Изобразительная деятельность как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)

 Изобразительная деятельность является одним из важных направлений для нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. В статье педагог делится опытом кружковой деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Изобразительная деятельность является одним из направлений художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном учреждении. Современное дошкольное образование нацелено на введение ребенка в широкое социокультурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребенка.

В толковом  словаре С.И.Ожегова написано, что эстетика - это философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.

«Человек по натуре своей – художник, » - сказал А.М. Горький. Он всегда стремится к красоте, изяществу, гармонии. С момента появления человека, в нем развивается способность эстетического отношения к миру. А эстетическое отношение человека к миру охватывает все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и переживания.

Эстетическое чувство - это способность воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения красоты или уродства, возвышенного или низменного, трагического или комического, вызывающая в человеке определенное переживание.

У детей эстетическое отношение, вкусы проходят сложный процесс развития. Важно научить подрастающее поколение воспринимать, ценить и по мере возможности творчески участвовать во внесении в нашу жизнь и труд красоты.

Говоря об эстетическом воспитании дошкольников, нельзя не заметить важность изобразительной деятельности, т.к. именно через изобразительную деятельность в этом возрасте мы формируем художественный вкус, учим видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как своеобразный путь всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, как непременное условие подготовки каждого к активной творческой деятельности в любой сфере труда.

На сегодняшний день изобразительная деятельность в любой программе рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям.

I направление предполагает  работу по приобщению детей к красоте природы и искусству.

II направление связано с развитием их в рисовании.

III направление призвано осуществить развитие детей в сфере художественного труда.

Я веду кружок «Радуга» по художественно-эстетическому развитию. Наш сад работает по основной (типовой) программе О.М.Васильевой, наряду с этой программой по изобразительной деятельности пользуюсь следующими методиками.

  1. Волчкова В.Н. «Конспекты занятий по ИЗО». В пособии представлены занятия, разработанные на основе программы «Детство» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством.
  2. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». В пособии описываются более 30 нетрадиционных техник, способствующих развитию детского художественного творчества.
  3. Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков». Пособие содержит упражнения, направленные на интеллектуально-художественное развитие дошкольников.
  4. Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду». Эта книга посвящена знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами.
  5. Швайко Г.В. «Занятия по ИЗО деятельности в детском саду». В пособии представлены конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации по циклам.

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного образования. Я стремлюсь к тому, чтобы дети росли добрыми, отзывчивыми, уважающими своих близких и друзей, культуру своего народа и определила такие задачи нравственно-эстетического развития:

  • Формирование у детей нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • Формирование у детей эстетического отношения к своему дому, родному краю, семье, традициям и обычаям;
  • Развитие творческих способностей ребенка, его воображения и фантазии.

В моей кружковой деятельности с детьми можно выделить несколько направлений по нравственно-эстетическому воспитанию:

Формирование нравственно-патриотического отношения. Темы занятий: «Я люблю свой город», «Улица города», «Мой рисунок ко Дню защитника Отечества», «Праздничный салют». На этих занятиях я прививаю любовь к Родине, уважение к своим героям. Прежде чем начать рисовать, провожу заочное путешествие по городу, знакомлю с архитектурой города, обращаю внимание на красоту зданий.

Формирование эстетического отношения к природе. Много занятий посвятила природе, т.к. природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к изобразительной деятельности.

Родная природа наших детей – самое ценное. Дети не просто видят, как деревья покрываются весной светло-зеленым покрывалом, как наливаются яблоки и краснеют помидоры. Все это они должны переживать как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство вспомнится им в ярких солнечных образах. Поэтому среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. Иногда на эту красоту ребенок сам не обращает внимания, если ее не показать, не рассказать.

Перед тем, как рисовать пейзаж, мы обязательно рассматриваем репродукции знаменитых художников. Я обращаю внимание детей на колорит. Какими цветами и оттенками пользовался художник? (осенний колорит, хмурая поздняя осень, морозный зимний день и т.д.) Что изображено? Что ты чувствуешь, когда смотришь на эту картину?

К теме «Я шагаю по ковру из осенних листьев», подготавливаю детей еще на прогулке. Любуемся разными формами листьев, их окраской. Занятие провожу в нетрадиционной технике «отпечаток сухих листьев». Предлагаю темы: «Какого цвета вечер?», «Звездное небо», «Наши зимние забавы», «Цветы в вазе», «Подснежники моей маме», «Подводный мир», «Я люблю нарциссы», «Чудесные бабочки».

Воспитание доброты и уважения друг другу. Провожу занятия по темам:

«Мой друг (подруга)», «Моя мама», «Портрет папы», «Веселый клоун». Провожу подготовительную беседу, где дети рассказывают о своем лучшем друге, его лучших качествах. Очень интересно и трогательно проходят беседы о маме и папе. Дети с удовольствием делятся своими впечатлениями о самых близких и любимых. С каким старанием и теплотой они изображают портреты на листе.

Любовь и уважение к традициям разной национальности. Предлагаю следующие темы: «Роспись татарской национальной одежды», «Узоры на салфетке по мотивам марийского национального орнамента», «Дымковская игрушка», «Синяя птица (гжель)», «Золотая хохлома». С детьми рассматриваем множество образцов, иллюстраций, предметы декоративно-прикладного искусства. Знакомлю с историей возникновения той или иной росписи.

Бережное отношение к себе нужно воспитывать с детства. На эту тематику предлагаю занятия: «Моя любимая игрушка», «Моя любимая одежда», «Моя любимая сказка». Дети любят делиться о своих чувствах, о том, что их волнует. Про любимые игрушки, одежду и сказки дети могут рассказывать бесконечно, т.к. это очень для них актуально.

Красота сама собой влияет на душу и не требует разъяснения, она является средством воспитания чуткой совести. Поэтому важно, чтобы ребенок с детства осваивал эстетические ценности и продолжал в течение всей жизни.

Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте.

Воспитывая детей в атмосфере эстетических ценностей, вырастают добрые, чуткие, внимательные, неравнодушные к окружающему люди.

Литература

  1. Алиев Ю.Б. «Основы эстетического воспитания». М., 1986г.
  2. Алехин А.Д. «Когда начинается художник». М., 1993г.
  3. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». М., 2018г.
  4. Макаров К.А. «Эстетическое воспитание». М., 1971г.
  5. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд». М., 1992г.
  6. Полунина В.Н. «Искусство и дети». М., 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

Опыт работы по теме "Изобразительное искусство, как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников"

Цель моей работы: изучение особенностей развития нравственно-эстетических качеств ребенка дошкольного возраста по средствам изобразительного искусства...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

Коммуникативное творчество в изобразительной деятельности, как средство развития и воспитания дошкольников

Актуальность темы несомненна, так как все мы знаем, что именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными качествами. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в...

«Коллективное творчество в изобразительной деятельности как средство развития и воспитания дошкольников» «Весеннее дерево» в средней возрастной группе.

Создать положительную мотивацию к учебной деятельности, вызвать у детей эмоциональный отклик, развивать фантазию, формировать познавательную активность....