НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Кукла в национальном костюме»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Джанболатова Нажабат Гусеновна

Возрастная группа: 6-7лет

Форма организации деятельности: групповая

Тема: «Кукла в национальном костюме».

Цель: Закреплять умение детей рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить изображать характерные особенности национальной одежды;
  • Закреплять умение легко рисовать контур простым грифельным карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками;
  • Расширять кругозор, развивать любознательность;

Развивающие:

  • Развивать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к культуре разных народов;
  • Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим;
  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к рисованию.
  • Поощрять стремление детей рисовать в свободное время.

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.

Материал:

Методы и приемы:

Наглядные: иллюстраций по теме «Традиции и культура коренных жителей ЮГРЫ».

Словесные: объяснение, рассказ, беседа, вопросы к детям.

Практические: самостоятельная работа детей.

Игровые: игровой прием- проблемная ситуация.

Материалы и оборудование: Презентация, гуашь, восковые мелки, заготовки для работы; схемы, шаблоны бумажных платьев. непроливашки с водой, кисти, карандаши, фломастеры, акварельные краски. выставка кукол разных народов мира, кукла в русском национальном костюме.

Предварительная работа: Беседы, чтение худ-й литры; рассматривание иллюстраций по теме «Традиции и культура коренных жителей России».

 

                                Ход занятия.

 

 

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, мы живем в самой большой стране – в России. Есть много разных стран. Там живут разные люди, которые имеют свои традиции, обычаи и костюмы. Предлагаю вам пройти на выставку кукол разных стран мира и попробовать угадать какие национальные костюмы на них.

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Молодцы! Все эти куклы живут в разных странах и разговаривают на разных языках и, не смотря на все различия всем нужно жить дружно.

2. Мотивационный момент.

- Теперь проходите на свои места, мне кажется, что кто-то стучится. (раздается стук в дверь, воспитатель заходит вместе с куклой, одетой в русский национальный костюм)

Воспитатель (другим голосом): Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон.

3. Основная часть

Воспитатель: Какая странная гостья к нам пожаловала. И одета чудно и здоровается по-особенному. А прибыла наша гостья из Древней Руси. Зовут ее Марья. А что же она за сундук принесла?

Воспитатель-Марья: Сундук этот не простой. В нем рубаха, сарафан расписной. Вынимаем на показ и ведем про них рассказ.

Включается музыка.

-В старые времена наши прабабушки носили белую рубаху, поверх нее расписной сарафан, а на сарафан надевали передник. Передник – это фартук, украшенный разными узорами. На голову женщины надевали кокошник – это женский головной убор, который украшен золотым шитьем, бисером и жемчугом. А волосы заплетены в косу и украшены лентами. На ногах у них были сапоги с острым носом и каблуком.

- Прадедушки носили рубаху-косоворотку, подпоясанную поясом и шаровары. Рубаха-косоворотка называлась так, потому что застегивалась сбоку, косо. А шаровары – это штаны с широкими штанинами. На ногах у них были черные длинные сапоги.

Воспитатель: Ребята, а вам нравится одежда на Марье? Она одета не в простое платье, на ней русский национальный костюм. Посмотрите, какой яркий, красный сарафан на ней, под ним белая рубаха, а на голове кокошник.

- В сундучке у Марьи есть что то еще. Достанем и посмотрим, что там.

(достаем образцы орнаментов русских костюмов)

- Посмотрите какие красивые узоры- символы. Как вы думаете для чего они? (для красоты). Именно такими узорами расшита русская национальная одежда. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их ловкость. Узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце.

Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.

- Например, на что похож вот этот знак? (рис. солнце)

- Правильно солнце.

- А что солнышко дарит? (тепло). И обозначает этот знак плодородие. Счастье, благополучие.

- На что похож этот знак? (рис. ручеек). Бежит, журчит, несет радость

- Другой знак - это засеянное поле и обозначает достаток.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отблагодарить нашу гостью Марью и сделать ей подарок, нарисовав ее портреты, которые мы ей подарим на память.

- Но прежде, чем мы начнем рисовать, предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику:

Это чья рубашка? (сжимают и разжимают пальчики)

Белые горошины? (показать пальцами «горошины»)

Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки (делают движения, напоминающие шитьё иглой)

Это чей сарафан с белыми ромашками? (сжимают и разжимают пальчики)

Бабушка старалась, Шила для Наташеньки. (делают движения, напоминающие шитьё иглой)

- Как вы думаете с чего мы начнем рисовать портрет Марьи?

- А рисовать мы начнем с фигуры человека. И для этого сделаем набросок простым карандашом. Берем в руки карандаш, кладем лист перед собой вертикально, выпрямляем спинки и приступаем.

-1) Изображение будет у нас почти на весь лист, поэтому изображаем вверху, в середине листа голову нашей куклы в форме овала. Сильно на карандаш не нажимаем, чтобы не пришлось сильно и упорно стирать, и не портить наш рисунок.

- Далее изображаем шею, плечи, руки с пальцами, туловище и ноги.

- Делаем туловище овальным и дорисовываем лямки сарафана.

- Теперь прорисовываем рукава рубахи, в форме овала.

-  Прорисовываем сарафан.

- Рисуем кокошник, прорисовываем шею и убираем лишние линии, которые нам уже не нужны.

- Рисуем волосы, которые проглядываются из кокошника и косы с бантами. Рисуем обувь в форме сапог на ногах, которые проглядываются из-за сарафана.

-  Ну а теперь прорисовываем лицо нашим куклам. Это и уши, и глаза, и нос, рот.

Воспитатель: Ребята, на этом мы пока остановимся. Отложите свои карандаши в сторону и ответьте на вопрос. После того как вы сделали набросок простым карандашом, что будем делать дальше?

- Дальше мы будем украшать наряд нашей куклы. Это мы продолжим делать на следующем занятии или сегодня вечером.

4. Итог занятия:

- Ребята, скажите. Что вы сегодня делали на занятии?

- В каком костюме приходила к вам Марья? (в русском национальном костюме)

- Из чего состоит русский национальный костюм(из рубахи, сарафана, кокошника, сапог)

- Молодцы, на следующем занятии мы продолжим нашу работу и подарим портреты Марье, чтобы она забрала их с собой и показала своим подружкам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ris-e_kukla_v_nats-m_kostyume.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: 6-7лет

Форма организации деятельности: групповая

Тема: «Кукла в национальном костюме».

Цель: Закреплять умение детей рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить изображать характерные особенности национальной одежды;
  • Закреплять умение легко рисовать контур простым грифельным карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками;
  • Расширять кругозор, развивать любознательность;

Развивающие:

  • Развивать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к культуре разных народов; 
  • Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим;
  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к рисованию.
  • Поощрять стремление детей рисовать в свободное время.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.

Материал:

Методы и приемы:

Наглядные: иллюстраций по теме «Традиции и культура коренных жителей ЮГРЫ».

Словесные: объяснение, рассказ, беседа, вопросы к детям.

Практические: самостоятельная работа детей.

Игровые: игровой прием- проблемная ситуация.

Материалы и оборудование: Презентация, гуашь, восковые мелки, заготовки для работы; схемы, шаблоны бумажных платьев. непроливашки с водой, кисти, карандаши, фломастеры, акварельные краски. выставка кукол разных народов мира, кукла в русском национальном костюме.

Предварительная работа: Беседы, чтение худ-й литры; рассматривание иллюстраций по теме «Традиции и культура коренных жителей России».

                                Ход занятия.

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, мы живем в самой большой стране – в России. Есть много разных стран. Там живут разные люди, которые имеют свои традиции, обычаи и костюмы. Предлагаю вам пройти на выставку кукол разных стран мира и попробовать угадать какие национальные костюмы на них.

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Молодцы! Все эти куклы живут в разных странах и разговаривают на разных языках и, не смотря на все различия всем нужно жить дружно.

2. Мотивационный момент.

- Теперь проходите на свои места, мне кажется, что кто-то стучится. (раздается стук в дверь, воспитатель заходит вместе с куклой, одетой в русский национальный костюм)

Воспитатель (другим голосом): Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон.

3. Основная часть

Воспитатель: Какая странная гостья к нам пожаловала. И одета чудно и здоровается по-особенному. А прибыла наша гостья из Древней Руси. Зовут ее Марья. А что же она за сундук принесла?

Воспитатель-Марья: Сундук этот не простой. В нем рубаха, сарафан расписной. Вынимаем на показ и ведем про них рассказ.

Включается музыка.

-В старые времена наши прабабушки носили белую рубаху, поверх нее расписной сарафан, а на сарафан надевали передник. Передник – это фартук, украшенный разными узорами. На голову женщины надевали кокошник – это женский головной убор, который украшен золотым шитьем, бисером и жемчугом. А волосы заплетены в косу и украшены лентами. На ногах у них были сапоги с острым носом и каблуком.

- Прадедушки носили рубаху-косоворотку, подпоясанную поясом и шаровары. Рубаха-косоворотка называлась так, потому что застегивалась сбоку, косо. А шаровары – это штаны с широкими штанинами. На ногах у них были черные длинные сапоги.

Воспитатель: Ребята, а вам нравится одежда на Марье? Она одета не в простое платье, на ней русский национальный костюм. Посмотрите, какой яркий, красный сарафан на ней, под ним белая рубаха, а на голове кокошник.

- В сундучке у Марьи есть что то еще. Достанем и посмотрим, что там.

(достаем образцы орнаментов русских костюмов)

- Посмотрите какие красивые узоры- символы. Как вы думаете для чего они? (для красоты). Именно такими узорами расшита русская национальная одежда. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их ловкость. Узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце.

Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.

- Например, на что похож вот этот знак? (рис. солнце)

- Правильно солнце.

- А что солнышко дарит? (тепло). И обозначает этот знак плодородие. Счастье, благополучие.

- На что похож этот знак? (рис. ручеек). Бежит, журчит, несет радость

- Другой знак - это засеянное поле и обозначает достаток.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отблагодарить нашу гостью Марью и сделать ей подарок, нарисовав ее портреты, которые мы ей подарим на память.

- Но прежде, чем мы начнем рисовать, предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику:

Это чья рубашка? (сжимают и разжимают пальчики)

Белые горошины? (показать пальцами «горошины»)

Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки (делают движения, напоминающие шитьё иглой)

Это чей сарафан с белыми ромашками? (сжимают и разжимают пальчики)

Бабушка старалась, Шила для Наташеньки. (делают движения, напоминающие шитьё иглой)

- Как вы думаете с чего мы начнем рисовать портрет Марьи?

- А рисовать мы начнем с фигуры человека. И для этого сделаем набросок простым карандашом. Берем в руки карандаш, кладем лист перед собой вертикально, выпрямляем спинки и приступаем.

-1) Изображение будет у нас почти на весь лист, поэтому изображаем вверху, в середине листа голову нашей куклы в форме овала. Сильно на карандаш не нажимаем, чтобы не пришлось сильно и упорно стирать, и не портить наш рисунок.

- Далее изображаем шею, плечи, руки с пальцами, туловище и ноги.

- Делаем туловище овальным и дорисовываем лямки сарафана.

- Теперь прорисовываем рукава рубахи, в форме овала.

-  Прорисовываем сарафан.

- Рисуем кокошник, прорисовываем шею и убираем лишние линии, которые нам уже не нужны.

- Рисуем волосы, которые проглядываются из кокошника и косы с бантами. Рисуем обувь в форме сапог на ногах, которые проглядываются из-за сарафана.

-  Ну а теперь прорисовываем лицо нашим куклам. Это и уши, и глаза, и нос, рот.

Воспитатель: Ребята, на этом мы пока остановимся. Отложите свои карандаши в сторону и ответьте на вопрос. После того как вы сделали набросок простым карандашом, что будем делать дальше?

- Дальше мы будем украшать наряд нашей куклы. Это мы продолжим делать на следующем занятии или сегодня вечером.

4. Итог занятия:

- Ребята, скажите. Что вы сегодня делали на занятии?

- В каком костюме приходила к вам Марья? (в русском национальном костюме)

- Из чего состоит русский национальный костюм(из рубахи, сарафана, кокошника, сапог)

- Молодцы, на следующем занятии мы продолжим нашу работу и подарим портреты Марье, чтобы она забрала их с собой и показала своим подружкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме»

Цели: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, формировать умение создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорною полосу на подоле рубахи и сарафана. Закрепля...

Конспект занятия по рисованию Тема: «Кукла в национальном костюме»

Программное содержание: 1. Упражнять детей в рисовании фигуры человека, соблюдая соотношение пропорций частей и в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Передавать характерны...

Конспект ( НОД) в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию Рисование на тему : "Кукла в национальном костюме"

Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме»Рисование куклы  в мужском тувинском национальном костюме...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе №14 на тему: «Кукла в национальном костюме».

Образовательные задачи: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей; легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами. Учить изоб...

Конспект занятия по рисованию на тему «Кукла в национальном костюме» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по рисованию на тему «Кукла в национальном костюме» в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия в компенсирующей группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему : «Кукла в национальном костюме»

Конспект занятия в компенсирующей  группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему : «Кукла в национальном костюме»        ...