Роль рисования в развитии ребёнка или «Не учите детей рисовать!»
статья по рисованию

Сердюк Оксана Евгеньевна

Пабло Пикассо «Все дети — художники. Проблема в том, чтобы остаться художником, когда ты вырос»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_uchite_detey_risovat.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль рисования в развитии ребёнка или «Не учите детей рисовать!»

В современном мире гаджетов польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  • развивает мелкую моторику рук, стимулирует участки мозга, ответственные за мышление, речь, координацию.
  • тренирует память;
  • развивает воображение, фантазию, креативные способности;
  • развивает пространственный интеллект;
  • через творчество ребенок самовыражается.

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры».

Так надо ли учить ребёнка рисовать?

Представьте ситуацию: малыш подходит к маме и просит: «Мама, нарисуй собачку (котика, цветочек, домик или т.п.). И мама с воодушевлением начинает рисовать все то, о чём её попросили. Ребенок наблюдает, а потом просит нарисовать вместе с ним автобус. И мама в целях научить ребенка показывает, как рисовать, накладывая свою руку на руку малыша.

Как вы думаете, будет является такое занятие развитием творческого потенциала у ребенка? Нет. Учиться ли в этот момент ребенок рисованию? Скорее, он может сформировать представление о том, что он не умеет рисовать, потому что не умет делать это так, как мама.

Творчество — это создание чего-то нового, а, чтобы создать новое ребенку нужно познакомиться с материалами, взаимодействовать с ними, изучать, тренироваться. Ребенок развивает свое творческое начало, когда рисует САМ. А когда рисование сводится к тому что мама рисует, а малыш только наблюдает, он не развивает свой творческий потенциал. Ребёнок начинает считать, что рисование — это когда мама рисует то, что я прошу и не умею сам.

Верным решением в этой ситуации будет — позволить ребёнку рисовать самому. И тут важно понимать, что ребенок рисует не на результат, ему просто нравится находиться в процессе. И пускай ребенок рисует одни и те же палочки, ему просто нравится это делать. Он учиться создавать СВОЁ. Ему просто нравится рисовать, и пусть это не обязательно будет чем-то конкретным.

Создайте такие условия, в которых ребенок будет пробовать сам и будет формировать понимание, что он может, у него получается. Получается не заранее заданные фигуры, а то, что он сам придумывает в процессе творчества.

И обязательно хвалите ребёнка! Ему очень важна положительная реакция взрослого на своё творение. Делитесь своими эмоциями при просмотре рисунка, и не ждите, что ребёнок даст название своему творению.

И только тогда, когда для самого ребёнка живопись будет важна не итоговым результатом, а непосредственно творческим процессом, именно тогда и можно говорить о пользе рисования.

В завершении, хочется сказать словами Пабло Пикассо «Все дети — художники. Проблема в том, чтобы остаться художником, когда ты вырос» — желаю вам сохранить и взрастить в своем ребёнке его творческую идентичность.

Несколько рекомендаций при рисовании вместе с ребенком:
1. Не стоит помогать рисовать контур, фигуры, давать раскраски, учить рисовать картинки. Именно это начинает разрушать естественный путь развития рисования. Еще Пабло Пикассо говорил, что взрослый никогда не должен учить рисовать ребенка, это ребенок учит взрослого рисовать!
2. Не нужно давать сильной эмоциональной реакции «Боже, какая красота, ты такая умница (молодец)!». Подобные сильные реакции и оценивание могут вызвать у ребенка негативный момент, тогда ребенок будет рисовать не для себя, а для вас, он будет ждать вашей реакции. Лучше подчеркнуть что-то вам понравившееся в работе, например: «Мне нравятся эти цвета, линии». Реагируйте спокойно, естественно, тогда ребенок будет правильно относиться к творчеству.
3. Не заставляйте ребенка рисовать для мамы или для папы. Часто на детей оказывают давление – изготовление подарков для родителей. Не нужно его заставлять, так ребенок может почувствовать, что он обязан. Дети рисуют каракули для себя. Иногда ребенок не узнает свои рисунки. Возможно, ребенок даст вам информацию о своих рисунках, возможно, ничего не скажет, некоторые дети стесняются рассказывать что-то.
4. Не спорьте с ребенком. Если он нарисовал солнце, не говорите ему, что это паук. Просто примите то, что он нарисовал. Ребенок может сказать: «Это ты с сережками». Неважно, похоже на вас или нет. Если вы спросите ребенка, возможно, он подумает, что обязан вам рассказывать. Вам нужно найти баланс. Конечно, если ребенок хочет вам рассказать, послушайте.
5. Никогда не называйте рисунок за ребенка. Когда ребенок нарисует рисунок, подпишите информацию о нем, может быть, ребенок вам что-то расскажет, а также дату, возраст (удобнее отследить прогресс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль рисования в развитии ребёнка

Консультация для родителей...

Роль рисования в развитии ребёнка

Статья адресована воспитателям детских садов....

Консультация для родителей «Учите детей рисовать в нетрадиционной технике рисования»

                                         Консультация для родителей  «Учите д...

Помощь в развитии ребёнку, посещающему ГКП.Учимся рисовать

Статья о том, как учить ребёнка ГКП рисовать...

Информационный буклет для родителей "Роль нетрадиционного рисования в развитии ребёнка дошкольного возраста"

Информационный буклет знакомит с видами нетрадиционного рисования, а также раскрывает роль нетрадиционных техик рисования в развитии ребёнка дошкольного возраста....

Статья "Роль рисования в развитии ребёнка"

О пользе рисования во всестороннем развитии ребёнка...