы:

1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 201. №1

2. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003

3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2012

5. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2011. №16

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2010

7. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2009. №12

8. Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004

9. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. - 2009. -№12. - С.17.

10. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2011. - С.66.

11. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2012. - С.278.

12. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. - С.43.

13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С.314.

14.  Пороцкая,  Е.  Ребенок:  слово  и  его  роль  в  развитии  воображения

[Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66.

15.Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум [Текст] /Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2006. - С.97.

16. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. - Т.8. - С.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Исследовательская работа по теме: "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками по технологии Лебедевой Е.Н."

В данном материале представлен опыт работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования....

Презентация из опыта работы по теме:" Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности"

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мир...

План самообразование на тему: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»...

Статья по теме: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте у детей возникает и формируется один из основных психических процессов — воображение, способность создавать на основе прошлого опыта новые представления, позволяющие планир...