«Народные промыслы в художественно-эстетическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников»
консультация по рисованию (старшая группа)

Сержантова Ольга Николаевна

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать эстетический вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Развитие гармоничной, самодостаточной, творческой личности сложно представить без участия искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_konsultatsiya_1640067234.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Народные промыслы в                      художественно-эстетическом

и духовно-нравственном воспитании дошкольников»

                                                         

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать эстетический вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Развитие гармоничной, самодостаточной, творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно всё же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения. В  былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий ещё не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Ещё в недалёком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжёлый и не богатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера  за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты. В современном мире народное искусство потеряло своё прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей, практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но всё не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни – оно нашло свою нишу в педагогике.

В России существует огромное разнообразие народных промыслов, при чём в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. А наш район(округ) богат мастерами. Издавна Сергиево-Посадский район знаменит Богородской игрушкой, Загорской матрёшкой. И кому как не нам, в воспитании наших детей, использовать приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству?

Роль народного искусства  и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребёнка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребёнок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, помогает видеть красоту  в окружающих предметах и явлениях.

Очень радует то, что в настоящее время народное прикладное искусство  широко применяется в художественно-эстетическом развитии детей в детских садах. Оно влияет на декоративно-прикладную деятельность  - доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения.

Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно- практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате декоративно-прикладной деятельности появляется художественно  выполненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает  внутренний подъём, радость творчества.

Для детей дошкольного творчества потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощённые в разных материалах, их свойствах, видах искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных  особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении.

Флёрина Евгения Александровна — педагог,(специалист по дошкольному воспитанию, доктор педагогических наук, профессор), одной из первых выступила за использование декоративно-прикладного  искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приёмы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения.

Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают  взаимосвязь народной музыки, декоративно-прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. По их мнению, феномен интегрированного подхода в процессе  приобщения дошкольников к народной культуре обусловлен ещё и тем, что возможен перевод  образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например – изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей. Поэтому, народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми используется в интегрированной форме как в непосредственно-образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, её духовном богатстве, наших исторических корнях.

Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с  декоративно-прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.

Становление новой системы образования  требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. На смену  традиционному образованию (которое сводилось  к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольников. Культурный опыт ребёнка приобретается через опыт взрослого. Мастер декоративно-прикладного искусства присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые из поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребёнок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему  на основе универсальных понятий.

Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид  декоративно-прикладного искусства  - народная игрушка, - поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие – исполнительство – творчество).  

Источник: https://detsad-45.edu-sites.ru/konsultacii/narodnye-promysly-v-hudozhestvenno-esteticheskom-i-duhovno-nravstvennom-vospitanii-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Использование календаря народных праздников мордвы, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Выступление на семинаре - практикуме "Использование календаря народных праздников мордвы"...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....