Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Цветные ладошки»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Голик Алла Анатольевна

Готовая программа по дополнительному образованию для детей 2 младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждения                                                          

                                       Угранский    детский сад  « Катюша»

                                                 C:\Users\777\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpgУтверждено:

                                                                         Заведующий МБДОУ Угранский

                                                                                        детский сад «Катюша»        Сучкова А.В.

Принято:                                   

Решением педагогического совета

д/с «Катюша»                  

Протокол№ Приказ № 55от 31.08. 2020г

                                                                           

Программа кружка дополнительного образования  по нетрадиционной технике рисования для второй  младшей  группы «Цветные ладошки»

Руководитель кружка:

Голик А.А.

с.Угра

2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБДОУ

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с

учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональной сфер.

Согласно новым требованиям ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, необходимо создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации неповторимого специфического возрастного потенциала». Программа

составлена в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 и образовательной программой МБДОУ Угранский детский сад «Катюша».

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен на них реагировать, должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты-все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Актуальность состоит в том, что в рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.

Цель программы:

Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Развивающие:

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. • Развивать творческие способности детей. • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Обучающие:

• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства. • Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов. • Формировать умение оценивать созданные изображения.

Особенность возрастной группы

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Так как дети от 3 до 4лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием,то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.

Особенности программы.

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Основные способы и формы работы с детьми.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -34., время занятий 15-20 мин.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один год обучения.

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:

словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Ожидаемый результат работы кружка:

1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-проведение выставок детских работ

-проведение открытого мероприятия;

-проектная деятельность.

Перспективный план.

СЕНТЯБРЬ

Тема:

Нетрадиционные техники Задачи Материал

«Падают, падают листья». Рисование пальчиками познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками", познакомить детей с красками; развивать чувство цвета и ритма. Бумага размером 1 / 2 альбомного листа с нарисованным деревом, гуашь желтая, красная. влажные салфетки).

«Злая тучка». Рисование пальчиками знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование пальцами); познакомить детей с краской синего цвета. лист А4, гуашь.

«Мухомор». Рисование пальчиками и одноразовой вилочкой Познакомить детей с техникой рисования пальчиками и одноразовыми вилочками; воспитание у детей интереса к природе; создавать условия для развития творческих способностей; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

«Мой любимый дождик». Рисование ватными палочками Формировать познавательную активность детей; учить рисовать ватными палочками.

Октябрь

«Весёлый ёжик с яблоком».

Рисование одноразовыми вилочками и отпечатывание крышкой (яблочко)

учить детей рисовать нетрадиционным способом – одноразовыми вилочками, учить дополнять изображение деталями (штампование крышками, рисование пальчиками).развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность.

белый лист бумаги с изображением ёжика без иголочек, гуашь, одноразовые вилочки, крышки, влажные салфетки.

«Подсолнух». Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.

«Веточка рябины».

Рисование пальчиками Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Совершенствовать умение работать аккуратно.

Веточка рябины, мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

«Зёрнышки для птички»

Рисование ладошкой и ватными палочками Учить детей ладошкой отображать образ птички, а ватными палочками дорисовываем корм птичке.

птичка – игрушка, лист А4, тарелочка для корма, гуашь, кисти, ватные палочки.

Ноябрь.

«Барашек». Рисование манной крупой Познакомить с новой техникой – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе; желание помочь барашку.

Лист цветной с изображением барашка без шерсти, манная крупа, клей ПВА, кисточки.

«Шубка для зайчика». Рисования тычком полужесткой кистью закрепление знаний и представлений детей об изменении окраса зайца в зимний период, освоение техники рисования тычком полужесткой кистью. слайдовая презентация «Шубка для зайки»; краски (гуашь); кисти с жесткой щетиной; бумага тонированная с силуэтом зайца; шапочки для зайцев; тарелочки под краску.

«Петушок». Рисование ладошкой Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения. широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

«Черепашка». Аппликация из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.

Декабрь.

«Заснеженное дерево». Рисование мятой бумагой и ладошкой Учить отпечатком ладошки рисовать крону дерева; из газет скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе. бумага синих тонов, гуашь, газета, салфетка для рук, банка с водой, кисть.

«Ёлочка – красавица». Пластилинография. Мозаика из пластилина Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Рисунок с изображением елочки; пластилин.

«Ёлочка – красавица» (продолжение). Пластилинография. Продолжить мозаику из пластилина. Рисунок с изображением елочки; пластилин.

«Ёлочная игрушка». Рисование манной крупой Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы; побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества. цветной картон; манная крупа; клей ПВА; кисточка для клея; карандаш.

Январь.

Морозко». «Рисование ладошкой развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой. гуашь, широкие блюдечки с гуашью белого цвета, кисти, лист бумаги цветной.

«Снежинка». Рисование манной крупой Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы; побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества. цветной картон; манная крупа; клей ПВА; кисточка для клея; карандаш.

«Мышка». Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА.

Февраль.

«Зимние фантазии» Рисование восковой свечой рисование рисунка в нетрадиционной технике – восковой свечой; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы.: альбомный лист, белая свеча, акварель, широкая кисть.

«Рыбка в аквариуме». Рисование ладошкой : Упражнять детей в технике работы с гуашью; продолжать учить рисовать нестандартной техникой; развивать эстетическое восприятие. демонстрационный материал — игрушки, рыбка в аквариуме; нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, кисточка.

«Кораблик для папы» Скатывание бумаги Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. Салфетки, изображ

ние кораблика, клейстер, салфетки

«Кораблик для папы».(продолжение) Скатывание бумаги Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность Салфетки, изображение кораблика, клейстер

салфетки

Март.

«Тюльпан для мамы». Рисование манной крупой изготовление открытки в технике рисования манной крупой; развивать творческое воображение, фантазию, аккуратность; закреплять умение работать с клеем, с манной крупой. Клей ПВА, кисть, манная крупа, гуашь, шаблон тюльпана.

«Тюльпан для мамы».(продолжение) Рисование манной крупой изготовление открытки в технике рисования манной крупой; развивать творческое воображение, фантазию, аккуратность; закреплять умение работать с клеем, с манной крупой. Клей ПВА, кисть, манная крупа, гуашь, шаблон тюльпана.

.«Бабочка» Рисование ватными пальчиками, тампонирование Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

«Лебеди» Рисование ладошками закреплять прием рисования ладошкой; развивать самостоятельность, воображение, творческую активность у дошкольников; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. лист А4, гуашь белого, чёрного и красного цвета, банки с водой, кисти, черный фломастер.

Апрель.

«Смотрит солнышко в окошко» Рисование пальчиком вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца, научить создавать образ солнца с помощью рисования пальчиком; развивать моторику рук, чувство цвета; прививать аккуратность и старание в работе. готовые вырезанные формы облачков, гуашь жёлтого цвета, баночки с водой, фломастер.

«Ночь и звезды» Рисование манкой, скатывание салфеток Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

«Веточка мимозы». Рисование ватными палочками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закреплять знания и представления о цвете - жёлтый, форме - круглый; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Листы бумаги А4 с контурным изображением веточки, гуашь на палитре желтого цвета, салфетки, ватные палочки.

«Божьи коровки на лужайке». Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.

Май.

«Красивые цветы для пчелки» Рисование ладошкой Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки

«Морковка»

Рисование пальчиком.

Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.

Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета.

«Сиреневый букет» Скатывание салфеток Упражнять в скатывании шариков из салфеток.

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.

Итоговый мониторинг

Ресурсы необходимые для реализации программы:

1. «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами,

2. оттиск печатями из картофеля,

3. пальчиком,

4. ладошкой,

5. тычком (жёсткая кисть, ватная палочка, прижми и отпечатай (пробки)

План работы с родителями:

Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

Формы работы с родителями:

1. Родительское собрание Адаптация детей к детскому саду.

2. Анкетирование «Развитие творческого потенциала ребёнка»

3. Консультация «Творчество детей».

6. Оформление выставки детских работ.

Работа с педагогами.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год.

Средства, необходимые для реализации программы

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

- разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация

- использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Р. Г.Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.

4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с

5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.

6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

7.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004

8.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003

9. Педагогический опыт,опубликованный в журналах дошкольное воспитание

10. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru».Электронный ресурс:http://www.pedlib.ru/Boo и т. д

11. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

13. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

14. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

Материалы и инструменты необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Гуашь.

3. Акварельные краски.

4. Целофановые пакетики.

5. Мятая бумага

6. Крупы

7. Манная,гречневая крупа.

8. Трубочки от коктейля.

9. Восковая свеча

10 Восковые мелки

11. Одноразовые вилочки.

12. Ватные палочки.

13. Крышки от минеральной воды или сока.

14. Кисточки.

15. Чашечки для гуаши.

16. Баночки для воды.

17. Заготовки рисунков.

18. Салфетки влажные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебный мир"(нетрадиционная техника рисования ).

Пояснительная запискаМир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже  в  самой  сути  ребёнка  заложено  стремление  узнавать  и  с...

Рабочая программа кружка "Уроки творчества" ( нетрадиционные техники рисования)

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...

Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”

Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...

Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”

Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...

Рабочая программа по дополнительному образованию (нетрадиционные техники рисования)

Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать вним...

Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет

Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...

Программа по дополнительному образованию "Нетрадиционные техники рисования"

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...