Программа кружка по современным нетрадиционным методам рисования для детей второй младшей группы
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Малинкина Анна Анатольевна

Для воспитателей и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_metody_risovaniya_2_ml._gruppa.docx65.39 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад п. Ермаково

Программа кружка

«Радужная композиция»

Возраст детей: 3 - 4 года

Срок реализации – 1 год

Малинкина Анна Анатольевна

педагог дополнительного образования

                                     

п. Ермаково

2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка        3
  2. Цели и задачи программы        5
  3. Содержание программы        8
  1. Учебный план        8
  2. Содержание учебного плана        8
  1. Планируемые результаты        19
  2. Календарный учебный график        20
  3. Условия реализации программы        24
  4. Оценочные материалы. Формы аттестации        25
  5. Методические материалы        26
  6. Список информационных источников        27

  1. Пояснительная записка

Парциальная программа «Радужная композиция» составлена в соответствии с нормативноправовыми документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая  деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Современные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Актуальность программы состоит в том, что она социализирует ребенка для современного общества, борясь с внутренними страхами, переживаниями, сомнениями, помогая познать свой внутренний мир, как говорят способствует самопознанию, позитивно направляет, помогает воспитать эстетический вкус, умение увидеть красоту вокруг себя, полюбить природу и саму жизнь, к тому же разрабатывает моторику как мелкую, так и грубую, выработать усидчивость, целеустремленность. Нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Современный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование современными способами огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться, это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Проведение занятий с использованием современных техник по программе кружка:

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и фантазию. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Срок реализации программы – 1 год, занятия проводятся один раз в неделю, в течение 20 минут, всего на 12 часов планируется 36 занятий.

  1. Цели и задачи программы

Главная цель – развитие способностей творческого воображения, эстетического вкуса, самопознания, разнообразить представления об окружающем мире современными методами рисования.

Цели:

  • Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами современных техник рисования
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с современными техниками рисования.
  • Расширять представления о многообразии современных техник рисования.
  • Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
  • Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи программы

Развивающие: 

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Формировать  умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.
  • Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства: удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные: 

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
  • Закреплять приобретённые умения и  навыки и  показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Принципы программы:

1. Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал).

2. Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении).

3. Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному).

4. Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).

5. Связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед, подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни).

6. Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», «Было ли что-то сложное?», «Чему мы научились?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).

7. Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

Режим работы кружка:

Занятия будут   проводиться 2 раза в неделю с длительностью в 2 академических часа. В программе представлены 72 занятия, рассчитанных на учебный год (с 1 сентября по 31 мая). В ходе занятия будут проводиться физкультминутка, динамические паузы, пальчиковые игры или гимнастика для глаз.

Нетрадиционные техники рисования:

I. Рисование ладошкой

Способ рисования: На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями.

Задачи:

  •  обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать;
  •  органично чувствовать изобразительный материал, его свойства,  вязкость, бархатистость,  яркость красочного слоя;
  •  осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;
  •  развитие мелкой моторики рук.

II. Рисование пальчиками

Способ рисования: Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.

Задачи:

  • учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;
  • учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;
  • развитие мелкой моторики рук.

III. Оттиск поролоном или скомканной бумагой

Способ рисования: Поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.

Задачи:

  •  развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;
  •  развивать творческие способности;
  •  формировать чувство ритма.

IV. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)

Способ рисования: На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.

Задачи:

  •  познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
  •  развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;
  •  развитие творческих способностей;
  •  формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись), или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.

V. Распыление краски на лист бумаги

Способ рисования: На ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.

Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы.

VI. Точечный рисунок

Способ рисования: Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты (или ватная палочка) и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.


  1. Содержание учебного плана
  1. Учебный план

Месяц

Наименование тем

Количество часов

1

сентябрь

«Осень золотая»

8

2

октябрь

«Осенний лес»

8

3

ноябрь

«Наши натюрморты»

8

4

декабрь

«Ждем Новый год»

8

5

январь

«Как красиво зимой»

8

6

февраль

«Зима»

8

7

март

«Все для любимых мам»

8

8

апрель

«Цветочная мозаика»

8

9

май

«Мир красок»

8

ВСЕГО:

72

  1. Содержание учебного плана

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, позитивный настрой при помощи приветствия.

Основные процедуры работы – дружеское приветствие, загадки или чтение отрывка из произведения, сказки, рассказа, подготовка к процессу рисования – мотивирование детей.

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

Элементы занятий:

  • элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью движений, собственной речи;
  • физкультминутки по теме занятия, гимнастика для глаз, музыкальные паузы и т.п. для необходимого отдыха, снятия напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивания нервной системы и восстановления работоспособности детей.
  • рисование – применяются современные методы рисования, используется при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для современного рисования.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством обсуждения результатов рисования, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом. На занятиях организуется мини-выставка творческих работ. В конце года проводится итоговое занятие, составляется портфолио работ.

Тема

Желаемые приобретения, навыки

Предварительная работа и материалы

Ладошка правая, ладошка левая.

Выявление уровня художественного развития детей на начало года.

Учить обмакивать ладошку в краску или наносить пальчиком правой руки краску на левую ладошку и делать отпечаток в «окошке» слева: пальчиком левой руки наносить краску на ладошку правой руки и делать отпечаток справа.

Альбомы, на листе 2 «окошка», пальчиковые краски (по 2 цвета для каждого ребёнка), салфетки. 

Цветы для солнышка

Представить фактуру, форму цветов пластикой изобразительных материалов; передать объем, красочность, фактуру цветов разными изобразительными материалами; закреплять навыки работы с бумагой, красками

Три краски, кисть, бумага, мятая бумага или салфетка, щетка

Мухомор

Продолжать знакомить с современной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;

гуашь белого цвета,

салфетки, иллюстрации мухоморов.

Дождик грибной

Знакомство с новой техникой рисования – палочками.

А4, гуашь, палочки для рисования, вода, толстая кисть. Снизу уже нарисованные грибы

Мой дом

Приобретаем навык работы с пластелином, наносим небольшими кусочками на поверхность, не заезжая за края, выбираем цвет. Разрабатываем моторику пальцев, плавность, учимся успокаиваться, творчески развиваемся.

Макет дома на картоне, пластелин

Птичка

Передать форму птицы на основе круга, треугольника; акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать линией форму птиц

Бумага, краска пальчиковая, вода, салфетки

Тучка

Представить выразительный образ тучки цветом, объемом

Краска, вода, ватные диски, кисть для прорисовки контура

Павлин

Передать изображение павлина контуром, силуэтом (линия, отпечаток); развитие чувства формы, цвета

Бумага, краска, пробки для отпечатков хвоста павлина, заготовка-рисунок павлина

На пеньке опять выросло 5 опят.

Соединение в одном рисунке рисование ладошкой и пальчиками. Отпечаток ладошке делаем в центре альбомного листа. Дальше смело включаем фантазию и дорисовываем картину: шляпки гриба, пенёк, травку.

Краски тёплых осенних цветов и оттенков. Листы бумаги. Салфетки.

Мышка

Передать в живописи пластичную форму мышки; развивать умение наблюдать форму, строение, движение

Бумага, клей, вата, краска черная и белая, форма для смешивания, готовая картонная фигура мышки

Золотые листочки

Познакомить детей с современной техникой оттиском и печатью.

 Учить детей работать с хрупким материалом листьями. Знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Развивать чувство цвета и композиции.

Белая бумага. Гуашь. листья, кисти, стаканчики с водой, подставки, салфетки.

Колпак клоуна

Передать геометрические узоры силуэтом, линией (круг, квадрат, прямоугольник); совершенствовать навыки в работе с бумагой, краской

Бумага, кисть, заготовка треугольного колпака, крышки, краска гуашь, палочки

Деревья

Представить цветовыми пятнами разные варианты изображения деревьев

Кисть, краска, вода, коктейльная трубочка

Арбуз

Передать форму, сочность арбуза цветом; закреплять навыки работы с красками, пластилином

Бумага, краска пальчиковая, пластелин, вода, салфетки

Ветер

Представить выразительность образа ветра (движение, порыв) цветом, формой

Зубная щетка или кисть с твердой щетиной, краска

Гуси-лебеди

Передать обобщенную форму птиц в движении на основе отпечатка ладошки и техникой «мятая бумага». Форма птиц в движении

Пальчиковая краска, мятая бумага, вода и салфетка

Желтые и красные яблоки

Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, ластиком (тыльной стороной карандаша), показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки

Краски, матрицы из яблок.

Силуэт банки, вырезанный из  оттенков светло-желтой бумаги.

Котенок

Передать в цвете, бумаге выразительный образ котенка (строение, пластика, характер). Знакомство с техникой тычков

Бумага, сухая кисть, краска, нарисованный котенок

Овощи в корзине

Рисуем овощи

(огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового

тампона, гуаши и кисти.

Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление,  умение подбирать необходимую краску к овощу.

Гуашь, палитра, вода, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист с корзинкой, картинки овощей с карточками цветов. 

Мишка

Передать силуэтное изображение мишки, выполнять стилизованное изображение мордочки мишки красками, нитками. Познакомить с новой технологией рисования с помощью ниток

Краски, бумага, нитки

Ягоды

Представить цветом выразительность образа ягод клюквы, клубники, малины

Гуашь, ватные палочки, вода, карандаш

Горшочек для цветов

Передать строение формы горшочка на основе квадрата; акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать изобразительными материалами цвет, форму, размер горшочка

Краска, вода, сухая кисть, очертания горшочка точками

Зонтик

Представить формой зонтика характерные особенности цвета, декора

Краски, ватные палочки, кисть жесткая, карандаш

Лисичка

Передать различие в величине и размере деталей туловища и головы лисички

Нарисованные части лисички без контура, краска, ватные палочки, сухая и простая кисти

Мои рукавички

 Формировать умение детей украшать форму узорами. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Лист вырезан в форме рукавички. Палитра, гуашь, печатки из пробок.

Сумочка для лисички

Представить линией, цветом декоративность и пластичность элементов узора сумочки для лисички

Бумага, пальчиковые краски, коктейльные палочки

Елочка пушистая,

нарядная

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Бумага, гуашь, кисти, стаканчики с водой, подставки, салфетки.

Пингвин

Представить характерные особенности пингвина цветом, фактурой соли

Краски, соль, клей, картонная заготовка пингвина

Зайка

Представить характерные особенности зайки цветом, фактурой изобразительного материала

Краска, контур зайки, вата, клей, кисть

Сугробы

Представить форму, объем, цвет солью

Цветной картон, клей, соль

Дым из трубы

Представить легкость, воздушность дыма в морозный день, развитие воображения и творчества в выборе материала для изображения

Готовая зарисовка дома с трубой, краска, ватные диски, паралон, кисть, мятая бумага, нить

Снежинки

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью ниток

Бумага, краска, нитки

Зимние узоры

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью клея

Тонированная бумага, гуашь, кисть, стаканчики с водой, подставки, салфетки, соль

Машина для Деда Мороза

Передать объем и фактуру машины Деда Мороза изобразительным материалом

Заготовка машины, краска, сухая кисть

Снеговики

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.).

Развивать чувство композиции.

Гуашь, кисть, стаканчики с водой, подставки, ватные палочки, салфетки, скомканная бумага.

Посох Деда Мороза

Представить цветом, солью блеск, объем, проводим прямые линии, проецируем прямоугольную форму

Цветной картон или стеклянная поверхность, соль, клей, краска

Шарфик

Представить цветом, линией украшения для узора шарфика, проводим прямые линии, проецируем прямоугольную форму

Краски, нитки, карандаш

Подарок

Передать фактуру подарочных упаковок разными изобразительными приемами (комканая бумага), коктейльные палочки

Заготовка коробки, коктейльные палочки, комканая бумага, краска, вода

Колокольчик

Представить линий, цветом стилизованное изображение новогоднего колокольчика

Заготовка колокольчика, краска, палочки для коктейля, вода, салфетка

Узоры на окне

Отрабатывать приемы в работе с красками — «по сырому»

Краска, бумага, вода

Эскимо

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Пальчиковая краска для создания рисунка мороженного, клей, соль, краска коричневая, палочка уже нарисована точками

Метель

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить активно использовать в работе обе руки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Лист бумаги синего цвета с изображением леса, нить №10, белая гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации.

Сосулька

Передать форму, прозрачность сосулек разными изобразительными материалами; акцентировать внимание на натуре

Бумага, вода, краска, крышки

Снежная тропинка

Передать эффект борозд, утоптанности снега пластикой изобразительного материала

Картон серый, краска, пластелин, кисть

«Кораблик в море» открытка для пап. (симметрия)

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями.  Приучать к аккуратности в работе.

Альбомный лист с нарисованным контуром кораблика, репродукции, иллюстрации или игрушка. Гуашь разных цветов.

Шарики на елке

Представить цветом эффект блеска и прозрачности елочных шариков(живопись «по сырому»)

Бумага, вода, акварель, краска,

Дерево под снегом

Передать строение и «укутанность» снегом дерева на основе линий, брызг

Бумага, краска, кисть мягкая, кисть щетина

Свеча

Представить линией, цветом эффект пламени свечи

Краска, кисть, поролон, палитра

Чашка для мамы

 Знакомить детей с понятием симметрия.

Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию.

Бумага, акварель, кисть, стаканчики с водой, подставки, салфетки.

Солнечные цветочки

Передать цветом новым материалом оттиски цветочков

Краска, вода, салфетка, вилка пластиковая одноразовая, кисть

Наряды для наших мам

Продолжать знакомить с современной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для мам.

Вырезанные из бумаги силуэты платьев,  ватные палочки,  гуашь разноцветная в чашечках, салфетки, иллюстрации.

Неваляшки

Передать форму и декоративность неваляшки; развивать воображение

Пальчиковые краски, вода, салфетка

Бантик

Представить декоративность бантика фактурой материала и цвета

Краска, мятая бумага, кисть, форма банта заготовка

Блюдце

Передать эффект росписи блюдца «по кругу» линиями, точками; развивать наблюдательность

Вырезанная картонная тарелочка, иллюстрации украшений, краска, кисть, ватные палочки

Бабочка

Представить формой, цветом характерные особенности образа бабочки

Гуашь, кисть, пробка, бумага

Куличик

Представить формой, цветом характерные особенности украшения кулича

Краски, кисть, щетина, ватные палочки

Цыпленок

Передать характерные особенности образа цыпленка , закрепить технику рисования нитками

Заготовка цыпленка, нитки, краски

Чудо цветы

Уточнять представления об окружающем мире. Знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их. Закреплять умение рисовать ладошкой.

Тонированный фон, гуашь, кисти, подставки, салфетки.

Носит одуванчик  желтый  сарафанчик

Продолжать знакомить детей с техникой тычкования жёсткой, полусухой кистью. Учить использовать создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Листы бумаги светлозеленого цвета, жесткая кисть,  гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации.

Человечек

Передать условно форму, строение в изображении человека

Краска пальчиковая, салфетка, кисть, бумага

Петушок

Представить линией, силуэтом сказочный образ петушка

Краска пальчиковая, кисть

Лужа

Передать форму луж; выделять линией общий контур, видеть отражение. Рисунок по «сырому»

Краска разбавленная, краска, кисть, вода, салфетка

Весеннее небо

Представить цвет весеннего неба (утром, днем, вечером) по выбору

Гуашь, кисть сухая, кисть, ватные палочки, салфетка, паралон

Веселое лицо

Представить линией, цветом выразительные особенности формы и характера портрета

Пальчиковые краски, вода, бумага

Салют

Познакомить детей с техникой тычкования жесткой, полусухой кистью. Учить равномерно наносить  тычки  по всей поверхности листа.

Тонированная бумага, слегка разведенная гуашь, щетинные кисти, подставки, салфетки, иллюстрации

Коровки на лужайке

Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Божьи коровки без точек на спинках,  чёрная гуашь в мисочках, ватман, салфетки.

Поросенок в траве

Передать внешний вид поросенка на основе изобразительных техник (отпечаток пальчиками, «рваная бумага»), закреплять умение пользоваться современными материалами для создания объема, таким как рваная бумага

Краска, рваная бумага, не прорисованный поросенок, пальчиковая краска

Виноград

Представить строение, форму, цвет грозди винограда

Краска, кисть, ватные палочки, поролон

Божья коровка

Уточнять представления об окружающем мире. Закреплять умение рисовать ватными палочками и использовать кисть для прорисовывания деталей.

Заготовка, краска, бумага, ватные палочки, кисть

Мяч

Передать форму, цвет, декор мячика; выделять в украшении элементы декора

Краска, сухая кисть, пробка, кисть для прорисовывания

Гусеница

Передать строение гусеницы последовательным расположением кругов разной величины

Кисть, пробка, пальчиковая краска, краска, ватные палочки

Мой мир

Итоговая работа

Выбор материала самостоятельный из предложенного

  1. Планируемые результаты

К планируемым результатам в развитии дошкольника относятся следующие показатели:

  • уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги;
  • отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты,
  • самостоятельно искать способы изображения в соответствии с создаваемым образом;
  • выбирать способы и направления штриховки для рисунка;
  • работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки);
  • составлять новые цветовые тона на палитре, сочетать один цвет с другим;
  • имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
  • знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
  • передает различие предметов по величине;
  • ритмично наносит штрихи, пятна;
  • рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
  • рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
  • создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
  • знаком с современной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
  • ребенок видит некоторые средства выразительности (яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки), чувствует эмоциональную выразительность формы, линии.
  1. Календарный учебный год

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения

01.09.2021

24.05.2022

36 недель

72 часов

2 часа в неделю

Календарно – тематическое планирование на 2021 – 2022 учебный год

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

1

03.09

Ладошка правая, ладошка левая

1

ПР/Р

обсуждение

2

07.09

Цветы для солнышка

1

ПР/Р

обсуждение

3

10.09

Мухомор

1

ПР/Р

обсуждение

4

17.09

Дождик грибной

1

ПР/Р

обсуждение

5

20.09

Мой дом

1

ПР/Р

обсуждение

6

24.09

Птичка

1

ПР/Р

обсуждение

7

27.09

Тучка

1

ПР/Р

обсуждение

8

30.09

Павлин

1

ПР/Р

обсуждение

9

04.10

На пеньке опять выросло 5 опят.

1

ПР/Р

обсуждение

10

08.10

Мышка

1

ПР/Р

обсуждение

11

12.10

Золотые листочки

1

ПР/Р

обсуждение

12

15.10

Колпак клоуна

1

ПР/Р

обсуждение

13

18.10

Деревья

1

ПР/Р

обсуждение

14

22.10

Арбуз

1

ПР/Р

обсуждение

15

25.10

Ветер

1

ПР/Р

обсуждение

16

29.10

Гуси-лебеди

1

ПР/Р

обсуждение

17

01.11

Желтые и красные яблоки

1

ПР/Р

обсуждение

18

05.11

Котенок

1

ПР/Р

обсуждение

19

08.11

Овощи в корзине

1

ПР/Р

обсуждение

20

12.11

Мишка

1

ПР/Р

обсуждение

21

15.11

Ягоды

1

ПР/Р

обсуждение

22

19.11

Зонтик

1

ПР/Р

обсуждение

23

22.11

Мои рукавички

1

ПР/Р

обсуждение

24

26.11

Горшочек для цветов

1

ПР/Р

обсуждение

25

03.12

Лисичка

1

ПР/Р

обсуждение

26

06.12

Елочка пушистая,

нарядная

1

ПР/Р

обсуждение

27

10.12

Сумочка для лисички

1

ПР/Р

обсуждение

28

13.12

Мишка

1

ПР/Р

обсуждение

29

17.12

Пингвин

1

ПР/Р

обсуждение

30

20.12

Дым из трубы

1

ПР/Р

обсуждение

31

24.12

Сугробы

1

ПР/Р

обсуждение

32

27.12

Зимние узоры

1

ПР/Р

обсуждение

33

30.12

Снежинки

1

ПР/Р

обсуждение

34

10.01

Снеговики

1

ПР/Р

обсуждение

35

14.01

Машина для Деда Мороза

1

ПР/Р

обсуждение

36

17.01

Шарфик

1

ПР/Р

обсуждение

37

21.01

Посох Деда Мороза

1

ПР/Р

обсуждение

38

24.01

Колокольчик

1

ПР/Р

обсуждение

39

28.01

Подарок

1

ПР/Р

обсуждение

40

01.02

«Метель» (нитки)

1

ПР/Р

обсуждение

41

04.02

Эскимо

1

ПР/Р

обсуждение

42

07.02

Узоры на окне

1

ПР/Р

обсуждение

43

11.02

Сосулька

1

ПР/Р

обсуждение

44

14.02

Снежная тропинка

1

ПР/Р

обсуждение

45

18.02

«Кораблик в море» открытка для пап.

1

ПР/Р

обсуждение

46

21.02

Шарики на елке

1

ПР/Р

обсуждение

47

25.02

Дерево под снегом

1

ПР/Р

обсуждение

48

01.03

Свеча

1

ПР/Р

обсуждение

49

04.03

Чашка для мамы

1

ПР/Р

обсуждение

50

07.03

Солнечные цветочки

1

ПР/Р

обсуждение

51

11.03

Наряды для наших мам

1

ПР/Р

обсуждение

52

14.03

Неваляшки

1

ПР/Р

обсуждение

53

18.03

Бантик

1

ПР/Р

обсуждение

54

21.03

Блюдце

1

ПР/Р

обсуждение

55

25.03

Бабочка

1

ПР/Р

обсуждение

56

28.03

Куличик

1

ПР/Р

обсуждение

57

01.04

Цыпленок

1

ПР/Р

обсуждение

58

04.04

Чудо цветы

1

ПР/Р

обсуждение

59

08.04

Носит одуванчик  желтый  сарафанчик

1

ПР/Р

обсуждение

60

11.04

Человечек

1

ПР/Р

обсуждение

61

15.04

Петушок

1

ПР/Р

обсуждение

62

18.04

Лужа

1

ПР/Р

обсуждение

63

22.04

Весеннее небо

1

ПР/Р

обсуждение

64

25.04

Веселое лицо

1

ПР/Р

обсуждение

65

29.04

Салют

1

ПР/Р

обсуждение

66

02.05

Божья коровка

1

ПР/Р

обсуждение

67

06.05

«Коровки на лужайке» (пальчиками)

1

ПР/Р

обсуждение

68

09.05

Поросенок в траве

1

ПР/Р

обсуждение

69

13.05

Виноград

1

ПР/Р

обсуждение

70

16.05

Мяч

1

ПР/Р

обсуждение

71

20.05

Гусеница

1

ПР/Р

обсуждение

72

23.05

Свободный выбор темы

1

ПР/Р

портфолио

  1. Условия реализации программы

Для работы кружка должно быть оборудовано отдельное помещение, достаточно просторное, светлое, соответствующее требованиям ФГОС: освещение, наличие водоснабжения, оснащенность специальным оборудованием: доска-мольберт, столы, стулья и другая техника с учетом возрастных особенностей детей.

Необходимые материалы для деятельности кружка, это:

  • бумага формата А4;
  • фартук с нарукавниками детский;
  • акварельные краски;
  • краски пальчиковые;
  • простой карандаш на каждого ребенка;
  • точилка для карандашей одна;
  • гуашь;
  • индивидуальные клеенки или общие на рабочую поверхность;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • засушенные листья;
  • пробки от бутылок;
  • ватные палочки;
  • поролон (можно губку);
  • трубочки коктейльные;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • набор кисточек;
  • вилка одноразовая;
  • кисть для клея или щетина;
  • ватные диски.
  1. Оценочные материалы. Форма аттестации

Стандарт говорит, что нельзя оценивать достижения обучающегося, но можно проследить темп развития творчества ребенка. Для этого в тетради для наблюдений в течение года отмечается индивидуальная траектория развития каждого ребенка, исходя из их творческих работ. Также допускается мониторинг динамики развития ребенка для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход. Также делаются снимки мини-выставок работ детей кружка, которые собираются в электронную папку.

В течение года (или в конце, в зависимости от вида крепления рисунков) составляется детское портфолио рисунков, которое подшивается в виде книжки или вставляется в папку-скоросшиватель, которое затем передается родителям.

  1. Методические материалы

Основной формой занятия является практическая деятельность, в конце занятия итоговое обсуждения рисунков, небольшая выставка работ (вывешенные рисунки детей).

Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества обучающихся и педагога.

В работе используются следующие методы обучения:

1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).

2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).

3. Практические упражнения.

4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).

В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

  • информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
  • контактная – готовность к приему и передаче информации;
  • координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
  • персептивная – восприятие и понимание друг друга;
  • развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.


Список информационных источников

  1. Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
  6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  7. Лебедева О. А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / О. А. Лебедева. – М.: Классик стиль, 2004.
  8. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н. С. Лейтес. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с. 17. Лук А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 125 с.
  9. Межиева М. В. Развиваем творческие способности у детей 5–9 лет [Текст] / М. В. Межиева. – Ярославль, 2002.
  10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты.
  11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А. Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  12. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников [Текст] / И. В. Тюфанова. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2002.
  13. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.:ЦЕНТР ВЛАДОС, 2000 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей второй младшей группы на тему: «Осенняя красавица".

Продолжать учить детей умению наносить точки легкими движениями,прикладывая пальчик к бумаге,вызвать интерес к теме изображения,принятия ее детьми, закреплять знание основных цветов,побуждать детей на...

«Нетрадиционные способы рисования для детей второй младшей группы»

Проект «Нетрадиционные способы рисования для детей второй младшей группы»Цель проекта:Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетра...

КОНСПЕКТ НОД ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ЕЖ»

КОНСПЕКТ НОД ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ ДЛЯ  ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ЕЖ»...

Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей второй младшей группы "Мяч для Саши"

Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей второй младшей группы "Мяч для Саши"                    ...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) для детей второй младшей группы Тема: «Красавец бальзамин»

Цель: Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях, укреплять познавательный интерес к природе, формировать творческое воображение посредством художественных образов.Задачи:Образовател...

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования, для детей второй младшей группы Тема "Осьминожки"

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования, для детей второй младшей группы Тема: «Осьминожки»...