План – конспект ООД по теме: «Рисование элементов хохломской росписи»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Анисимова Елена Юрьевна

Целью данного занятия является расширение знаний о народном промысле хохломская роспись. В процессе занятия дети повторяют уже известные элементы хохломской росписи и используют их в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №8 «Сказка»

План – конспект ООД по теме:

«Рисование элементов хохломской росписи»

Работу выполнила Анисимова Е.Ю., воспитатель.

Сергач 2022г

Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.

Задачи:

- сформировать представление детей о посуде;

- рассказать о появлении хохломской росписи;

- учить последовательно выполнять работу;

- способствовать развитию эстетического вкуса;

- способствовать развитию мелкой моторики рук через рисование мелких завитков;

- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;

- воспитывать интерес к рисованию.

Предварительная работа: работа по ознакомлению с народными промыслами России, знакомство с элементами хохломской росписи.

Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.

Ход занятия:

1.Мотивация детей. (Организационный)

Слайд 2.

- Ребята, что вы видите на этом слайде? Как можно всё это назвать одним словом? (Посуда)

- Из чего сделана эта посуда? (Фарфор, стекло, металл)

Слайд 3.

- Какая ещё бывает посуда? (Пластмассовая, деревянная)

Я хочу рассказать вам одно преданье. Это то, что передают нам наши предки.

Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал, раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе. А находилось это село в лесном краю, где почти все делалось из дерева.

2. Основной. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи.

Слайд 4.

- Ребята, кто может вспомнить название этого села? (Хохлома) И находится оно в Нижегородском Заволжье.

Слайд 5.

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный    медово-золотой цвет. И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Так и родилось название «золотая хохлома».

Слайд 6.

Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома! (Л. Куликова)

- Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)

- Какие узоры вы видите на посуде? (Листики, ягодки, завитки, точечки.)

- Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? (У природы – веточки, листки, травка.) Поэтому этот узор называется растительным.

Слайд 7-9.

-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

- Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

- Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.

 

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания

 Слайд 10.

–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.

А поможет нам в этом Жар-птица.

- Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.

Физкультминутка.

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

Давайте, ребята, сядем  на свои места и постараемся красиво нарисовать узоры хохломы.

Слайды 11-17

 Поэтапное рисование хохломского узора на «тарелочке»

4. Заключительная часть. Подведение итогов.

Оформление выставки детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комплексного занятия по рабочей программе преподавателя МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова» Кимбург Татьяны Викторовны, по теме "Декоративное рисование элементов хохломской росписи"

План-конспект урока для детей третьего года  обучения, 5-6-летнего возраста, в МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова". Цель урока: Закрепить у дошкольников знания особенно...

Конспект занятия по рисованию гуашью и кистью на тему «Упражнения в рисовании элементов хохломской росписи».

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с хохломской росписью . Учить составлять узор на круге ( ложке), украшая его завитком, ягодой , травкой , используя традиционные для хохломской росписи цвета.МАТЕРИАЛ...

Конспект занятия по рисованию гуашью и кистью на тему «Упражнения в рисовании элементов хохломской росписи».

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с хохломской росписью . Учить составлять узор на круге ( ложке), украшая его завитком, ягодой , травкой , используя традиционные для хохломской росписи цвета.МАТЕРИАЛ...

Конспект открытого занятия по прикладному творчеству на тему: «Упражнения в рисовании элементов хохломской росписи » в старшей группе

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Используем...

Конспект НОД по рисованию акварелью и кистью для детей старшей группы на тему «Упражнения в рисовании элементов хохломской росписи».

рисование акварелью и кистью на тему «Упражнения в рисовании элементов хохломской росписи»....