Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) на тему: «Хохломская роспись»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: знакомство детей с орнаментом хохломской росписи.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с искусством Хохломы;

- пополнить словарный запас;

- учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки);

- формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра).

Развивающие:

- развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи;

- развивать творческие способности детей;

- развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы;

- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, через художественную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_risovaniyu_na_temu_hohlomskaya_rospis.docx419.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

(рисование)

на тему:

«Хохломская роспись»

(для подготовительной группы)

                                                                                  Подготовила и провела

                                                                                  Воспитатель семьи № 1

                                                                                                     Рыжкова О.В.

Саранск 2022

Цель: знакомство детей с орнаментом хохломской росписи.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с искусством Хохломы;

- пополнить словарный запас;

- учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки);

- формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра).

Развивающие:

- развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи;

- развивать творческие способности детей;

- развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы;

- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, через художественную деятельность.

Демонстрационный материал: мольберт, столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью.

Раздаточный материал: заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребёнка), гуашь, кисть с тонким кончиком, баночка с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте; разучивание пословиц, стихов, народных игр; знакомство детей с изделиями хохломской росписи; проводили беседы и рисовали хохломские узоры.

Ход ООД

1. Организационный момент

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть волшебная коробочка, нам её принес почтальон. Давайте посмотрим, что в нутри этой коробочки? Что же это?

Дети: Пазлы.

Воспитатель: Правильно, это пазлы, их нужно собрать, чтобы узнать, с чем мы сегодня будем знакомиться.

Дидактическая игра «Собери пазлы»

Воспитатель: Что у вас получилось? Как это всё назвать одним словом?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о необычной посуде. Я вас приглашаю на «выставку посуды». Вы идти со мной готовы?

(Звучит музыка «Ярмарка». В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.)

Воспитатель: Посмотрите как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!  И чего здесь только нет: поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши. Вы знаете, как появилась хохломская роспись?

Дети: Нет.

2. Основная часть

Воспитатель: Я вам расскажу легенду, как появилась хохломская роспись.

- Жил в древние времена мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды, тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести его. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться – Хохломская.

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы. Что вы видите?

Дети: Посуду.

Воспитатель: Опишите словесно какая посуда?

Дети: Красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная.

Воспитатель: Из какого материала изготовлена эта посуда?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А вы знаете, почему Хохлому называют золотой?

Дети: На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одном предмете — это фон, на другом листья, ягоды, цветы в узорах. Возьмите в руки Хохломскую посуду и внимательно рассмотрите ее. Какие цвета используют художники в росписи?

Дети: Красный, чёрный, жёлтый и может присутствовать зелёный.

Воспитатель: Какие цвета мастер использует для фона?

Дети: Красный, желтый, черный.

Воспитатель: Назовите элементы узора в хохломской росписи?

Дети: Завитки, травинки, капельки, сосульки, листочки, ягодки.

Воспитатель: А какие ягодки, рисуют мастера?

Дети: Малину, клубнику, рябинку, вишенки, крыжовник, бруснику.

Воспитатель: Молодцы! А кто скажет, что такое ярмарка? Что же делают на ярмарке?

Дети: На ярмарке продают продукцию, покупают товар, веселятся, поют песни, играют в игры.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть на нашей ярмарке в русскую народную игру «Заря, заряница – красная девица»

Русская народная игра «Заря, заряница – красная девица»

Игра «Найди элемент Хохломской росписи»

Воспитатель: Перед вами элементы росписей, найдите элементы Хохломской росписи и назовите их. Молодцы, вы все справились с заданием.

В нашу страну приезжают гости из других стран и каждый, хочет увезти из России на память какой – ни будь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

Я предлагаю вам открыть свой художественный салон. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать посуду хохломским узором. Вы согласны?

Дети: Да.

3. Продуктивная деятельность        

Воспитатель: У вас на столах лежат силуэты посуды. С чего начнёте свою работу?

Дети: С фона изделия и с каймы верху и внизу.

Воспитатель: Какой элемент хохломской росписи будите рисовать после?

Дети: Завиток - главный элемент хохломской росписи, потому что на нём рисуют все остальные элементы.

Воспитатель: Что будем изображать на завитке сначала, что потом?

Дети: Сначала крупные элементы: листочки, ягодки, затем мелкие элементы: капельки, травку, завитки.

Воспитатель: Молодцы, всё знаете, как настоящие мастера. Теперь, проходим в художественную мастерскую и приступаем к работе!

Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.

Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.

Капельки рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге.

Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Завитки выполняются с лёгким нажимом в середине элемента.

Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.

 (Дети выполняют продуктивную деятельность под музыку «Русская мелодия»)

Воспитатель: Молодцы! У вас получилась замечательная Хохломская посуда. Давайте поставим её в наш художественный салон.

(Организовывается выставка детских работ. Дети рассматривают работы.)

4. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: Посмотрите на выставку, какая чудесная посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Молодцы, вы все очень хорошо постарались!

А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).

C:\Users\Hp\Desktop\20220207_131129.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного способа рисования - метода тычка. Тема: «Осенняя берёза». Подготовительная группа

Цели:1. Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, лёгкая крона), осеннюю окраску листвы.2. Учить детей рисовать нетрадиционным с...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».

Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме: «Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третьей планеты»

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме:«Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третье...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно – эстетическое развитие" (Рисование) во 2 группе раннего возраста на тему "Зернышки для цыплят"

Конспект занятия по образовательной области "Художественно – эстетическое развитие" (Рисование) во 2 группе раннего возраста на тему "Зернышки для цыплят"...

Конспект занятия ООД Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Раздел «Рисование» Тема «Роспись доски по мотивам городецкой росписи» Группа разновозрастная (4года, 6лет)

Предшествующая работа: знакомство с элементами росписи, роспись элементов на полоске бумаги, знакомство с историей Городецкой росписи.Заготовки из альбомных листов (силуэты раздело...