Инновационная технология арт-терапии – техника граттаж при работе с детьми дошкольного возраста
статья по рисованию (младшая группа)

Лущикова Наталья Геннадьевна

Изотерапия  – коррекция изобразительным искусством, является одним из видов арт - терапии.

Граттаж техника рисования очень необычная. Имеет эффект арт-терапии для тех деток, которые любят делать рисунки черным цветом. Граттаж позволяет снять напряжение и перевести акценты в позитивное русло. Линии оживают, приобретают характер, малыш учится руководить толщиной и нажимом при рисовании. Ребенок не просто рисует, он развивает свое мышление, включается творческий анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная технология арт-терапии – техника граттаж при работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия — это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, которая имеет собственный научный «язык» — понятийный аппарат.

Появление арт-терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и наук относят примерно к 30-м годам прошлого столетия.

Изотерапия  – коррекция изобразительным искусством, является одним из видов арт - терапии.

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Влиять на такую ситуацию можно по-разному.

Граттаж техника рисования очень необычная. Имеет эффект арт-терапии для тех деток, которые любят делать рисунки черным цветом. Граттаж позволяет снять напряжение и перевести акценты в позитивное русло. Линии оживают, приобретают характер, малыш учится руководить толщиной и нажимом при рисовании. Ребенок не просто рисует, он развивает свое мышление, включается творческий анализ.

Цель: Выявление особенностей творческого видения детей в процессе создания изображения в условиях, затрудняющих непосредственное его восприятие, с помощью нетрадиционных методов рисования:

1. Граттаж – в переводе с французского «скрести, царапать».

Берём плотный лист бумаги, восковые мелки, гуашь, широкую кисть, банку с водой и приступаем к работе:

Выбираем тему рисунка;

Тонируем лист бумаги, согласно своей темы или замысла;

Наносим на лист бумаги восковые мелки (пройти по листу 3,4 раза);

Тонируем гуашью ещё раз лист бумаги, чтобы был контраст;

После того, как лист высох, приступаем к процарапыванию

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества особенно актуально для детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ, помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытываю трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно- расторможены.

Если  нужно подготовить ребенка к школе, граттаж  - техника рисования, которая больше всего способствует этому. Она сначала помогает расслабиться через цвет, затем снять зажимы через черный, и в итоге рука ребенка привыкает делать мелкие внимательные движения, процарапывая рисунок.

Эта методика декоротивно-прикладного искусства на удивление универсальна - она может применяться как в работе со здоровыми детьми, так и в работе с детьми с различными ограничениями возможностей здоровья такими как: задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость, аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения зрения и слуха.

Преимуществом техники граттаж при работе с детьми с ОВЗ являются такие критерии как: новизна предлагаемого раздаточного материала и инструментов рисования, простота нанесения рисунка, возможность применения различных шаблонов, универсальность техники (возможность включения воскографии в любое занятие на любую тему), яркость и контрастность рисунка.

Техника «Граттаж (воскография)»

C:\Users\сервис2\Desktop\media\image27.jpeg

Цели:

 формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительной самооценки;

 реализация их творческого потенциала, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы;

 развитие мелкой моторики;

 снижение уровня агрессии;

 применение методики декоротивно-приклодного искусства для работы и коррекции с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

 создание эмоционально положительного настроя у детей с ОВЗ;

 снятие эмоционального напряжения у детей с ОВЗ;

 развитие активного творческого воображения, побуждение детей к творчеству.

Оборудование и материалы (количество раздаточного материала зависит от количества детей):

 заранее подготовленные листы картона формата А4,

 деревянные стеки,

 листы А 4,

 картонные шаблоны разных фигур (по тематике занятия),

 видеоролик (по тематике занятия),

 подборка классической музыки на 30-35 минут.

C:\Users\сервис2\Desktop\media\image28.jpeg

Процедура подготовки к занятию с детьми с ОВЗ в технике граттаж (воскография):

Первый этап. Выбор темы занятия.

Второй этап. Подготовка материалов для занятия (количество зависит от детей в группе): картон, деревянные стеки, листы бумаги А 4, подготовка картонных шаблонов разных фигур в соответствии с темой занятия, выбор видеоролика, подбор классической музыки.

Третий этап. Подготовка картона. Для этого понадобиться:

 картон плотный, матовый;

 кисти (лучше синтетика, большие, широкие);

гуашь;

 баночка с водой в количестве 2 шт.;

 восковые свечи (хозяйственные, не цветные!);

 мыло твердое;

 тряпочка для кистей.

Поэтапная подготовка картона к занятию

C:\Users\сервис2\Desktop\media\image29.jpeg

Завершающий этап подготовки картона к занятию в технике граттаж

C:\Users\сервис2\Desktop\media\image30.jpeg

Пошаговая инструкция подготовки картона:

Шаг 1: Покрасить лист картона разными цветами гуаши,         хаотично. По желанию, можно использовать один цвет.

Шаг 2: Хорошо просушить.

Шаг 3: Равномерно покрыть покрашенный лист картона средним слоем воск (натереть свечой так, чтобы не осталось пробелов, не очень жирно, но и не тонко).

Шаг 4: Сделать мыльную эмульсию: взбить пенку с твердого мыла, можно взять хозяйственное (окунаем кисть в воду, активно взбиваем ей мыльную густую пенку на поверхности мыла), пенку снять кистью в отдельную маленькую баночку, добавить в баночку с мыльной пеной черную гуашь, по необходимости добавить немного воды (чтобы получилась не очень жидкая масса, но и не очень густая, так, чтобы она удобно наносилась на лист картона, покрытого воском). Важно: вместо черного цвета можно взять любой другой цвет по желанию, а также в зависимости от темы занятия.

Шаг 5: Хорошо покрыть эмульсией лист картона поверх воска, так, чтобы не осталось цветных пробелов.

Шаг 6: Хорошо просушить.

Готово! Можно начинать рисовать.

Рекомендации:

подготовить листы картона минимум за 1 день до занятия;

 если подготовка раздаточного материала проводится вместе с детьми, то рассчитывать время занятия минимум на 1,5-2 часа. Работу можно разделить на два отдельных занятия: на первом занятии подготовка картона, на втором - рисование;

 НЕ использовать в качестве стеков палочки от чупа-чупсов, очень острые, тонкие палочки или стеки для пластилина! ПОДОЙДУТ: черенки от кисточек (заострить самостоятельно), апельсиновые палочки (для маникюра);

 шаблоны подготовить по числу детей в группе, т.е. на одного ребенка полный комплект шаблонов-фигурок (это ускорит процесс рисования, не возникнет споров между детьми);

 на стол можно подстелить клеенку, на ребенка одеть фартук;

 обязательно в наборе на каждого ребенка должен быть лист А4 (можно А5) для восковой стружки, которая снимается во время рисования;

 можно заранее подготовить влажные полотенца или тряпочки, чтобы протереть руки/рабочее место после окончания рисования;

 для удобной транспортировки заготовки и/или изделия (рисунка) можно использовать разворот газеты, листы бумаги А4, другие папки (завершающий слой может краситься даже после полного высыхания).

Список литературы

Белозорова Л.А. Исцеляющие возможности искусства как фактор укрепления психологического здоровья личности [Текст] / Л.А. Белозорова//

Арт-терапия сегодня: практика и перспективы развития арт-терапии в образовании, медицине и социальной работе: материалы восьмой Междунар. науч.- практ. конф. - С.-Петербург, 2006. - С. 151-154.

 Дорохов М.Б. Коррекция детских расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии [Текст]/ М.Б. Дорохов - СПб., 2008. - 173 с.

 Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст]/ Т.Г. Казакова - М.: Педагогика, 1983 г.

 Калинина А.А. Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст]/ А.А. Калинина // ВесникСамГУ. - 2010. - №3(77). - С.223-225.

 Копытин А.И. Основы арт-терапии: учебник [Текст]/ А.И. Копытин - СПб.: Питер, 1999. - 281 с.

 Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка: практикум по психодиагностике [Текст] / О.А. Орехова - СПб.: Речь, 2002. - 122с.

 Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ А.А. Орехова - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Здоровый организм и хорошо поставленная речь – важнейшие условия всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире...

Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Инновационная технология.  Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияЦель:  формирование творческой личности.   Нетрадиционные техники ...

буклет Применение инновационных здоровьесберегающих технологий с использованием степ-платформ в работе с детьми дошкольного возраста

буклет для педагоговПрименениеинновационныхздоровьесберегающихтехнологийс использованиемстеп-платформ в работе с детьми дошкольноговозраста...

«Инновационная технология арт-терапии - техника грантах при работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила и провела:Воспитатель – Мананникова М.И.г. Орёл, 2024Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.Задачи:• познакомить с нетрадиционно...