Конспект занятия по рисованию «Роспись подноса гжельскими узорами»
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Роспись подноса гжельскими узорами»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию

«Роспись подноса гжельскими узорами»

Цель: научить детей расписывать посуду по мотивам гжельской росписи.

Задачи:

- Учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме.

- Закреплять умение создавать узоры на листах в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, завитки, точки.

- Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета.

-  Развивать у детей интерес к народному декоративно прикладному искусству

- Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

Материалы: наглядно-дидактическое пособие «Гжель»; палитра; заготовки подносов, вырезанные из картона, синяя и белая гуашь, кисти двух размеров (с тонким и широким ворсом); баночки для воды; салфетки.

Вводная часть:

Воспитатель: давайте с вами встанем в круг.

«Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг,

Слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг - другу улыбнёмся.»

(Дети строятся в круг)

Основная часть:

Воспитатель: проходите на стульчики, усаживайтесь. Я вам сейчас расскажу одну очень интересную историю.

    В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо». По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.

Воспитатель: посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели.

 (Показываю картинки из наглядно-дидактического пособия «Гжель»)

Воспитатель: какие же гжельские узоры своеобразные по цвету. Белые, как снег, а узор голубовато-синий. Всего два цвета, а как красиво.

Давайте рассмотрим с вами поднос, который украшен гжельской росписью.

- Что изображено в середине подноса?      (Ответ детей)

- Из чего нарисованы лепестки?           (Ответ детей)

- Посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка?      (Ответ детей)

- Чем украшен поднос по краям?            (Ответ детей)

- От этих листочков что отходит?          (Ответ детей

Воспитатель: ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. (Показываю на образце как надо рисовать).

  Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу-вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.

Воспитатель: хотите попробовать себя в роли мастеров и создать свой узор?        (Ответ детей)

Воспитатель: прежде чем начать работать предлагаю вам подготовить наши ручки.

Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

Воспитатель: проходите за столы. Посмотрите на краски, которые у вас на столе. Все ли необходимые цвета у вас есть? (Ответы детей) 

Воспитатель: верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей. Еще раз обратите внимание на элементы гжельской росписи (сеточка, точки, волнистые линии, капельки, завитки, бордюры, цветы. Синие розы – главный цветок гжели).

Приступайте к работе. 

Дети самостоятельно работают над украшением подноса. В процессе работы помогаю осваивать специфику гжельской росписи, закрепляем и совершенствуем приемы рисования.

Заключительная часть:

Готовые работы выкладываются на столы.

Воспитатель: посмотрите, какие красивые подносы у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. Молодцы.

- О каком промысле мы сегодня беседовали?

(Ответы детей)

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (Ответы детей)

- Вам понравилось занятие?   (Ответы детей)

- И в конце занятия хочу вам прочитать стихотворение о Гжели:

Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель.

                                                                            П.Синявский
Воспитатель:  все молодцы, все постарались.

На этом наше занятие закончилось, спасибо всем.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию «Солдат на посту»

в подготовительной группе

Программное содержание.

Задачи: способствовать умению детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать у детей интерес и уважение к Российской армии.

Материалы. Простой (графитный) карандаш, цветные карандаши, бумага размером 1/2 альбомного листа

Предварительная работа. Разучивание стихов, песен. Беседы с детьми о Российской армии.

Использование ИКТ-просмотр видео-ролика о Российской армии

Ход НОД.

1. Организационный момент.

- Все вы знаете, что скоро у наших пап, дедушек будет праздник, который называется День Защитника Отечества.

- А кто такие защитники Отечества? (Ответы детей).

- Правильно, защитники Отечества - это солдаты, которые защищают свой народ, свою Родину, ее независимость и свободу. Это наша армия.

- Ваши папы, дедушки, прадедушки тоже служили в армии, охраняли и защищали свою Родину, а наши мальчики будущие солдаты, защитники Отечества.

Армия родная –

Защитница страны,

Оружием и мужеством

Хранит нас от войны.

Солдаты берегут нашу мирную жизнь, охраняют днем и ночью в любое время года.

Просмотр видео-ролика о солдатах.

Сегодня, ребята, мы будем рисовать защитника Отечества, солдата на посту.

Показ последовательности выполнения работы.

-Посмотрите на эти картины. Кто на них изображён? (Ответы детей).

-Правильно, ребята, это солдаты. Посмотрите внимательно, что у всех солдат одинаковое? (Ответы детей).

-Чтобы вам проще было научиться рисовать человека, я научу вас вначале рисовать схему, а потом из неё – человека. У человека круглая голова – рисуем кружок. Короткая шея – провожу вертикальную линию. Теперь провожу горизонтальную линию – это линия плеч, она шире головы. Теперь проведу вертикальную линию подлиннее – это линия туловища, она равна размеру двух голов. Внизу проведу линию бёдер, она равна линии плеч. На туловище отмечу линию талии, она равна половинке линии плеч. Теперь от плеч нарисую линию рук наклонно до линии бёдер. От линии бёдер рисуем линии ног, они длиннее туловища.

-Что нужно знать для того чтобы нарисовать человека? (Нужно знать части тела)

Назовите их (Голова, туловище, шея, 2 руки, 2 ноги)

С чего начнем рисовать? (С головы)

Что нарисуем потом (шею и туловище)

Что нужно знать при рисовании этих частей тела (плечи у человека покатые, шея соединяет голову и туловище)

Что нарисуем на следующем этапе? (Ноги и руки)

О чем нужно помнить, чтобы изображение получилось правильным? (Ноги такой же длины, как тело. Руки и ноги тоньше туловища. Руки доходят до середины бедер и заканчиваются ладошками. Локти на уровне пояса.

Верно, как вы считаете, изображение закончено? (Нет, мы не нарисовали глаза, нос, уши, волосы)

-Что еще нужно дорисовать солдату?

-Правильно солдатскую одежду: гимнастёрку, брюки, сапоги, пилотку, выделить детали на одежде. Можно дорисовать перчатки, автомат.

Пальчиковая гимнастика.

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём.

(Пальцы маршируют по столу.)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми.

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются).

Работы детей – индивидуальный подход

Физкультминутка«Мы военные»

Мы станем все военными, Шагают на месте.

Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через

Будем в Армии служить, стороны.

Будем Родину любить. Движения повторяются.

Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль».

Будем мир мы защищать! Шагают на месте.

Рефлексия

Воспитатель- Посмотрите, ребята, у нас получилась целая армия солдат. Все они стоят на посту и охраняют наше Отечество.

Воспитатель с детьми рассматривают работы, отмечают их выразительность правильное расположение частей тела.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/4.-Prorisovyvanie-detalej..jpg

https://i.pinimg.com/736x/d3/00/d0/d300d0c08bb30234be754270fc3eb02f.jpg

https://shkolabuduschego.ru/wp-content/uploads/2017/05/shema-poetapnogo-risovaniya-moryaka.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной к школе группы.

Коспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по рисованию «РОСПИСЬ СТАКАНЧИКА» (по мотивам городецкой росписи) в коррекционной группе

Конспект предназначен для детей коррекционной группы, старшего возраста. Знакомство с элементами городецкой росписи....

Конспект занятия по рисованию «Роспись доски городецким узором» в старшей группе

Конспект занятия по рисованию «Роспись доски городецким узором» в старшей группе...

Конспект занятия по рисованию "Роспись пасхальных яиц"

В этом конспекте представлена нетрадиционная техника рисования с помощью восковых мелков и акварели....

Конспект занятия по рисованию «Роспись Дымковской куклы»

П р о г р а м м н ы е  з а д а ч и.Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчатой; формировать умение выбирать один из вар...

Конспект занятия по рисованию «Роспись матрешки» в подготовительной группе

Конспект занятия по рисованию «Роспись матрешки» в подготовительной группе...

Конспект занятия по рисованию "Роспись Дымковской куклы"

П р о г р а м м н ы е  з а д а ч и.Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчатой; формировать умение выбирать один из вар...