Авторская программа "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Жилина Наталья Александровна

Программа создана для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.

Срок реализации Программы 1 год, возраст детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование программы

«Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками»

         Разработчик

Жилина Наталья Александровна, воспитатель, 1квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад «Крепыш» г.Гагарин

Качественная характеристика детей

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Цель

Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.

               Задачи

1. Развивать воображение и творческие способности ребенка.

2.Обогащать и расширять художественный опыт детей.

3.Пробуждать детей к экспериментам.

4.Предоставить каждому ребенку возможность развивать мелкую моторику, особенно пальцев, мускулатуры рук.

5.Поощрять и поддерживать инициативу, творческие находки.

6.Развивать целенаправленную деятельность детей их стремление к созидательной активности.

7.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

8.Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, к ее результату.

9.Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

        Актуальность

На современном этапе одной  из главных и важных педагогических задач  в ДОУ является развитие художественно-творческих способностей у ребенка. Именно рисунок позволяет выразить ребенку то, что не всегда он может  сказать словами, ведь в  момент рисования ребенок полностью раскрепощается, становится свободным. Вместе с этим совершенствуются наблюдательность, эстетическое воспитание, художественный вкус. Нетрадиционное рисование, нестандартные подходы делают творческий процесс еще более  удивительным, увлекая детей в мир воображения, заставляет увидеть необычное в обычных предметах.  Для ребенка старшего дошкольного возраста занятия ИЗО особенно актуальны. Происходит всестороннее развитие личности ребенка, осуществляется психологическая подготовка. у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений рук и глаз, ручная умелость; это облегчает в дальнейшем овладение письмом в школе.

Сроки реализации программы

1 год

       Вид программы

Рабочая программа дополнительного образования

Уровень реализации

ДОУ

Показатели результативности

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

Методы и приемы

  • Практические – упражнения, игровые методы,
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация. Словесные приемы – объяснение, пояснение.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Материал

Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;

Краски, клей, ножницы, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки;

Природный материал: зерна, горох, семечки и т.д.

Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и т.д.

Структура занятия

  1. Формирование положительной мотивации к деятельности;
  2. Рассматривание образцов, обсуждение;
  3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
  4. Выбор материала;
  5. Пальчиковая гимнастика;
  6. Самостоятельная работа детей;
  7. Рефлексия
  8. Анализ готовой работы.

Наименование педагогических методик, авторы, литература.

  1. Общеобразовательная программа ДОУ, созданная с учетом ФГОС ДО.
  2. Примерная основная общеобразовательная программа ДОУ Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» (2015 г);
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа.-М.:»Карапуз-Дидактика», 2007.-208с., 24л.вкл.,переиздание дораб.и доп.
  4. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /Под ред.Л.А.Парамоновой.-М.-:ОЛМА Медиа Групп,2013.-944 с.:ил.
  5. Большая детская энциклопедия досуга, ООО Издательский дом «Росмэн»,2004г.

Тематический план работы кружка

«Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками»

месяц

Тема ООД

Цель. Задачи.

Материалы и оборудование

Октябрь  

1

Изучение основ живописи. Осенний пейзаж.

Познакомить детей с понятием «пейзаж». Познакомить с техникой рисования пейзажа по мокрому листу, учить придумывать сюжет, отображать в рисунке признаки осени.

Репродукции картин осени, листы плотной бумаги А4, кисти, краски, стаканчики-непроливашки с водой, салфетки матерчатые и бумажные.

2

Осенние листья. Техника «набрызг»

Познакомить детей с техникой «набрызг».

Большая  картонная коробка, разные листья, цветная бумага, пластилин, краски теплых цветов, пластмассовый ножик, щетка пластмассовая, вода, миска, салфетки.

3

Морской пейзаж

Научить приемам изображения воды.

Кисть (жесткая и мягкая щетина), мыло туалетное, плотная бумага, вода, краски акварельные, вода, салфетки.

4

Гусеница на лужайке

Знакомство с техникой рисования с помощью кулака, пальцев.

Краски акварельные, салфетки, вода, тарелочки для краски, бумага белого цвета.

Ноябрь

1

Пейзаж «Поздняя осень». Техника «выдувание»

Научить детей технике «выдувание», учить передавать в рисунке признаки поздней осени.

Краски, трубочки для коктейля, ватные палочки, вода, салфетки.

2

Орнамент на полотенце. Штампы

Познакомить детей  рисованию штампами.

Штампы из пробок, губки, кусочков овощей, краски, кисточки тонкие, стаканчики, тарелочки разведенной краской, салфетки.

3

«Мой город» Техника «пуантилизм» (заполнение силуэта точками)

Развитие мелкой моторики рук.

Фломастеры, цветные и простые карандаши, маркер.

4

Странные узоры.  Рисование мячиком   или мандарином  по бумаге

Познакомить с фантазийным рисованием.  Способствовать развитию фантазии.

Краска гуашевая, 2 мандарина или мячики для игры в теннис, листы бумаги по размеру коробки, салфетки.

Декабрь

1

Рисование сказочных птиц по мотивам русских народных сказок

Учить детей рисовать птиц, передавать в рисунке правильное положение крыльев, хвоста, посадку головы. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, воспитывать  бережное отношение к птицам.

Тонированная бумага, акварельные краски, кисти, стаканы-непроливашки с водой, салфетки, открытки, книги русских народных сказок с иллюстрациями по теме.

2

Ниткография. Фантазийные узоры

Научить детей  фантазийному рисованию нитью.

Краски, нитки  вязальные, кисти, вода, бумага, салфетки.

3

Нетрадиционное рисование капустным листом «Снежная зима»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования.

Гуашь, кисти, бумага, стаканчики, вода, салфетки, листы китайской капусты.

4

Новогодняя игрушка шарик. Пластилинография

Содействовать развитию мелкой моторики рук, развитию воображения ребенка.

Пластилин, картон с изображением елочного шарика, карандаши, фломастеры, бисер, пайетки, бусинки.

Январь

1

Морозные узоры. Рисунки с контуром из зубной пасты

Познакомить с нетрадиционным видом рисования.

Зубная паста, блестки, картон  белого или холодных оттенков, краски, салфетки.

2

Снеговик. Рисование восковой свечой

Научить детей использовать свечу при изображении снеговика.

Восковая свеча, бумага, краски акварельные, вода, салфетки.

3

Панно из тарелочки «Солнце и луна»

Бумажные тарелки светлого цвета, маркер или фломастер, краски Гуашь, кисточки, вода, стаканчики, салфетки.

4

Февраль

1

Матрешка. Русская народная игрушка

Содействовать развитию интереса у детей к русской игрушке. Закреплять умение раскрашивания шаблона пластилином,  используя для украшения бусины, бисер, фасоль.

Шаблоны матрешки на картоне, пластилин, бусины, фасоль, бисер, пуговицы, стеки, салфетки.

2

Пейзаж «А снег идет». Рисование  методом тычка

Закрепление умения работать полусухой жесткой кисточкой.

Кисти жесткие, гуашь, вода, салфетки, бумага белого цвета.

3

Полярные медведи. Техника «набрызг»

Вспомнить и закрепить  работу в этой технике.

Щетки, шаблоны медведицы и медвежонка, бумага, гуашь, салфетки.

4

Милой мамочке букет. Рисование методом тычка

Продолжаем закреплять умение работы полусухой кистью. Содействовать развитию фантазии ребенка.

Кисти жесткие, тонкие кисти, краски, вода, стаканчики, бумага, изображение букета в вазе.

Март

1

Кошка на окошке. Рисование с натуры.  Обрывная аппликация

Работа в смешанной технике.

Бумага, краски, карандаши, клей, разноцветные страницы из старых журналов.

2

Веселые цыплята. Рисование с помощью пластиковой вилки

Гуашь, вилки пластиковые, вода, салфетки, бумага, кисти.

3

Пальчиковое рисование «Птички»

Содействовать закреплению навыков рисования пальчиками, развитию фантазии ребенка.

Краски, вода, салфетки, фломастеры.

4

Весна  в озеро глядится. Техника монотипия

Познакомить детей с техникой монотипия. Содействовать развитию воображения.

Альбомный лист, акварельные краски, кисточки, салфетки, вода.

Апрель

1

Космический коллаж. Использование необычных техник рисования с элементами аппликации

Научить технике рисования мыльными пузырями.  Закрепить навык вырезывания кругов и овалов.

Трубочки, стаканчики с цветной мыльной водой, листы черной бумаги, краски, клей, ножницы,  щетки, кисточки, салфетки, карандаши, крышки разных размеров.

2

Паутинка

Закреплять умение детей использовать в работе разные материалы.

Восковые карандаши, акварельные краски, салфетки, стаканчики, соль.

3

Аппликация методом торцевания «Весенняя береза»

Научить детей новой технике торцевание. Развивать мелкую моторику рук.

Салфетки ил бумага тонкая зеленого цвета, бумага А4, картон,

4

Монотипия. Бабочка

Закреплять умение симметричного рисования карандашом и красками.

Бумага, кисти, краски акварельные, фломастеры.

Май

1

Панно «Бабочки»

Закреплять умение  использовать в работе разные материалы, располагать элементы  панно на бумаге.

Восковые мелки, акварельные краски, кисточки, трафареты бабочек, цветов, бумага белого цвета, вода, салфетки.

2

«Волшебные цветы». Узелковый батик

Познакомить детей с техникой батик. Способствовать развитию фантазии.

Салфетки тканевые белого цвета, краски акварельные, кисти, вода, салфетки, нитки для закручивания узелков на ткани.

3

Пейзаж «Одуванчики». Техника рисования ватными палочками

Содействовать развитию  воображения детей, изображению  увиденного в природе на бумагу.

Бумага для акварели, акварельные краски, стаканчики-непроливашки, салфетки, кисточки, ватные палочки, собранные в пучок.

4

Ветка сирени. Рисование мятой бумаги

Содействовать развитию  воображения при изображении сирени.

Ветка сирени в вазе. вода, краски, кисти, салфетки, бумага.

Содержание работы кружка:
«Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками»

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


          Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.


         
Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5
×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Литература.

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа.-М.:»Карапуз-Дидактика», 2007.-208с., 24л.вкл.,переиздание дораб.и доп.
  2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /Под ред.Л.А.Парамоновой.-М.-:ОЛМА Медиа Групп,2013.-944 с.:ил.
  3. Большая детская энциклопедия досуга, ООО Издательский дом «Росмэн»,2004г.
  4. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/risovanie/quot-izobrazitelnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-quot-aktualnost-441343
  5. https://kopilkaurokov.ru/izo/planirovanie/plan-raboty-kruzhka-tsvietnyie-ladoshki
  6. http://doshkolnik.ru/risovanie/7910-programma-izo.html
  7. http://iknigi.net/avtor-tamara-komarova/73936-zanyatiya-po-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-detskogo-sada-konspekty-zanyatiy-tamara-komarova/read/page-1.html
  8. http://kdcsosina.ru/kruzhok-veselaya-kistochka

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками"

в презентации содержится информация о некоторых нетрадиционных техниках рисования с дошкольниками....

Основные нетрадиционные техники рисования для дошкольников

В статье представлены основные нетрадиционные техники рисования для дошкольников...

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Дистанционное обучение воспитателей.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать па...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников"

Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки...

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования с дошкольниками "Разноцветный мир"

Цель: развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. ...

«Нетрадиционные техники рисования младших дошкольников»

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельн...

Опыт работы по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников 3-4 лет

Обобщение опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования для дошкольников 3-4 лет...