"Приобщение к народным истокам"
план-конспект занятия по рисованию

Дудченко Наталья Юрьевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_narodnym_istokam.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие из цикла «Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Краса ненаглядная (русские народные промыслы)

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

Ход занятия

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России.) А как нас с вам называют? (Россияне, русские.) А что вы знаете о нашей России? (ответы детей)

- Ребята, а кто из вас знает названия старинных русских городов? Откуда, собственно, наша Русь пошла? (Воспитатель предлагает отправиться в путешествие или на выставку картин с изображением старинных русских городов: Киева, Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани. Воспитатель с детьми рассматривают картины с изображением быта старых русских городов.)

- Ребята, люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки и т.д. Они всегда стремились усовершенствовать свое мастерство. А для чего? (ответы детей)

- Ребята, древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам - от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Все было неповторимо. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику из поколения в поколение - таков был путь к совершенству. (Воспитатель показывает детям картину с изображением ярмарки.)

- Ребята, раньше не было магазинов, выставок, а все свои изделия, товары мастера приносили на ярмарки. Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве. На ярмарке было все. Посмотрите, что можно было купить на ярмарке (ответы детей)

- Давайте с вами поиграем, как будто мы попали на ярмарку. Вы будете разными народными умельцами, которые предлагают свой товар. Только расписывать свой товар мы будем жестами, мимикой. (Звучит музыка, дети имитируют распродажу своих изделий на ярмарке.)

- Молодцы! Ай да умельцы! Как интересно рекламировали вы свои товары!

- Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом, свой быт. Природа давала людям главный материал, она была для людей самым главным учителем на пути к совершенствованию народных промыслов.

В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней сохранились на севере России (дети подходят к карте) традиционные промыслы - резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха. Древнейшие изделия народной культуры археологи находили и в Карелии, и в Новгороде, и в Курске, и в Воронеже. То, что делали на севере, можно было увидеть и на юге. А то, что делали на юге, можно было увидеть и на севере. И все потому, что изделия поражали своей красотой. Люди покупали их и увозили к себе на родину.

- Посмотрите, (показ иллюстраций) из кости вырезали целое кружево украшений для женщин. Чего только не увидишь из кости: шкатулки, гребни, острые ножи, крестики и даже образа (иконы).

- А вот мастера сплели кружево из нитей. На Руси издавна славились кружевницы Рязанской области, Елецкой области, но самое знаменитое - вологодское кружево. Посмотрите, какое разнообразие кружева. И где только не нашлось ему применения: воротники, манжеты, скатерти, салфетки, покрывала, шали, отделка на одежде и др.

- Глина - один из самых распространенных природных материалов. Что делали люди из глины? (ответы детей) До наших времен дошли знаменитые дымковские игрушки из-под Новгорода. А вот под Москвой, в селе Гжель, еще в XVI веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Квасники, кружки, тарелки, кувшины пользовались спросом по всей Руси.

- Чем же отличаются гжельские изделия от других керамических изделий? (ответы детей)

- Да, правильно, их всегда можно отличить: сделаны они из белой глины, расписаны голубовато-синими мазками.

- Ребята, какой еще материал природа дарит человеку? Это дерево, оно всегда было любимым и легкодоступным материалом. Художественная резьба и роспись по дереву - самые древние виды русского народного творчества. (показ иллюстраций) Какие красивые кружева украшают дома: резные двери, наличники, крыши, ворота и пр. Лучшие породы деревьев для промысла - это липа, осина, береза, ольха, дуб. И, конечно же, береста. Очень много изделий из бересты. Молоко, хранимое в берестяном туеске, долго не скисало. Ягоды и грибы не мялись и долго оставались сухими. А если делались из бересты украшения на голову, то голова не болела. Вот так: и красота, и польза! А вот и росписи по дереву. Одно из самых ярких явлений в искусстве росписи - это Хохлома.

- Ребята, посмотрите, как хохломские узоры украсили наш детский сад: стулья, столы, панно. А как красива посуда: ложки, половники, стаканчики. (Воспитатель предлагает детям выставку хохломских изделий.)

- Как много чудес на Руси! Только налюбовались Хохломой, а вот еще Городецкая роспись радует взгляд. Не оторвать восторженных глаз от лаковых изделий промыслов Федоскино, Палеха, Холуя и т.д. Мало кто из посещающих нашу страну покидают ее без сувениров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНЫМ ИСТОКАМ. ЖИЛИ-БЫЛИ…

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯс включением двигательной активности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

«Приобщение к народным истокам»

Конспект разработан с целью познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками....

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». подготовительная группа

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». Про...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Группа: Подготовительная. Тема недели: «Приобщение к народным истокам»

Планирование воспитательно-образовательной работы. Группа:  Подготовительная. Тема недели: «Приобщение к народным истокам»  Цель: Продолжать  знакомить детей ...

Организация непосредственной образовательной деятельности. Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Подготовительная группа. Художественно – эстетическое развитие. Рисование. Тема: « Все на ярмарку»

Организация непосредственной образовательной деятельности. Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Подготовительная  группа. Художественно – эстетическое раз...

Тема недели «Приобщение к народным истокам». 2 мл. гр. Математическое развитие. Тема: «Терем-теремок»

Тема недели «Приобщение к народным истокам».  2 мл. гр. Математическое развитие. Тема: «Терем-теремок» Программное содержание: Формировать умение детей накладыва...