Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность"
проект по рисованию (младшая группа)

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными, с ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Педагогический проект:

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность»

Составила: воспитатель

Галямова П. А.

Стрежевой 2019 г.

Название проекта «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность».

Вид проекта: групповой, творческий.

Сроки реализации проекта/продолжительность: 01.03.2019 г. по 31.03.2019 г., краткосрочный.

Участники проекта: в реализации проекта участвовали дети, воспитатели, родители 2 младшей группы № 4 «Ягодка».

Актуальность темы:

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными, с ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, для правильного захвата карандаша.

Цель проекта:

Создание условий для развития мелкой моторики пальцев для правильного захвата карандаша, формирование графических навыков.

Задачи проекта:

  1. Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
  2. Развивать координацию движений у ребенка.
  3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память.
  4. Формировать у детей графические навыки.
  5. Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.

Объект исследования:

Дети 2 младшей группы № 4 группы, их продуктивный вид деятельности – рисование.

Предмет исследования:

Работы детей, мелкая моторика дошкольников.

Формы работы:

Пальчиковые гимнастики, раскрашивание контурных рисунков, индивидуальные занятия, продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность, участие родителей в проблемной ситуации.

Методы работы:

1. Эмоциональный рассказ педагога

2. Диалог в процессе беседы

3. Наглядные методы

4. Словесные методы

Психолого-педагогический портрет детей:

Воспитанники 2 младшей группы посещают детский сад второй год. Речевая деятельность активна. Дети доброжелательны, активны. Играют в различные игры, проявляют интерес к разным уголкам группы. А вот в уголке изодеятельности не проявляют активности. На рисовании не проявляют интереса, некоторые дети неправильно держат карандаш.

Предполагаемые результаты:

  1. Владение младшими дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами: дети уверенно держат карандаш. Раскрашивают, меняя нажим по необходимости. Дети становятся более уверенными в работе по раскрашиванию рисунков, не нервничают. Успевают закончить работу вместе со сверстниками. Повышается самооценка. Кисти рук и пальцы детей приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это поможет в овладении навыками письма.
  2. Рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.
  3. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:

На данном этапе проводим беседы с родителями и выявляем причины недостаточного развития мелкой моторики руки, выходим на совместную деятельность с целью устранения выявленных недостатков. Проводим диагностику: как дети пользуются карандашом: (нажим, непрерывность линий, выход за контур изображения при раскрашивании, правильный подбор цвета.) А также диагностируем развитие мелкой моторики руки по Л. Н. Ефименковой: («нанизывание бус на леску», «коза», «кольцо», «пальчики поздоровались»» и т. д.)

  1. Исследовательско-внедреченский: Данная работа представлена в виде различных форм деятельности. Она строится на материале близком и доступном ребенку, связанном с актуальными для него проблемами. Совместная деятельность проводится еженедельно, продолжительностью 10 – 15 минут. (см. Таблица 1)
  2. Заключительный: Подведение итогов исследовательской работы.

НЕДЕЛЯ

МЕРОПРИЯТИЯ

ЗАДАЧИ

УЧАСТНИКИ

1

1.  Беседа «Профессия –художник»

2. Рисование «Длинные и короткие дорожки»

3. Пальчиковая гимнастика «Две мартышки»

 4.  Рисование на манке «Солнце светит нам в окошко»

  1. 1. Показать, как правильно держать карандаш и проводить линии заданной длины
  2. 2. Развитие мелкой моторики

Воспитатели, дети

2

  1. 1. Дидактическая игра «Составь узор»

2.  Экспериментальная деятельность «В гостях у королевы кисточки» (кляксография)

3. Работа с трафаретами

4. Упражнения с мячом-ежиком

  1. 1. Повышать устойчивость внимания.
  2. 2. Развивать мелкую моторику рук и ловкость пальцев.
  3. 3. Тренировать мелкую мускулатуру кисти рук.

Воспитатели, дети

3

1. Рисование с использованием нетрадиционных техник «Рыбки в аквариуме»

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики кивают»

3.  Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру»

4. Домашнее задание «Дорисуй по линии» (см. Приложение 2)

1. Развивать умение менять нажим на карандаш в зависимости от желаемого результата.

2. Закреплять умение сочетать речевую и двигательную активности.

3. Учить писать наклонные палочки, развивать мелкую моторику руки, закрепить умение держать карандаш.

Воспитатели, дети, родители

4

1.  Рисование ватными палочками «Снег идет»

2. Пальчиковая гимнастика «Пианист»

3. Конструирование с мелким конструктором «ЛЕГО» «Выложи машинку»

4. Упражнение на расслабление пальцев рук (см. Приложение 1)

  1. 1. Развивать в скорости закрашивания, внимания, взаимосвязи мыслительной и двигательной деятельности.
  2. 2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. 3. Тренировать мелкую мускулатуру кистей рук.

Воспитатели, дети, родители

Приложение 1.

Комплекс упражнений на расслабление мышц:

  1. Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
  2. Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями.
  3. Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
  4. Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет «1. 1-2, 1-2-3, и т.д.»
  5. Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцем возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой.
  6. Раскатывай на доске небольшой кусочек пластилина по очереди пальцами правой руки затем левой.
  7. Вращай карандаш сначала пальцами правой руки, а затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
  8. По команде «Ухо!» возьмись за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения.

Приложение 2.

Заключение.

В процессе изобразительной деятельности развивается мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета. На занятиях осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Таким образом, проект является мощным импульсом для развития мелкой моторики, овладению графическими навыками, развития творческой личности ребенка, а также способствует развитию взаимопонимания между ребенком и воспитателем.

Список литературы:

  1. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001;      

2. Авторская программа «Цветные ладошки». И. А Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации».

3. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"

4. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

5. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности являются наилучшим средством гармоничного развития кистей рук у дошкольников....

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность

В данном материале представлен план работы по теме самообразования в младшей группе "Развитие мелкой моторики рук и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Доклад из опыта работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у дошкольников через изобразительную деятельность"

Доклад из опыта работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у дошкольников через изобразительную деятельность"...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кис...