"Хохломские узоры"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Елаева Елена Евгеньевна

Народные промыслы России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_konspekt_k_proektu.docx473.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 46»

Конспект занятия

«ХОХЛОМСКИЕ УЗОРЫ»

к проекту «Народные промыслы России»

                                    Подготовили воспитатель:

                                   первой квалификационной

                                    категории Коробова Н.А. и

          Елаева Е.Е.

                                                               

Саранск 2022г.

Цель: Дать детям представление о хохломской росписи, научить детей рисовать простейшие узоры хохломской росписи.

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей о народном художественном промысле – хохломе, познакомить детей с элементами узора (завитки, травинки, капельки, усики, ягодки);

Развивающие: развивать чувство ритма, творческое восприятие, мелкую моторику; развивать способность замечать характерные особенности росписи;

Воспитательные: воспитывать аккуратность; воспитывать уважительное отношение к культуре и к хохломскому промыслу.

Ход занятия

Звучит музыка в русском народном стиле.

(На столе изделия расписанные хохломой, на доске иллюстрации с изображением хохломской посуды)

Воспитатель:

И чего здесь только нет:

Поварешки, чашки, ложки

И диковины ковши

Разглядите, не спешите.

Тут травка вьется и цветы

Небывалой красоты!

Блестят они, как золотые

Будто солнцем залитые.

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг , что вы видите?

Дети: Матрёшки, поднос, самовар, сахарница, доски.

Воспитатель: - Скажите, а из чего мастера делали посуду? (Из дерева.)

Воспитатель: Отгадайте загадку

-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Воспитатель: Что же это?

Дети: - Хохлома.

Воспитатель: Это загадка про хохломскую роспись. - Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?

Воспитатель: Давным - давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель: - Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Чёрный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Распишем посуду хохломским узором. Вы – мастера, занимайте свои места в мастерской, и приступим к работе.

Воспитатель: - Но для начала нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?

Дети: На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель: - Какие цвета используются при росписи?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: - Что является главным рисунком?

Дети: - Растительность.

Воспитатель: - Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?

Дети: «усики», «капельки», «ягодки», «травинки».

Игра «Элемент найди»

Предлагаю поиграть,

Элементы отыскать.

Раз, два, три завиток найди.

Воспитатель: Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы назовите их правильно. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: - На чем расположены все элементы?

Дети: На центральном стебле.

Воспитатель: - Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».

Воспитатель: Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Воспитатель: Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".

Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат тарелочки. Сегодня мы их распишем хохломской росписью.

Воспитатель: - Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

Дети: Сначала «ягоды», «усики», «капельки»,

«завиток», «травка».

Воспитатель: - Предлагаю подготовить пальцы рук к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Листочки, ягодки, цветочки

Стебельки и завитки

Расписала нам сама

Золотая Хохлома.

Дети рисуют узоры. Воспитатель оказывает помощь детям.

Рефлексия.

Воспитатель: Рассмотрите ваши рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

Список литературы:

1. Основы народного и декоративно-прикладного искусства // Детский сад со всех сторон, № 27(63) июль 2001 г.

2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2007

3. И. В. Тюфанова Мастерская юных художников. – Санкт-Петербург, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию "Хохломские узоры"

Для детей с нарушением интеллекта. Четвертый год обучения...

Перспективный план кружковой работы по художественному творчеству "Хохломские узоры"

Данный материал предназначен воспитателям подготовительной группы. В перспективном плане разработано последовательное знакомство детей с хохломской росписью....

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»Цель: обобщить и закрепить зна...

"Хохломские узоры"

Учить самостоятельно составлять композицию на объемных формах (ложках, тарелках, стаканчиках) посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит, растительно-травный орнамент.Закреплять знания ...

Украсим доску хохломским узором

Творческие работы детей по лепке....

Хохломские узоры

Хохломская роспись — это стариный самобытный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, мебели. Удивительна история создания данного вида промысла, питающая ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Хохломской узор на круге»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Хохломской узор на круге»Цели: Закрепить представление о производстве и росписи хохломских издели...