Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Казачья хата»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Яшинскас Надежда Алексеевна

Ознакомить детей с жильём казаков.

Учить рисовать элементы кубанского творчества с помощью средств того времени (вихоть, пальцев).

Мотивировать детей узнавать новое, о кубанском казачестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachya_hata.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы  Должанской муниципального образования Ейский район

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

по изобразительной деятельности

на тему: «Казачья хата»

Воспитатель: Яшинскас Н. А.

2020 г.

Программное содержание:  

Образовательные задачи:

Ознакомить детей с жильём казаков.

Учить рисовать элементы кубанского творчества с помощью средств того времени (вихоть, пальцев).

Мотивировать детей узнавать новое, о кубанском казачестве.

Развивающие задачи: 

Развивать память, внимание, воображение.

Развивать интерес к быту родного края, по средствам изобразительного творчества.

Развивать и расширять словарный запас детей, словами кубанского обихода.

Воспитательные задачи: 

Воспитывать желание, познавать традиции и быт кубанского казачества. Воспитывать нравственные качества, гордость за свой край и богатую историю.

Методы и приёмы: показ, беседа, поощрение, показ слайдов

Предварительная работа: беседы о быте кубанских казаков, кубанских ремеслах, рассматривание элементов хаты того времени, иллюстраций «Казачья хата», «Казачий курень», «Кубанское подворье», чтение сказок о казаках, чтение пословиц и поговорок.

Словарная работа: саман, наличники, ставни, стреха, вихоть.

Оборудование: Трафарет хаты, вихоть для каждого ребёнка, бумага, кисти, гуашь, салфетки, мультимедийная установка, бубен.

Ход:

Организационный момент:

Дети входят под песню Ярослава Евдокимова «Под окном широким»

Воспитатель: Здоровеньки будьте, казачата!

Дети: Здоровенько булы!

Воспитатель:

Здравствуйте, гости жданные,

Званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью, с хлебом –солью! (Показ слайда №1).

Основная часть:

Воспитатель:

Глухомань
Светлана Донченко

Казачий край – дворцы и хаты.
Забор из камня и плетень.
Редчайшей красоты закаты
И не похожи – день на день.
Моя Кубань! Земля родная!
У хат весёлый птичий гам,
Хромой походкой уток стая
К речным шагает берегам.

(Показ слайда №2).

Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами, как будто окунулись в прошлое посмотрите на настоящую кубанскую хату или как, её ещё называли «Курень». (Показ слайда №3).

Расскажу сейчас я вам, как строили в то далёкое время хаты кубанские казаки.

Строили их из самана, саман – это кирпич, смесь глины, соломы, камыша. (Показ слайда № 4,5)

Климат на Кубани был жаркий и сухой, а деревьев очень мало. А глины было много. Также Кубань славиться своим хлебом, значит было много соломы. Саман смешивали ногами женщины и дети, иногда смешивался конями. (Показ слайда№ 6)

Кирпичи казаки лепили, сохли они солнце. Вот и делали саман летом, что бы высох.   

Воспитатель: Ребята, а какие приметы вы знаете, что бы в новой хате был достаток!

Дети: Под углы хаты, закладывали монеты, чтобы быть богатыми;

На пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею...»      

                                                          (Гимн хате, И.Н. Бойко интерпретация)

Воспитатель: А, из чего делали крышу и пол.

Дети: Крышу хаты делали из камыша и соломы;

Воспитатель: Ребята, а как, по кубански называлась крыша;

Дети: её называли «стреха».

Воспитатель: А, из чего был пол и чем белили стены? Какой росписью украшали стены?

Дети: пол был из земли щедро смазанной глиной. Стены хаты, белили известью, в самом доме мелом, раскрашивали Петриковской росписью. (Рассмотреть макет хаты)

Воспитатель: Хата украшалась наличниками, обязательно были ставни. Зимой в хате тепло, а летом не жарко. Печь - это душа хаты, ей уделялось особое внимание.

Обязательно в хате был «Красный угол», его называли «Святой» - в этом углу, ставили святые образа «иконы», украшали рушниками.

Воспитатель: Вот, вы и узнали, как строится хата.

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки про хату и казаков.

Дети:

- Отцы для сыновей, строили дом.

 - От безделья не бывает у казака веселья.

- Казак славится делами, а хата пирогами.

- Казак гарный хозяин.

- Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Давайте поиграем в настоящую кубанскую игру:

«Курень»

В групповой комнате, ставятся три-четыре стула, на которых лежат платки. Ребята образуют вокруг стульчиков круги, по пять человек. Под бубен дети пляшут. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут платок и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

Воспитатель: Вот и мы с вами, побудем немного строителями, мы изобразим хату, нарисуем её. И раскрасим, её Петриковскими узорами с помощью наших пальчиков и тем чем изображали узоры настоящие казаки и казачки, палочкой на конце привязанной тряпицей (её называли «вихоть»). «Вихоть» опускали в краску, прижимали к стенке и получали пятно неопределенной формы. Цветы и листья, самые тонкие части орнамента чаще всего писали пальцами.

(Дети садятся за столы, где все приготовлено для рисования).

                                                                                             (Показ слайда№7)

Пальчиковая гимнастика:

На поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт,

Мы ворота открываем прямо в хату, приглашаем!

Стол стоит, на толстой ножке, рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом,

Вот такой, я видел дом.

Воспитатель: Берём кисти и рисуем крышу нашей хаты. Теперь указательный палец макаем в гуашь и аккуратно рисуем контур, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Берём вихоть и рисуем узоры, аккуратно не размазывая.

(Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Разомнёмся казачата!

Физкультминутка.

На краю станицы хата,

Разукрашена богато.

(Поднять вверх, правую и левую руки и поочерёдно взмахнуть сначала в правую сторону, потом в левую)

Здесь цветы, а здесь рябина,

Чудо-птица всем на диво.

(Поднять руки вверх)

Мы на хату поглядим,

(Сделать полочку, кисти рук у подбородка)

На порожках посидим.

Пощелкаем семечки,

(Приседают, щелкают семечки (имитация))

А кожурки – веничком

(Наклон вперёд, имитация подметания)

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, у вас получились красивые хаты. Скажите, что вы узнали нового? Ребята, зачем мы это делали? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Что вам, понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Кубанское искусство - Петриковская роспись»

Учить создавать элементы кубанского орнамента нетрадиционными методами рисования (пальцами)Использовать в узорах усвоенные способы построения орнамента по композиции к колориту. Приобщение детей к быт...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...