"Рисование пальчиками – увлекательное путешествие в мир красок в детском саду и дома"
статья по рисованию

Семенова Елена Афанасьевна

Этот материал будет интересен для воспитателей детских садов, рисование  пальчиками очень любят дети раннего возраста. Это одно из увлекательных и интересных для малышей занятий. Как подготовиться к таким занятиям, какие краски выбрать, как обустроить рабочее место,, и какие сюжеты подобрать рассказанно в моей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie_palchikami.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование пальчиками – увлекательное путешествие в мир  красок

в детском саду и дома.

Одним из эффективных способов развития ребенка является рисование. Рисование пальчиками для раннего возраста — одно из самых увлекательных и полезных занятий. Дошкольникам раннего возраста ещё сложно управляться с кисточками и маркерами, зато незатейливое создание рисунков собственными пальцами вызывает бурю положительных эмоций.

А ведь рисование пальцами — не просто развлечение. Его основная цель — сенсомоторное развитие. Как и пальчиковая гимнастика, рисование пальцами положительно влияет на мелкую моторику. А она в свою очередь связана с психическим и интеллектуальным развитием, поскольку за моторику и умственно-речевые навыки отвечают одни и те же отделы мозга. с письмом и чтением.Поэтому школьники, которые в младшем дошкольном возрасте часто рисовали, лепили, мастерили, обычно хорошо учатся, у них не возникает проблем

Рисование пальчиками выполняет следующие задачи:

  • улучшает мелкую моторику и тактильное восприятие;
  • стимулирует мыслительную способность, развивает речь;
  • знакомит с окружающим миром, формирует познавательный интерес;
  • формирует представление о предметах, колерах и формах;
  • развивает логическое и образное мышление;
  • улучшает память, концентрацию внимания;
  • развивает художественное восприятие, воспитывает интерес к изобразительному искусству;
  • улучшает психоэмоциональное состояние.

Заниматься рисованием пальцами с дошкольниками раннего возраста нужно, соблюдая определенную этапность, зависящую от возрастных возможностей маленького художника:

  1. Этап беспорядочных пятен. Это первые занятия с малышом раннего возраста, который еще не способен создать на бумаге образы, но его непременно увлечет размазывание ярких колеров по листу. На этом этапе важно показать малышу технику рисования, а также постараться выделить указательный палец как основной рабочий. Обычно малыши размазывают краску сразу всеми пальчиками. Нужно периодически в ходе занятия брать указательный палец ребенка, макать в краску, водить по бумаге именно им. Постепенно малыш поймет, что указательным пальчиком работать удобнее. Этот момент важен для ускорения развития письма и художественно-прикладных навыков у будущего школьника.
  2. Этап раскрашивания по зонам. Постепенно дошкольник начнет осознавать, в каких местах и какого цвета нужно делать пятна, сюжеты его рисунков будут становиться все понятнее и осмысленнее. Например, если воспитатель или родитель попросит изобразить снежные сугробы, ребенок сделает это в нижней части листа в виде округлых белых холмиков. Это значит, у дошкольника формируется представление о зонировании изображения, то есть закрашивании определенных участков, за контур которых вылазить нельзя, иначе композиция нарушится. Практикуется такое рисование пальчиками в младшей группе, где дошкольникам 2–3 года.

Поскольку пальчиками можно рисовать с раннего возраста, поэтому не сомневайтесь, что маленький художник захочет лизнуть яркий пигмент. Чтобы предупредить вероятность отравления, для малыша 1–2 лет предпочтительны не фабричные, а приготовленные родителями пигменты. Проще всего использовать выжатый свекловичный, морковный, смородиновый, вишневый, шпинатный сок, такое разнообразие цветов понравится малышу.

А для дальнейшего знакомства с рисованием пальчиками  можно приобрести пальчиковые краски. В отличие от маркеров, акварели, гуаши и прочих средств рисования, эти краски совершенно безвредны, в их составе нет токсичных компонентов, способных впитаться в организм через кожный покров. Имея в составе только воду, пигменты и связующие компоненты, они легко смываются даже с тканевых поверхностей.

При покупке красок от российского производителя убедитесь, что на упаковке стоит номер санитарного разрешения. А на импортной продукции должен стоять значок «AP» либо «CE», означающий соответствие стандартам безопасности.

Пальчиковые краски готовы к эксплуатации, не требуют разбавления. Выпускаются изделия с горькими компонентами во вкусе, чтобы ребенку, один раз попробовав, больше не захотелось их лизать. Производятся краски с мелкими абразивными частицами в составе, делающими поверхность высохшего рисунка рельефной, шершавой. Есть изделия, которые светятся в темном помещении. Не стоит сразу покупать большой набор. Достаточно 4–5 основных колеров.

Для  рисования пальчиками  очень важно тщательно подготовиться к занятию, чтобы не пришлось проводить капитальную чистку и стирку как в детском саду, так и в доме. Одежда на ребенке дома должна быть той, которую не жалко выкинуть после занятия, потому что маленький художник непременно ее измажет. Если стоит теплая погода, дома малыша можно раздеть, чтобы он не ограничивался бумагой, а смело пробовал рисовать на себе. В детском саду можно использовать клеёнчатые  нарукавники и передники, это отличный способ уберечь одежду от загрязнения. Закройте стол полиэтиленом или оставшимися от ремонта обойными кусками. 

Приступать  к занятию необходимо, когда ребенок находится в позитивном настроении, не голоден, не сонный. Не заставляйте малыша рисовать, иначе у него напрочь отпадет интерес к изобразительному творчеству.

На застланный стол положите лист бумаги, краски, влажные салфетки и сухие тряпочки. Желательно отложить небольшое количество пигментов в рабочие емкости. Из баночек дошкольнику сложно загребать пальцами краску. Проще это делать, когда пигмент находится в широких и неглубоких емкостях, например, в обычных пластиковых крышках для закаточных банок или блюдечках.

Бумага может быть любого формата, но для первых занятий предпочтительны ватманские листы А3 и А2, так как малыши обычно широко размазывают краску. Можно использовать для занятия раскраски, распечатать контурные шаблоны. Если рукомойник находится далеко, желательно поставить на стол миску с подогретой до +30–40°C водой. В ней маленький художник будет мыть пальчики после нанесения определенного цвета.

На первых занятиях педагог или родитель  должен помогать малышу, показывать, что делать, внятно объясняя каждое действие. Техника рисования пальчиками предполагает, что ребенок будет рисовать и ладошкой, и кулачком. Когда малыш увидит, как взрослый погружает палец в яркую субстанцию, затем изображает на листе причудливые пятна и линии, он непременно загорится желанием сделать так же. Желательно вносить в занятия по рисованию игровые элементы, так ребенку будет еще интереснее. Например, рассказать короткую историю о раскрашиваемом персонаже.

Первые детские рисунки вряд ли будут похожи на что-то внятное. Это будет абстракция, представляющая собой хаотично разбросанные пятна и полоски. Но слишком многого требовать не стоит, ведь в 1–3 года малыш еще слабо управляет мелкой моторикой.

Занятия по рисованию для дошкольников 1–3-летнего возраста  на начальном этапе длятся не больше 5–10 минут. В таком возрасте малыши, еще не умея надолго концентрировать внимание, быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы и события.

После двух лет ребенок умеет фантазировать, угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их. Теперь линия для него — это не просто палочка, а дорога, по которой ездят машины или след от самолета в ясном небе. Клякса — кошечка, которая свернулась клубком или веселый медвежонок с бочонком меда. Малыш не просто творит — он проживает свое. Все его работы эмоционально окрашены. Рисуя мышкины следы, он пищит, как мышонок, а рисуя кошкины следы, он мурлычит, как котёнок, а, проводя пальчиком дорогу, рычит, как машины, которые будут по ней ездить.

В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или — создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осьминожков разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.

А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками — из них можно напечатать целый луг! А можно «ограничиться» крыльями красивой птицы. Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.

Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка. Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски — прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.

Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное правой руки.

Ребятам очень нравится рисовать пальчиками по шаблонам, большое количество шаблонов можно найти в свободном доступе в интернете, загрузить, распечатать. Можно использовать картинки не только для рисования пальцами, но и для создания пластилиновых картин. Шаблонные контуры бывают многоцветными, соответствующими колерам, которые нужно наносить пальчиком, и одноцветными. Плюс использования шаблонов в том, что воспитателю и родителю почти не приходится помогать малышу, рисунок получается красивым и понятным.

Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.

Рисование пальчиками - это маленькая игра, которая позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт полную свободу для самовыражения. Это интересно, полезно и очень сближает! Кроме того, грязные руки легко можно отмыть, а подавленное в детстве желание творить может уже никогда и не вернётся.

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Нетрадиционное рисование в детском саду и дома"

Нетрадиционное рисование в детском саду и дома. Это полезная и увлекательная техника....

«Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду и дома»

Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет восхищает.           Важную роль игр...

программа по нетрадиционным техникам рисования для детей первой младшей группы детского сада "Веселые пальчики".

вариативная часть общеобразовательной программы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому развитию по ФГОс для первой младшей группе...

«Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома»

Консультация для родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисованияв детском саду и дома»...

Рисования пальчиками в младшей возрастной группе детского сада

Все о методике рисования пальчиками в младшей возрастной группе детского садаРисование пальчиками для детей — одно из самых увлекательных и полезных занятий. Младшим дошкольникам еще сложно упра...

Рисования пальчиками в младшей возрастной группе детского сада

Рисование для детей от 1 года до 2 лет – это весёлое и познавательное занятие. Малыши открывают для себя новые краски, учатся проводить линии, знакомятся с формами, экспериментируют. Заниматься ...