Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Гжель – сказочная роспись»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Серова Наталья Александровна

Ко       Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Гжель – сказочная роспись».

           Окунитесь с детьми в прекрасный мир народного творчества.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_risovaniyu_v_starshey_gruppe.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по рисованию в старшей группе

«Гжель – сказочная роспись»

Цель:

Учить детей расписывать изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора по мотивам гжельской росписи. Развивать эстетическое восприятие, творчество.

Программные задачи:

Обучающие:

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, продолжать знакомить воспитанников с особенностям  гжельской росписи, цветовой гаммой, основным элементам узора;

- закрепить приемы рисования концом кисти, способом примакивания, «тычка»;

- формировать навыки рисования элементов гжельской росписи (цветы, веточки, точки, полоски, волнистые линии, прямые линии);

- учить самостоятельно составлять узор на изделии, располагать его по центру, заполнять узором все изделие.

Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета;

- развивать легкие и тонкие движения руки.

- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов;

- эмоциональную отзывчивость;

- умение оценивать работу сверстников.

Оборудование:

Кукла би-ба-бо бабушка-Сказительница, аудиозаписи народных мелодий,  мольберты, разрезные картинки на подносах, гжельские фигурки для показа,  платок, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, ватные палочки, салфетки, банки-непроливайки с водой, палитры, готовые бумажные заготовки для росписи в форме тарелок.

Предварительная работа.

- Знакомство с декоративными приемами рисования.


Ход:

Дети играют.

Под музыкальное сопровождение входит воспитатель с куклой би-ба-бо Бабушкой-Сказительницей.  Воспитатель присаживается на стульчик, дети свободно рассаживаются на ковре.

Сказительница ведет рассказ:

Здравствуйте, ребята! Рассказать хочу я вам про деревушку славную, да про мастеров чудных, рукодельных.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от города Москва, средь дремучих лесов стояла деревушка с необычным названием  Гжель. Жили там чудо-мастера. Издавна делали они посуду из белоснежной глины. А чтоб глина твердая да прочная стала,  такую посуду обязательно обжигали в печи при высокой температуре. И вот собрались однажды мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. А чтоб посуда красивая да интересная была, решили на ней узоры расписные изображать. Только как узор такой придумать, чтоб он всем понравился?  Вышли на улицу, а вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Стал тут каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется (показ картинки). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (показ картинки).

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он шкатулку в виде рыбки сказочной. (показ картинки). Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась шкатулка.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Воспитатель снимает куклу би-ба-бо с руки, убирает за мольберт. Продолжает рассказ сам.

И сегодня существует деревня Гжель. Трудятся в ней внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Поверить трудно: неужели всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели на снег наносят небеса!

- Ребята!  Бабушка – Сказительница приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, расписанную гжельскими мастерами, да вот беда, уронила сумку и разбила посуда по дороге в детский сад. А теперь вот – одни осколочки остались (Обратить внимание детей на столики, на которых стоят подносы с «разбитой» посудой). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, какую же посуду приготовила для вас Сказительница.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (Ответ детей)
- Верно, гжельская. Пока вы из осколков посуду собирали, я вот здесь под платочек заглянула. Хотите узнать, что же спрятано под платком? Посмотрите, не вся посуда разбилась, какая красота у меня на столе.

Подходят к столу, накрытому платком. Дети рассматривают, любуются.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Бело-синяя посуда, как весною небеса.
Дети рассматривают. Воспитатель задает вопросы.

- Где изготавливают эту посуду? (в деревне Гжель)
- Как бы вы описали эту посуду?  (
красивая, синяя, нарядная)

- Какие  цвета используют мастера для гжельской росписи? (синий, белый)

- А давайте пройдем к мольберту и посмотрим элементы узора, с помощью которого расписывают посуду гжельские мастера  (цветы, веточки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие).

Ребята, а как вы думаете, бабушка Сказительница очень расстроилась из-за того, что некоторые предметы посуды, которые она принесла нам в садик, разбились? (Ответ детей). Как бы мы могли ей помочь? Что бы мы ей могли подарить, чтобы она не расстраивалась?  (Ответ детей; при необходимости подвести детей к ответу – нарисовать)

Верно, нарисовать. Тогда давайте превратимся в мастеров из деревни Гжель. Физминутка:

Один, два, три, четыре, пять, - хлопают

Чтобы мастерами стать

Все присели, все нагнулись

Друг другу дружно улыбнулись.

Две пружинки, три прыжка

И похлопали слегка,

Вокруг себя пару кругов

И превратились в мастеров.

Один, два, три, четыре, пять,  – сжимают и разжимают кулачки

Мы будем сами рисовать – движение по кругу руками.

Полоски, веточки, цветочки – движение руками «тарелочки»

Кружочки, капельки и точки – кружатся вокруг себя с высоким подниманием колена, прыжок.

Ох! Запомнить бы теперь – руки прижать к голове, наклоны в стороны.

Как же мы рисуем Гжель! - движение по кругу руками.

Приглашаю вас, ребята, в мастерскую за ваши рабочие столы.

В мастерской необходимо помнить об осанке. Придвиньте стулья к столам.

Посмотрите на краски, которые находятся перед вами. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

Верно, не хватает голубой краски. Что же нам  делать? (смешаем синюю и белую)

Воспитатель обращает внимание детей на доску, беседует с детьми о расположении узора на тарелочке.

- Обратите внимание, что находится в центре тарелочки? (цветок)

.- Какие элементы узора расположены рядом с цветком (веточки, точки). Какой прием можно использовать при рисовании веточки? (прием примакивания). Верно, при этом саму веточку необходимо рисовать тонким концом кисти, а листья рисовать способом примакивания.

- Какие элементы расположены по краям тарелочки? (полоски).  По краям тарелочки можно использовать другой узор:  нарисовать и волнистую линию, или оформить края короткими палочками и точками.

Посмотрите, что на ваших рабочих столах необычное? (палочки). А как вы думаете, какие элементы узора можно рисовать при помощи палочки?  (ответ детей). Верно, точки.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник - сцепить пальцы, сделав шарик

Очень важный, как начальник  - соединять пальцы по очереди.

Вот фарфоровые блюдца  - ладони-лодочки, покачивать из стороны в сторону.

Только стукни - разобьются -  стучат кулачками друг по другу
Вот серебряный поднос -  
ладони ровно
Он посуду нам принес 
-  хлопки.

Включить народную музыку.

Дети самостоятельно работают.

Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. Узором заполнить всю поверхность тарелки.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Детям, быстрее всех справившимся с работой предложить оформить еще и кувшины или идти играть.

Рефлексия:

- Ребята мы с вами были сегодня исследователями и мастерами по росписи игрушек. Вам понравилось?

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились. И впрямь на наши тарелочки не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие элементы узора в росписи вы использовали? 

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста?

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Тарелки и бокалы  невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД в старшей группе тема: «Сказочная гжель».

Работа предназначена для педагогов ДОО, в которой представлен план - конспект открытого занятия с презентацией для  художественно- эстетического развития дошкольников....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Сказочная Гжель"

Программное содержание:·         Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу...

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование. Городецкая роспись деревянной доски»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование. Городецкая роспись деревянной доски»...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему "Гжель"...

Конспект ООД по рисованию в старшей группе "Чайная пара - Гжель"

Конспект ООД по рисованию в старшей гуппе "Чайная пара - Гжель"...

Открытый показа занятия по Художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в старшей группе Тема: «Сказочная Гжель».

Цели:- закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».

Цели:- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского...