Статья на тему: "Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми 2-3 лет"
статья по рисованию (младшая группа)

Зубарева Наталья Викторовна

В период от 2 до 3 лет дети стремительно овладевают речью. Потешки, песенки и сказки - первые литературные произведения с которыми знакомятся малыши. Произведения поэтов и писателей, устное народное творчество, которые пронизаны мудростью и добротой помогают детям учиться быть честными, справедливыми и отзывчивыми. Дети этого возраста получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки или истории. Они сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом помогают героям, которые нуждаются в их поддержке: нарисовать зёрнышки для птички или косточку для голодного щенка. Это помогает эмоционально затронуть малышей и превратить рисование в увлекательную игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по художественно-эстетическому развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга 

(ГБДОУ детский сад №44 Красносельского района СПб)

Статья на тему:

«Нетрадиционные техники рисования,

используемые в работе с детьми 2-3 лет»

                                              Воспитатель:

                    Зубарева Наталья Викторовна

Санкт-Петербург

2022 год

Дошкольное детство – важнейший этап становления ребёнка. Этот период в жизни маленького человека короткий, но необычайно насыщенный приобретением знаний. Каждый день и каждый час даёт ребёнку что-то новое и неизведанное.

В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребёнок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки или истории. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: нарисовать печенье для голодного котёнка или колобка для бабки с дедом. Это помогает эмоционально затронуть малышей, превратить рисование в увлекательную игру.

Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка, в процессе которого раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Для детей 2-3 лет нетрадиционные техники рисования хороши именно тем, что они не требуют высокоразвитых технических умений и  дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств.

Цель нетрадиционных техник рисования: Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей 2-3 лет позволяет решать следующие задачи:

Развивающие:

  • Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
  • Развивать мелкую моторику рук и пальцев;
  • Развивать общую координацию движений;
  • Развивать творческое воображение и фантазию;
  • Развивать умение детей создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции;
  • Развивать художественный вкус;
  • Развивать эмоциональный отклик;
  • Развивать речь детей.

Образовательные:  

  • Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, используя подручные средства;
  • Закреплять навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов;
  • Знакомить детей с различными материалами и их свойствами.

Воспитательные:  

  • Воспитывать у детей волевое усилие, желание довести дело до конца;
  • Воспитывать чувство прекрасного;
  • Воспитывать аккуратность.

Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Нетрадиционные техники рисования подразумевают использование материалов, и техник ранее не использовавшихся в изобразительной деятельности детей.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, создавать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы или отпечатки и получать забавный рисунок. Ребёнок 2-3 лет любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

Нетрадиционные техники рисования, которые можно использовать в работе с детьми 2-3 лет:

  • Рисование пальчиками;
  • Рисование ладошкой;
  • Оттиск поролоном или поролоновой губкой;
  • Рисование ватными палочками;
  • Рисование крупой или песком;
  • Оттиск мятой бумагой;
  • Рисование пробками.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, влажные салфетки.

Способ получения изображения: Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или взрослый окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск поролоном или поролоновой губкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо глубокая тарелочка с гуашью, поролон или губка необходимой формы, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребёнок опускает поролон или поролоновую губку в гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон или поролоновая губка.

Рисование ватными палочками

Средства выразительности: пятно, точка, цвет.

Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные палочки, небольшие листы, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кончик ватной палочки и наносит точки, пятнышки. Для другого цвета берётся новая палочка.

Рисование крупой или песком

Средства выразительности: объём, фактура.

Материалы: мелкая крупа (манка,  кукурузная, пшено) или сухой песок, клей, картон с контурным изображением необходимого рисунка, кисти для клея, поднос.

Способ получения изображения: ребёнок выбирает картон понравившегося  цвета, затем по очереди,  каждый элемент рисунка, самостоятельно или с помощью взрослого,  намазывает клеем и посыпает крупой или сухим песком. После того как клей высохнет, лишняя крупа или песок ссыпается на поднос.

Оттиск мятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо глубокая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, мятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и мятая бумага.

Рисование пробками

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо глубокая тарелочка с гуашью, плотная бумага любой формы и размера, пробки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает пробку в тарелочку с гуашью и наносит отпечаток на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и тарелочка, и пробка.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование в деятельности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений, что так необходимо в раннем возрасте с двух до трёх лет.

Использование нетрадиционных  техник рисования – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Это приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Рисование нетрадиционными способами побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте с 2 до 3 лет, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

Использованная литература:

1.    Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

2.    Литвинова О.Э. «Художественно-эстетическое развитие ребёнка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

3.   Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014.

4.   Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа/ О.В.Павлова. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013.

5.   Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В работе раскрыты основные методы и приемы работы  педагогов с детьми по освоению  различных нетрадиционных техник рисования....

Отчет воспитателя II младшей группы о видах нетрадиционной техники рисования, используемых в работе с детьми.

В своей работе мы используем следующие виды техники нетрадиционного рисования:Тычок жесткой полусухой кистью;Рисование ватными палочками;Отпечатки листьев.Рисование пальчиками, ладошкой, ступней;Оттис...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ КИЛИНА Е.К."

Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник ...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ КИЛИНА Е.К."

Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник ...

Отчет воспитателя II младшей группы о видах нетрадиционной техники рисования, используемых в работе с детьми. материал по рисованию (младшая группа)

В своей работе мы используем следующие виды техники нетрадиционного рисования:Тычок жесткой полусухой кистью;Рисование ватными палочками;Отпечатки листьев.Рисование пальчиками, ладошкой, ступней;Оттис...