Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через интеграцию продуктивной и театрализованной деятельности
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Курбатова Екатерина Валентиновна

В данной работе рассказывается об особенностях проведения занятий продуктивной деятельностью у детей раннего возраста. Проведенное исследование, позволяет наглядно увидеть, как методом интеграции можно улучшить и повысить эффективность и продуктивность данных занятий. Данный материал будет полезен как для воспитателей ясельных групп, так и для более старшего возраста. Т.к. данная методика интеграции может использоваться для любой возрастной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx18.33 КБ
Файл razvitie_melkoy_motoriki.pptx704.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через интеграцию продуктивной и театрализованнойдеятельности.

Под термином мелкая моторика понимается способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.  Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.

Наиболее эффективное средство для этого -  продуктивная деятельность ребенка. Продуктивная детская деятельность представляет собой деятельность ребенка с целью получения продукта.

Стимулирование кончиков пальцев способствует развитию речи ребенка. Во время продуктивной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.

Однако, в детском саду со всеми видами деятельности тесно связана такая деятельность, как театрализованная, которая в свою очередь, не только оказывает то же влияние на развитие детей, но и в значительной мере улучшает (ускоряет) его. В процессе обучения детей очень важен интегрированный подход.

Театр - это не только развлечение для детей, это так же и хороший тренажер для речи и сенсорно-двигательных функций. Куклы помогают ребенку развивать подвижность пальцев обеих рук, копировать и придумывать речь главных героев.  Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания. Театральные постановки развивают фантазию и воображение.

Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, помогает обеспечить положительное эмоциональное состояние.

Цель: создать условия для формирования и эффективного развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста через занятия продуктивной деятельностью, интегрированную с театрализованной деятельностью.

Задачи:

  1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
  2. Изучить процесс развития мелкой моторики  у детей раннего возраста.
  3. Изучить продуктивную деятельность детей раннего дошкольного возраста и условия ее возникновения и реализации.
  4. Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики.
  5. Создавать у детей интерес к продуктивной и театрализованной деятельности, желание участвовать в совместной деятельности.

Предполагаемый результат: формирование и развитие мелкой моторики произойдёт быстрее и эффективнее, если в работе с детьми дошкольного возраста использовать продуктивную деятельность, интегрированную с театрализованной.

Не смотря на столь юный возраст моих воспитанников, продуктивная деятельность у них очень разнообразная. В нее входят рисование с использованием как традиционных, так и нетрадиционных техник, аппликации из самых различных материалов, лепка, создание поделок.

Каждое занятие начинается с небольшого театрального представления. Это может быть инсценировка сказки или сюжетов собственного сочинения, либо разыгрывание какой-либо ситуации. Всё действие происходит с  прямым участием детей. Ребята при помощи вырубных картинок или игрушек создают  представление, а иногда и сами перевоплощаются в тех или иных персонажей. Особая роль отводится пальчиковому театру.

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любимого героя. Надевая игрушки на палец и разыгрывая сказки, дети чувствуют себя раскованно и свободно. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствует развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. Дети с большим энтузиазмом принимают в нем участие.

Затем показ плавно переходит непосредственно в продуктивную деятельность, во время которой мы создаем необходимый для продолжения театральной постановки сам продукт: персонаж, декорацию, костюм либо инвентарь для персонажа.

Вот, например, разыгрывание сказки «Репка». Дети с большим увлечением разыгрывают небольшое представление. Затем, получив большую порцию положительных эмоций и интерес к происходящему действию, ребята начинают в прямом смысле творить свои маленькие «шедевры», а именно – некоторых персонажей из сказки.

Вот еще пример. Занятие по пожарной безопасности дома. Мы с ребятами совместно инсценируем ситуацию, в которой кукла Маша осталась одна дома. Ей было скучно и она, найдя спички, стала ими играть. В итоге случился пожар.

Продолжалось занятие продуктивной деятельностью – рисование огня, который являлся неотъемлемой частью нашей постановки. Изготовив декорацию, дети продолжили представление. Перевоплотившись в некоторых персонажей, ребята вызвали пожарных и потушили пожар.

Не смотря на непродолжительное исследование, уже можно сделать определенные выводы. А именно, в процессе обучения детей очень важен интегрированный подход. Дети с особой радостью занимаются на занятиях, где происходит интеграция театрально-игровой и изобразительной деятельности. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения.

 Занятие проходит более продуктивно, т.к. дети более вовлечены в процесс и находятся в приподнятом настроении. И как следствие, улучшается внимание, мышление, воображение, координация и мелкая моторика рук. У детей более активно обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через интеграцию продуктивной и театрализованной деятельности Воспитатель: Курбатова Екатерина Валентиновна Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад №8» комбинированного вида

Слайд 2

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Слайд 3

Актуальность: Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной.

Слайд 4

Наиболее эффективное средство для развития мелкой моторики - продуктивная деятельность ребенка Продуктивная детская деятельность представляет собой деятельность ребенка с целью получения продукта.

Слайд 5

Театр - это не только развлечение для детей, это так же и хороший тренажер для речи и сенсорно-двигательных функций.

Слайд 6

- создать условия для формирования и эффективного развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста через занятия продуктивной деятельностью, интегрированную с театрализованной деятельностью. Цель исследования

Слайд 7

Задачи: Изучить процесс развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Изучить продуктивную деятельность детей раннего дошкольного возраста и условия ее возникновения и реализации. Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики. Создавать у детей интерес к продуктивной и театрализованной деятельности, желание участвовать в совместной деятельности.

Слайд 8

Предполагаемый результат - формирование и развитие мелкой моторики произойдет быстрее и эффективнее, если в работе с детьми дошкольного возраста использовать продуктивную деятельность, интегрированную с театрализованной

Слайд 9

Каждое занятие продуктивной деятельности начинается с небольшого театрального представления. Всё действие происходит с прямым участием детей.

Слайд 10

Особая роль отводится пальчиковому театру . Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любимого героя.

Слайд 11

Затем показ плавно переходит непосредственно в продуктивную деятельность, во время которой мы создаем необходимый для продолжения театральной постановки сам продукт: персонаж, декорацию, костюм либо инвентарь для персонажа.

Слайд 12

Разыгрывание сказки «Репка»

Слайд 13

Изготовление персонажей из сказки

Слайд 14

Занятие по пожарной безопасности дома. Мы с ребятами совместно инсценируем ситуацию, в которой кукла Маша осталась одна дома. Ей было скучно и она, найдя спички, стала ими играть. В итоге случился пожар

Слайд 15

Продуктивная деятельность – рисование огня, который являлся неотъемлемой частью нашей постановки.

Слайд 17

В процессе обучения детей очень важен интегрированный подход. Дети с особой радостью занимаются на занятиях, где происходит интеграция театрально-игровой и изобразительной деятельности. Выводы:

Слайд 18

Занятие проходит более продуктивно, т.к. дети более вовлечены в процесс и находятся в приподнятом настроении. И как следствие, улучшается внимание, мышление, воображение, координация и мелкая моторика рук. У детей более активно обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым. Выводы:

Слайд 19

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы....

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Материалы дистанционное обучения на Апрель месяц 2020 года....

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС"

Презентация призвана показать родителям общую характеристику и значение мелкой моторики, а так же различные способы и средства её развития для детей раннего возраста....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...