Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством «Золотая Хохлома»
материал по рисованию (старшая группа)

В данной рекомендации содержится вспомогатеьный материал для педагога по озакомлению детей 5-6 лет с хохломской росписью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie._hohloma.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:


          Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством

                                    «Золотая Хохлома»

         

       История возникновения промысла для детей

    Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет золотой посуды жителям села Хохлома, а сам исчез.

   Узнав секрет мастера, жители занялись промыслом – росписью деревянной посуды, они вырезали из дерева тарелки, кувшины, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото.

   Свои изделия крестьяне отвозили на ярмарку и там продавали. По названию этого села и посуду стали называть «хохломской».  Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

   И сейчас на фабрике работает много художников и мастеров. Их красивые изделия покупают не только в нашей стране, но и в других государствах.


Программные задачи по ознакомлению дошкольников с Хохломской росписью. Старший возраст.

   1. Знакомство с данным видом народного декоративно-прикладного искусства. Учить различать и называть Хохломскую роспись, знать историю промысла, его характерны особенности. Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы. Показать характерные особенности Хохломской росписи, неё основные элементы. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – изделиям Хохломы. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

   2. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе неродного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании, аппликации, лепке. Учить составлять характерный узор для предметов быта по мотивам Хохломской росписи, выделяя характерные элементы; учить составлять узор на силуэте, чередовать элементы по величине, форме, цвету.

   3. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетания цветов, композиций, умения мастера создавать новый неповторимый узор, не выходя за пределы традиции данного вида росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию, в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала. Учить выбирать элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив назначение предмета.

     Приемы изображения элементов хохломской росписи.

«осочки»

выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз

«травинки»

это мазки с небольшим плавным утолщением

«капельки»

рисуются прикладыванием кисти к бумаге

«усики»

рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль

«завитки»

выполняются с легким нажимом в середине элемента

«кустик»

наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов – «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»

«ягодки»

ягоды брусники, смородины, рябины рисуются печаткой – тычком (полоска бумаги свернутая в тугую трубочку), ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляют» желтым цветом.

           Физкультминутка.

  Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

  Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)

  Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)

  Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)

  Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

  Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

  -Ну вот мы и мастера и мастерицы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...

Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством

1. Учить детей рисовать элементы узорапо мотивамдымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме.2....

Из опыта работы "Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством"

Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ....

программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством

Программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством   предполагает  приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, обучение декоративному рисованию . На занятиях ...

"Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством"

Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь....

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством (перспективное планирование)

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами). Для детей 4-7 лет....