«Хеппенинг, как эффективная технология для поддержки инициативы и познавательной активности детей раннего возраста в личностно – ориентированном взаимодействии»
статья по рисованию

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hepining.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Яйский детский сад «Солнышко»

«Хеппенинг, как эффективная технология для поддержки инициативы и познавательной активности детей раннего возраста в личностно – ориентированном взаимодействии»

подготовила воспитатель

Гостищева Людмила Александровна

Яя 2022г.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Современные приоритеты   в   содержании   дошкольного   образования

направляют деятельность педагога на создание условий в образовательном процессе, направленных на поддержку инициативы и познавательной активности детей. Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует педагогов к поиску эффективных средств для выстраивания профессиональной деятельности.

Деятельность педагога группы детей раннего возраста основана на знании возрастных особенностей малышей и имеет свою специфику. Важная особенность работы с детьми раннего возраста – опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации, мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями.

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность психической организации маленьких детей - непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребёнку, когда взрослый сам увлечен ею. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включённость в нее самого воспитателя создают

«общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребенка.   Деятельность по экспериментированию с

материалами и веществами привлекательна для   малыша именно за счёт того, что он имеет возможность действовать с предметами, получая удовольствие не только от процесса деятельности, но и от его результатов.

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

В своей педагогической практике с детьми раннего возраста я использую хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес малышей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Использование «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

«Хеппенинг» является замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками
  • рисование ладошками
  • печать из ниток
  • печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

  • отпечатки-картинки
  • печать пластилином
  • масляная пастель + акварель
  • отпечатки листьев
  • рисунки из ладошки
  • рисование ватными палочками
  • волшебные ниточки
  • монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями
  • рисование мятой бумагой
  • рисование солью
  • кляксография
  • пластилинография
  • граттаж - процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона
  • фроттаж - натирающие движения карандаша.

Каждая из этих нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

В совместной деятельности с малышами я часто использую такой метод, как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

Также во время совместной творческой деятельности мы часто используем пену для бритья, которую смешиваем с краской и клеем ПВА, помещаем в кулинарный мешочек с угловым отверстием. Ребёнок самостоятельно выдавливает пену на лист бумаги в хаотичном порядке. В процессе работы добавляются и другие техники, например, «печатки».

Такой пеной можно закрашивать готовые шаблоны или просто рисовать. Даже высохнув, пена полностью не исчезает, а оставляет интересный фактурный рисунок.

На самом деле вариантов работы с пеной множество. Работу с пеной можно использовать как фрагмент НОД по познавательному развитию, как отдельную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию, а также как опытно-экспериментальную работу по смешиванию красок, что вызывает большой восторг у детей.

Нетрадиционная техника – рисование пеной, направлена на развитие и обогащение активного и пассивного словаря детей, способствует связной речи, развивает мышление и воображение, помогает в развитии мелкой моторики, формирует эстетический вкус.

У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Мой опыт работы по внедрению технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее:

  В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.

  Ребенок учится работать с разными материалами.

  Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.

  В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.

  Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.

  Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.

  В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться.

  Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.

  Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

  Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

«В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!»

Список использованной литературы.

  1. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, М.: Просвещение, 2007.
  2. Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Туревская Е.И. Возрастная психология, Тула, 2002.

1.     Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

— СПБ, ООО издательство «Детство-пресс», 2011.

Электронные источники:

  1. http://www.maam.ru/        «Педагогические        технологии        в        работе воспитателя по адаптации детей раннего возраста» Игнатова Л.А.
  2. http://www.maam.ru/ Использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста. Добрынина Л.В.
  3. http://bspu.ru «Основные направления педагогической работы с детьми раннего возраста»
  4. http://detsadmickeymouse.ru/        Способы        личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе элементарного эксперементирования.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает любознательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает как исследователь, самостоя...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, насколько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в ...

Опыт работы взаимодействия с семьёй по развитию познавательной активности детей раннего возраста путем творческой деятельности

В данной статье делюсь опытом работы с родителями в первой младшей группе по успешной адаптации детей и их ральнейшего всестороннего развития....

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством инновационных развивающих технологий

В современных изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо владеть разнообразными инновационными технологиями, позволяющими стимулировать познавательную активность ребе...

Хеппенинг - как эффективная технология поддержки инициативы и познавательной активности детей младшего возраста в изодеятельности.

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью....