Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Свет далёких звёзд"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Энгельс Елена Ивановна

Работа содержит конспект занятия, технологическую карту и презентацию к занятию по изобразительной деятельности "Свет далёких звёзд" Занятие входит в содержание тематической недели "Космос". В ходе занятия дети знакомятся новым для них способом изображения - цветным граттажем. Нетрадиционный способ рисования помогает вызвать интерес к экспериментированию, способствует усвоению навыков рисования космического сюжета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

Тема: «Свет далеких звезд»

Подготовила: Энгельс Елена Ивановна, МБДОУ «Детский сад № 4 «Родничок» Акбулакского района Оренбургской области

Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных изобразительных техник.

Задачи:

- расширять кругозор, знания детей о космосе;

- поддерживать интерес к изобразительной деятельности;

- продолжать формирование диалогической и монологической речи;

- способствовать формированию самоконтроля и самооценки;

- поощрять самостоятельность, творчество;

- развивать фантазию, воображение, исследовательские способности;

- развивать цветовосприятие;

- развивать мелкую моторику.

Материалы, оборудование:

- для воспитателя: проектор, образец работы, доска для показа техники выполнения.

- для детей: основа для композиции (лист цветного картона, заранее приготовленный для граттажа), палочка с заостренными концами (зубочистка, стек).

Предварительная работа: 

  • чтение рассказов о космосе;
  • рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций в книгах о космосе.
  • подготовка фона для рисования методом цветного граттажа (в свободное время).

Содержание:

1.Беседа (сопровождается показом слайдов)

        Посмотрите, какое красивое доброе небо на этой картине. Облака кажутся такими мягкими, пушистыми! Какое у вас настроение сейчас? Поделитесь им с друзьями. (Слайд 2)

Мы часто говорим о цвете неба, когда рассматриваем пейзажи или на прогулке. Каким оно бывает? (Ответы детей: Небо яркое, голубое в солнечный день)

А когда бывает небо таким? – оранжево-красное на закате. А может оно быть таким багровым, ветреным не вечером, а утром, перед восходом (Слайд 3). В пасмурный день или вечером небо хмурое, серое, тяжелое (4).

А если подняться повыше? Посмотрите, должно быть мы летим в самолете. Облака остались внизу, а яркое солнце делает их золотыми (5). А может ли небо быть синим, фиолетовым, черным? (Ответы детей: Да, ночью)              

        Конечно, небо становится черным, темно-синим ночью, загорается тысячами звезд.    Ночное небо выглядит так, если смотреть на него с Земли.

        Пофантазируем, представим, что поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу... (6). Как может выглядеть теперь ночное небо? (Ответы детей: Поменяло цвет, стало ярче, звезды стали больше и разноцветными т.д.)          

        - То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством.

Вот уже несколько дней мы с вами говорим о космосе. Мне эта тема очень интересна. А вам? О космосе невозможно рассказать коротко, ведь он бесконечен, и скрывает в себе много тайн. Давайте продолжим наше воображаемое путешествие в космос.

2. Игра «Доскажи словечко»

Ребята, какие правила должен выполнять каждый космонавт?

Космонавтом хочешь стать –

Должен много, много (знать).

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных звездолет

Может взять с собой (в полет).

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмем мы на (орбиты).

        Космическое пространство хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь. Звезды кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко … На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет. (Слайд 7)

Вот перед нами планеты. (Слайд 8) Что о них можно сказать? (Ответы детей: Яркие, таинственные … Дети высказывают свои впечатления: красная – горячая, тревожная; синяя – холодная, тихая и т.д.) Звезды гораздо больше планет, самая близкая к нам звезда — Солнце. Без нее на Земле не было бы жизни, поэтому люди так неуютно чувствуют себя, если долго не видят солнца.

А эту планету узнает каждый землянин, потому что она – его дом! (Слайд 9) Так выглядит наша планета Земля из космоса. Какая она? (Ответы детей: голубая, добрая, большая и т.д.) 

Предлагаю вспомнить считалку (зарядка для пальцев + счет до 9. Слайд 10).

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

 Раз – Меркурий, два – Венера,

 Три … Земля, четыре … Марс.

 Пять … Юпитер, шесть … Сатурн,

 Семь … Уран, за ним … Нептун.

 Он восьмым идёт по счёту.

 А за ним уже, потом,

 И девятая планета под названием Плутон.

Посмотрите, какие удивительные картины можно увидеть в космическом пространстве. Мы продолжаем полет и наблюдаем, запоминаем. (Звучит «космическая музыка») (Слайд 11-15) 

3. Продуктивная деятельность. Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. А вы хотели бы поделиться впечатлениями о путешествии, нарисовать наш удивительный космос. Путешествуя в космическом пространстве, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажете, но и все это нарисуете. Вы знаете, что в невесомости мы не можем рисовать обычными красками. Рисовать мы будем необычным космическим способом. Вспомним, что мы делали на прошлом занятии. (Ответы детей: Выполняли приказ: сначала закрашивали лист полностью разноцветными восковыми мелками, натирали свечкой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносили черную гуашь с жидким мылом и клеем ПВА.) Вы, как настоящие космонавты выполнили этот приказ, очень старательно и дисциплинированно.

А сейчас я открою вам секрет этого задания. А может быть, вы сами догадаетесь? Что можно сделать с материалами, которые вы видите на столе? Попробуем поэкспериментировать. Ведь космонавты отличаются еще сообразительностью. (Натолкнуть на способ процарапывания).

– Правильно, вы нашли новый способ рисования, он называется граттаж. Граттаж – это способ выделения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «Граттаж» произошло от французского «gratter» – скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

        Итак, рисовать мы будем на специальных листах космическими палочками. Рисование в технике граттажа отличается от обычного способа. Придется приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок.

        Взгляните на экран, вот какие рисунки получаются в технике граттажа. (Слайд 16-18) 

4. Физминутка Игра-пантомима «Мы летим в космос».

5. Самостоятельная творческая работа детей.

- Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др.) казались более объемными, нужно процарапать полностью всю поверхность. (Напомнить приемы процарапывания. Вспомнить с детьми схему рисования человека – «скелетиком»). Подумайте, что будет делать ваш космонавт (летит на ракете, парит в невесомости, идет по Луне или по неизвестной планете. Дети самостоятельно работают. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.).

6. Итог занятия. – Ребята, что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что вы знаете о граттаже? С кем поделитесь своими знаниями?

 Юрий Алексеевич Гагарин проложил нам дорогу в космос много лет назад. Когда вы вырастете, возможно, кто-то из вас тоже станет космонавтом и полетит к далеким планетам. А пока вы можете мечтать, фантазировать и играть. А на память о сегодняшнем путешествии я вам подарю маленькие подарки, они помогут вам уже сегодня побывать в космосе (Шаблоны пальчиковых игрушек – «космонавты»)

Литература:

Список литературы:

  1. Чуверова Л. Н. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 438-441. — URL https://moluch.ru/archive/54/7377/
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А.Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  3. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Т.А.Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
  4. Левитан Е.П. Малышам о звездах/ Е.П. Левитан– М.: Педагогика. 1986г. – 128 с.
  5. Интернет ресурсы.

C:\Users\ЧЕБУРАШКА\Desktop\КОСМОС\071.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Свет далеких звезд Занятие по изобразительной деятельности Воспитатель Е.И.Энгельс

Слайд 7

Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь. Звезды кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко.

Слайд 8

Планет всего девять, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда, пыли и камней.

Слайд 9

А эту планету узнает каждый землянин, потому что она – его дом! Так выглядит наша планета Земля из космоса.

Слайд 10

По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз … Меркурий, Два … Венера, Три … Земля, Четыре … Марс. Пять … Юпитер, Шесть … Сатурн, Семь … Уран, За ним … Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон.

Слайд 12

Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.

Слайд 13

А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов – каменных глыб.

Слайд 14

На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила: воспитатель Энгельс Елена Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 4 «Родничок» Акбулакского района Оренбургской области

1.

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

2.

Вид деятельности детей

Рисование в технике «граттаж»

3.

Материалы и оборудование

Для воспитателя: проектор, образец работы, доска для показа техники выполнения.

Для детей: основа для композиции (лист цветного картона, заранее приготовленный для граттажа), палочка с заостренными концами (зубочистка, стек).

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Свет далёких звёзд»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Эмоциональный рассказ воспитателя, диалог, вопросы по содержанию и обобщению знаний

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие

4.

Возрастная группа:

Подготовительная  

5.

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных изобразительных техник.

6.

Задачи:

6.1

Обучающие

- формировать навыки изобразительной деятельности, учить приёмам техники «граттаж»;

- расширять кругозор, знания детей о космосе;

- поддерживать интерес к изобразительной деятельности;

- продолжать формирование диалогической и монологической речи;

6.2

Развивающие

- развивать фантазию, воображение, исследовательские способности, цветовосприятие;

- развивать мелкую моторику.

6.3

Воспитывающие

- поощрять фантазию, самостоятельность в выборе сюжета, уверенность в своих силах;

- способствовать формированию самоконтроля и самооценки;

7.

Планируемые результаты:

Проявляет устойчивый интерес к рисованию, активно участвует в обсуждении результатов, высказывая собственные суждения, мнения, предположения.

Пользуется новыми приемами рисования, уверенно владеет изоматериалами.

Проявляет познавательную активность и любознательность.

Высказывает оценочные замечания, может похвалить или тактично покритиковать работу других детей.

8.

Организация среды для проведения занятия

Презентация «Космос», аудиозапись «космической музыки», иллюстрированные книги о космосе.

9

Подготовка к образовательной деятельности

•        чтение рассказов о космосе;

•        рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций в книгах о космосе, атласов звёздного неба, составление описательных рассказов о космосе, планетах.

•        подготовка фона для рисования методом цветного граттажа (в свободное время).

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

Примечание

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель: 1.Беседа (сопровождается показом слайдов) Посмотрите, какое красивое доброе небо на этой картине. Облака кажутся такими мягкими, пушистыми! Какое у вас настроение сейчас? Поделитесь им с друзьями.

Мы часто говорим о цвете неба, когда рассматриваем пейзажи или на прогулке. Каким оно бывает? (Небо яркое, голубое в солнечный день)

А когда бывает небо таким? – оранжево-красное на закате. А может оно быть таким багровым, ветреным не вечером, а утром, перед восходом. В пасмурный день или вечером небо хмурое, серое, тяжелое.

А если подняться повыше? Посмотрите, должно быть мы летим в самолете. Облака остались внизу, а яркое солнце делает их золотыми.

А может ли небо быть синим, фиолетовым, черным? (Да, ночью)              

Конечно, небо становится черным, темно-синим ночью, загорается тысячами звезд.    Ночное небо выглядит так, если смотреть на него с Земли.

Пофантазируем, представим, что поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу...

Как может выглядеть теперь ночное небо? (Поменяло цвет, стало ярче, звезды стали больше и разноцветными т.д.)          

То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством.

Вот уже несколько дней мы с вами говорим о космосе. Мне эта тема очень интересна. А вам? О космосе невозможно рассказать коротко, ведь он бесконечен, и скрывает в себе много тайн. Давайте продолжим наше воображаемое путешествие в космос.

3 мин.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Ребята, какие правила должен выполнять каждый космонавт.

2. Игра «Доскажи словечко»

Космонавтом хочешь стать –

Должен много - много знать.

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Только дружных звездолет

Может взять с собой в полет.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмем мы на орбиты.

Космическое пространство хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь. Звезды кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет.

Вот перед нами планеты. Что о них можно сказать? (Яркие, таинственные …) (Дети высказывают свои впечатления: красная – горячая, тревожная; синяя – холодная, тихая и т.д.) Звезды гораздо больше планет, самая близкая к нам звезда — Солнце. Без нее на Земле не было бы жизни, поэтому люди так неуютно чувствуют себя, если долго не видят солнца.

А эту планету узнает каждый землянин, потому что она – его дом! Так выглядит наша планета Земля из космоса. Какая она? (Голубая, добрая, большая и т.д.)

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Раз – Меркурий, два – Венера,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, за ним – Нептун.

Он восьмым идёт по счёту, а за ним уже, потом,

И девятая планета под названием Плутон.

Посмотрите, какие удивительные картины можно увидеть в космическом пространстве. Мы продолжаем полет и наблюдаем, запоминаем. (Звучит «космическая музыка») Побывать в космосе – это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. А вы хотели бы поделиться впечатлениями о путешествии, нарисовать наш удивительный космос. Путешествуя в космическом пространстве, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажете, но и все это нарисуете.

3 мин.

1.3

Целеполагание

(с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Вы знаете, что в невесомости мы не можем рисовать обычными красками. Рисовать мы будем необычным космическим способом. Вы, как будущие космонавты можете придумать новый способ рисования. Чем можно рисовать в космосе? (Ответы детей)

1 мин

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: Вспомним, что мы делали на прошлом занятии. (Ответы детей: Выполняли приказ: сначала закрашивали лист полностью разноцветными восковыми мелками, натирали свечкой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносили черную гуашь с жидким мылом и клеем ПВА.) Вы, как настоящие космонавты выполнили этот приказ, очень старательно и дисциплинированно.

          А сейчас я открою вам секрет этого задания. А может быть, вы сами догадаетесь? Что можно сделать с материалами, которые вы видите на столе? Попробуем поэкспериментировать. Ведь космонавты отличаются еще сообразительностью. (Натолкнуть на способ процарапывания).

1 мин.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель: Правильно, вы нашли новый способ рисования, он называется граттаж. Граттаж — это способ выделения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж» произошло от французского «gratter» — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

Итак, рисовать мы будем на специальных листах космическими палочками. Если провести твёрдой палочкой по картону, то проявляются чёткие красивые разноцветные линии. Они очень ярко выделяются на чёрном фоне. Почему проявляются эти линии? (Потому что цветной фон мы покрыли сначала воском, а потом чёрной гуашью. Палочка снимает толстый слой краски, освобождает нижний.  

Придется приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок.

Приемы граттажа отличаются от рисования на бумаге.

2 мин.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Взгляните на экран, вот какие рисунки получаются в технике граттажа.

Самостоятельная творческая работа детей.

Физминутка. Игра-пантомима «Мы летим в космос».

Воспитатель: Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др.) казались более объемными, нужно процарапать полностью всю поверхность. (Напомнить приемы процарапывания. Вспомнить с детьми схему рисования человека – приёмом «скелетика»). Подумайте, что будет делать ваш космонавт (летит на ракете, парит в невесомости, идет по Луне или по неизвестной планете).

10мин.

III

Заключительная часть

Воспитатель: Мне хочется, чтобы все расколдованные жители волшебной страны познакомились друг с другом.  Я предлагаю немного рассказать о них. (Ответы детей)

3 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что вы знаете о граттаже? С кем поделитесь своими знаниями?

     Юрий Алексеевич Гагарин проложил нам дорогу в космос много лет назад. Когда вы вырастете, возможно, кто-то из вас тоже станет космонавтом и полетит к далеким планетам. А пока вы можете мечтать, фантазировать и играть. А на память о сегодняшнем путешествии я вам подарю маленькие подарки, они помогут вам уже сегодня побывать в космосе. (Бумажные фигурки – пальчиковые фигурки космонавтов).

2 мин.

IV

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Организация выставки рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»...

Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе рисование иллюстрация к стихотворению Н. Рубцова.

Программные задачи:Уметь передать в рисунке содержание стихотворения, передать двух плановую фризовую композицию.Совершенствовать рисование человека и животного в движении (лыжник, заяц)...

Конспект занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе тема: "Зимний лес".

Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты    зимнего пейзажа.Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.Обогащать словарь образной лексикой....

конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе по теме: « техника БАТИК»

Муниципальное дошкольное учреждение « Детский сад № 26 компенсирующего вида»конспектзанятия по изобразительной деятельности в подготовительной группепо теме:« техника БАТИК» Составила и про...

Комплексное занятие по изобразительной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе на тему: «ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ»

 ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания репродукций и слушания поэтических произведений, музыки; желание выр...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группы Тема: "Жостовские россыпи" — рисование по замыслу

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...

Перспективный план Развитие речи И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе» Подготовительная к школе группа

Перспективный план по развитию речи в подготовительной к школе группе. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельнос...