Интегрированное занятие «Идет волшебница-зима…» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Будина Елена Николаевна

Знакомство с репродукциями русских художников о зиме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

Интегрированное занятие  

«Идет волшебница-зима…»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель Будина Е. Н.

     

Ссылка на видео: https://youtu.be/e9k3dN4B4yo 

2022 год

Цель: формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и становление эстетического отношения к окружающему миру.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с картинами русских художников о зиме;
  • уточнить представления о пейзаже как жанре живописи;  
  • формировать опыт восприятия произведений живописи и художественной литературы;  
  • формировать умение видеть замысел художника;
  • способствовать освоению эстетических оценок, суждений.  

Развивающие:

  • развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты зимней природы, произведения искусства и собственные творческие работы;
  • развивать умение самостоятельно определять замысел будущей работы, стремление создавать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления  для определения сюжета;
  • закрепить умение использовать нетрадиционные материалы и техники при выполнении творческих работ;
  • поддерживать использование в практике общения элементов объяснительной речи; 
  • обогащать словарь посредством ознакомления детей с литературными произведениями, картинами, зимой как временем года;
  • развивать мелкую моторику, внимание, память.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к живописи и художественной литературе;
  • воспитывать и поддерживать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственные творческие работы;
  • поддерживать самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество в выполнении творческих работ.  

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно эстетическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворений о зиме;  рассматривание иллюстраций, репродукций картин о зиме; наблюдение на прогулке за зимними явлениями природы, за изменением цвета снежного покрова в разное время суток, цветом неба, за падающим снегом, заснеженными деревьями и кустарниками,  знакомство с нетрадиционными техниками рисования, слушание музыки П. Чайковского.  

Методы и приёмы: Наглядный, беседа, вопросы-ответы, использование художественной литературы, игровой, ИКТ, практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование: Мультимедиа, проектор, ноутбук, магнитофон;  видео МР4 «Идет волшебница-зима».  Репродукции картин И. Шишкина «Зима» и

И. Грабаря «Иней. Восход солнца». Аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Декабрь», «Январь», «Февраль» из цикла «Времена года», «На тройке», пьеса «Еловый лес», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Алгоритмы рисования.

Оборудование для рисования: кисти, акварель, белая гуашь, листы тонированной бумаги, восковые карандаши, свечи, клей ПВА, манная крупа, соль, бумага для комкания, подносы, влажные салфетки.

Ход занятия:

Под музыку  П. Чайковского «На тройке» дети входят в зал

Воспитатель 1: Все времена года прекрасны и имеют свои преимущества, но зима — это невероятно магическая и сказочная пора. Иногда утром выходишь на улицу и не узнаешь родные места: все укрыто белым полотном, а на деревьях серебристый иней. Белоснежная, пронзительная чистота и красота.

Воспитатель 2: Нет ничего прекраснее природы! Поэтому и художники, и поэты, и композиторы воспевают ее красоту в своих произведениях. Особенно хороши зимние явления природы. В стихотворении Константина Бальмонта есть такие строки…

Звучит пьеса П. Чайковского «Еловый лес»

             Ребенок: Светло-пушистая снежинка белая,
                             Какая чистая, какая смелая!
                             В лучах блистающих скользит, умелая,
                             Средь хлопьев тающих сохранно-белая.
                             Но вот кончается дорога дальная,
                             Земли касается звезда кристальная.
                             Лежит пушистая снежинка смелая.
                             Какая чистая, какая белая!

Воспитатель 1: Белоснежные просторы России были и остаются источником вдохновения для художников. Мы приглашаем вас на виртуальную выставку русских художников, чтобы насладиться красотой зимней природы.

Видео МР4 «Идет волшебница-зима…»

Воспитатель 2: Ребята, а вы помните, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

Рассмотрим зимние пейзажи. На каждом из них уголок зимнего леса, но они очень отличаются друг от друга. Ведь каждый художник видит и изображает по-своему и передает в картине свое настроение, свои чувства. Что вы видите на картине Ивана  Шишкина?

Воспитатель 1: Какие цвета использует художник? Как художник изобразил снег? Какое время суток на картине? Как бы вы назвали картину? (высказывания и рассуждения детей).

Воспитатель 2: Мне кажется, что здесь очень подходят строчки из стихотворения Федора Тютчева.

Ребенок: Чародейкою Зимою
                            Околдован, лес стоит,
                            И под снежной бахромою,
                            Неподвижною, немою,
                            Чудной жизнью он блестит.

Воспитатель 1: А у Александра Пушкина есть такие строчки.

Ребенок: Пришла, рассыпалась клоками

                 Повисла на суках дубов

                 Легла волнистыми коврами

                 Среди полей, вокруг холмов…

Воспитатель 2: А вот перед нами другая картина. Это тоже зимний пейзаж. Автор этой картины Игорь Грабарь.

Воспитатель 1: В стихотворении Александра Пушкина «Зимнее утро» есть такие строки…

 Ребенок: Под голубыми небесами

                  Великолепными коврами,

                  Блестя на солнце, снег лежит…            

Воспитатель 1:  Необычная красота, переливы красок, переливы теней. Березы, как будто в тумане. Какие переливы красок вы видите? (Высказывания детей). Какую часть суток изобразил художник? Как вы догадались? От чего зависит цвет снега? (Высказывания и рассуждения детей).

Воспитатель 2: Кажется, что природа, празднует какой-то небывалый праздник. Березы, опушенные инеем, похожи на девушек в белых нарядах из кружева. Они как будто танцуют под спокойную музыку.

Танцевальный этюд «Вальс снежных хлопьев»  под музыку  П. Чайковского

Воспитатель 1: Ребята, что вы можете теперь сказать о зиме? Какая она?

Ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, блестящая, лютая, веселая.

Воспитатель 2: Мы познакомились с вами с пейзажами русских художников. А сейчас мы предлагаем вам пофантазировать и выполнить свой зимний пейзаж.  Алгоритмы выполнения работы напомнят вам о различных способах рисования.

Воспитатель 1: Подойдите, пожалуйста, к столам и выберите, каким из способов рисования вы хотели бы изобразить зимний пейзаж?

Для выбора предлагаются следующие способы нетрадиционного рисования: 1) скомканной бумагой, акварелью и гуашью; 2) восковыми карандашами, губкой и акварелью; 3) свечой, акварелью и солью; 4) клеем и манной крупой. 

Дети самостоятельно выбирают интересующие их материалы и способ изображения.

Воспитатель 2: Перед вами лежат различные материалы. Продумайте, что в вашей работе будет главным. Оно изображается на переднем плане более крупно, а второстепенное на втором плане мельче.

Под музыку П. Чайковского «Времена года. Зима» дети выполняют пейзажи.

Во время рисования воспитатель помогает и беседует с детьми о работах. Спрашивает, как ребенок хотел бы назвать свой пейзаж.

Воспитатель 2: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили стихотворения русских поэтов о зиме, познакомились с зимними пейзажами знаменитых русских художников, попробовали и сами выполнить рисунки. У вас получились замечательные работы!

Воспитатель 1: Мы прощаемся с зимой, с этим замечательным временем года. И будем снова ждать зимушку с ее белым пушистым снегом, узорами на окне, снегопадами, волшебными картинками, сверкающими льдинками, серебристым инеем на деревьях, морозами и метелями.

По окончании организуется выставка детских работ.  

Использованные материалы:

  1. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Библиотека программы «Детство» г. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004.
  2. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Агронович З.Е. Времена года. — СПб.: Детство — Пресс, 2002.
  4. Ладыгина Т.Б. Стихи к зимним детским праздникам. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-belosnezhna-belokryla-nasha-zimushka-zima-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция  образовательных областей: « Физическая культура» и  «Познание».  Раздел: «Развитие математических представлений». Программное содержание: 1 Упражнять в р...

Интегрированное занятие на тему "Осень" для детей старшего дошкольного возраста

Составляя занятие, ставила перед собой следующие задачи:-систематизировать знания детей об осенних месяцах, перелетных птицах; -развитие кругозора, речи и мышления; -развитие слухо-моторной ко...

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Мною предоставлен конспект по нравственно-патриотическому восеитанию для детей старшего дошкольного возраста, позволяющий дать детям представление и углубленные знания о своей Родине....

Интегрированное занятие: «Развитие танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Из опыта работы музыкального руководителявысшей квалификационной категорииАБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ...

Интегрированное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция  образовательных областей: « Физическая культура» и  «Познание».  Раздел: «Развитие математических представлений».Программное содержание: 1  Уп...

Конспект интегрированного занятия для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста на леквсическую тему: "Осенняя карусель"

Конспекты интегрированных  занятий  для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.  Занятие №5 "Осенняя карусель...

Конспект интегрированного занятия для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста на леквсическую тему: "Дождик"

Конспект интегрированного  занятия  для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста на леквсическую тему: "Дождик"...