Конспект занятия: «Золотая хохлома и золотой лес» - рисование декоративное в старшей группе.
материал по рисованию (старшая группа)

Шаповалова Наталья Николаевна

Конспект занятия: «Золотая хохлома и золотой лес» -

рисование декоративное в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_dekorativnoe.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Верхнесеребрянского детского сада

Ровеньского района

Белгородской области»

Конспект занятия: «Золотая хохлома и золотой лес» -

рисование декоративное в старшей группе.

        Подготовила:

        Воспитатель

Шаповалова Н.Н

                                                                                                                                                                                             

с.Верхняя серебрянка.

Конспект занятия «Золотая хохлома и золотой лес» -

рисование декоративное в старшей группе.

Воспитатель: Шаповалова Н.Н.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с разными

видами народного декоративно – прикладного искусства.

Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию), колорит, узор.

Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек – самоделок.

Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Предварительная работа: знакомство с народным декоративно –

прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах. Экскурсия в

музей народного творчества или краеведческий музей (с воспитателем или с

родителями в выходные дни.) Организация в детском саду мини – музея или

«музея в чемодане» («в сундучке»), экспонатами которого могут быть

предметы старины и народного декоративно – прикладного искусства,

принесенные родителями для временной экспозиции.

Подготовка «книжечек» для иллюстрирования на трех последующих занятиях по рисованию (воспитатель).

Книжка: два листа бумаги белого цвета складываются пополам, один

Вкладывается в другой и скрепляются степлером или сшиваются иголкой с ниткой.

Материалы к занятию: пособие для ознакомления с характерными

элементами и цветосочетаниями разных видов народного декоративно –

прикладного искусства; гуашь, баночки с водой, кисточки 2-х размеров,

салфетки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они

называются? (дымковские и городецкие изделия)

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие.

Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу.

Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их

объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды,

листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Посмотрите, это будто

необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы,

чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как

же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает:

Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его!

Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы

доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский

приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он

неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую»

посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много

«золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось

название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит

ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную,

потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и

не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или

алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник

мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и

ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит

чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным

рисунком!

- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они,

мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой

сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома

ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет

«золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

- Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской

узор? (ягоды, листья, завитки).

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и

завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы

будем учиться рисовать такие узоры.

- Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный,

зеленый)

- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке

изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти,

примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом

около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями

(дугообразными). И получится гирлянда.

- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

(следуя словам выполняем движения)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

- Молодцы! Присаживайтесь!

- Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой

посуды золотой - желтый фон, черный фон.

- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия

узорами.

- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны

располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы

равномерно).

Работа детей.

- А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает

хохломская посуда?

- Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она

цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка

лучше других.

- Теперь покажите самую красивую миску, вазу?

- Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими

изделиями.

- А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне суздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Золотая Хохлома»

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Золотая Хохлома»    ...

Занятия по изобразительной деятельности «Золотая Хохлома» с использованием интерактивного оборудования для детей подготовительной группы

Задачи:  Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи. Закрепить умение рисовать элементы хохломской росписи:  кустики, ягодки, листочки, реснички, травинки, используя различные...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"

ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"

ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...