Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в мир первобытных рисунков»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Кузьмина Анастасия Валерьевна

 

Организационная информация

1

Направления развития детей

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие

2

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

3

Возрастная группа

5 - 6 лет

Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в мир первобытных рисунков»

2

Цель

Выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей.

3

Задачи обучения

  • дать детям первоначальные представления о прошлом времени; внешнем виде, быте и занятиях первобытных людей.

  • расширять у детей словарный запас новыми словами: мамонт, шкура, первобытный, наскальный, хижина.

  • формировать у детей умение создавать предметное или сюжетное изображение в стиле «наскальной живописи» первобытных людей.

  • познакомить детей с техникой рисования углем разными способами: концом угля и боковой частью.

Задачи развития

  • развивать вариативность, воображение, мышление, внимание, память, сосредоточенность;

  • поддерживать детскую инициативу в решении проблемных ситуаций;

  • развивать навыки самостоятельного применения полученных знаний в творческой деятельности;

  • развивать двигательную ловкость.

Задачи воспитания

- воспитывать познавательный интерес к истории, любознательность, уважение к предкам;

- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к работам одногруппников.

4

Методы и приёмы реализации содержания занятия

 

Мотивационный момент: предложение отправиться в путешествие.

Методы и приёмы:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов; показ способов действий.

  • Словесные: мотивация, рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа, вопросы, указания.

  • Практические: дидактическая игра «Чудесный мешочек», имитационные движения, физминутка, эксперимент.

5

Образовательные технологии

игровая: дидактическая игра «Чудесный мешочек»

здоровьесберегающая: физминутка, имитационные движения.

ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Метод противоречий»

6

Культурные практики

практика игрового взаимодействия, творческая мастерская, коммуникативная практика, практика свободы выбора, эксперимент.

7

Организация среды для образовательной деятельности

Демонстрационный материал: макеты «Костер», «Пещера», мольберт, изображения (древний человек, наскальная живопись, мамонт); коробка, мешок, кость «мамонта».

Раздаточный материал:

бумага формата А4, уголь.

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап.

Постановка проблемы (запуск активности)

- Доброе утро. Меня зовут Анастасия Валерьевна. Ребята, а вы любите путешествовать? Где вам удалось побывать? (ответы детей)

- Ребята, а можно ли вернуться в прошлое? Такое возможно? Почему вы так решили? (ответы детей)

  • Время не стоит на месте. Мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. Можем посмотреть фильмы, фотографии, картины о прошлой жизни.

  • Я тоже люблю путешествовать и предлагаю вам сегодня отправиться со мной, а куда, мы узнаем с помощью волшебной коробки.

Мотивационный момент (поддержка интереса)

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек».

- Что там может быть? (дети пытаются определить на ощупь, что находится в мешочке)

  • А теперь давайте откроем и посмотрим, верны ли были ваши догадки. Как думаете, что это? (в мешочке лежит кость «мамонта») (ответы детей)

  • Это же кость древнего мамонта! Ребята, вы знаете, кто такие мамонты? (ответы детей)

Мамонты были очень похожи на слонов - у них такой же хобот и длинные бивни, но в отличие от слонов, их тело было покрыто длинной густой коричневой шерстью, мамонты жили на Земле очень давно, а потом вымерли.

  • Вы уже догадались, куда мы с вами отправимся? (ответы детей) В прошлое? Поправьте меня, правильно ли я думаю? (ответы детей)

  • Действительно, мы с вами отправляемся в путешествие в древний мир по реке времени. По реке принято сплавляться на лодке, поэтому нам понадобятся весла. Вставайте за мной, пора отплывать! (Дети встают в колонну за педагогом и начинают выполнять имитационные движения по периметру группы)

Поисковый этап.

  • Ребята, где же мы с вами оказались? (ответы детей)

  • Кто же может в ней жить? (ответы детей)

  • Вопрос был один, а мнений сколько? (ответы детей)

  • Да, какой человек жил в этой пещере? (ответы детей)

Верно. (на минимольберте появляется изображение первобытного человека) Давным давно на нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появились первые люди. Откуда же они появились? Произошли от обезьяны, прилетели из космоса – мы не знаем, но всё-таки они появились. И были они вот такие, наши далекие предки - первобытные люди. Жили они в пещарах. Ведь ни деревянных ни каменных домов люди еще не умели строить, поэтому они жили в пещерах или хижинах, которые делали из огромных костей животных и укрывали шкурами. Спали люди на земле, на теплых шкурах, без кровати и подушек. Они были сильные и ловкие, но разговаривали древние люди мало и медленно, а за частую могли общаться жестами. И я вам предлагаю попробовать поговорить жестами. Игра «Передай сообщение» - один из вас будет показывать, а все остальные повторять, что же вам передают.(ест, охотится, рыбачит, добывает огонь, танцует,плавает, играет в мяч, прыгает через костер)

  • Как вы думаете какое из переданных сообщений было самым важным открытием в жизни пещерного человека? Какое? Кто знает? (дети предполагают, обсуждают, отвечают) (…) Правильно, они научились использовать огонь.

  • Ребята, кто знает, как же человек научился самостоятельно добывать огонь? (ответы детей)

- Верно! Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень. Как вы думаете, легче или сложнее стала жизнь древнего человека после того, как в его пещере появился огонь? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

-Огонь давал тепло, отпугивал диких животных, освещал пещеру; пища, приготовленная на костре, была вкуснее, мягче, чем сырая.

-Давайте представим, что мы с вами разжигаем огонь. Повторяйте за мной.

Физминутка

Камнем о камень постучим, и огонь добыть хотим!

Палочку в руках потрем и получим мы огонь!

Разгорается огонь, ты смотри его не тронь!

Выше, выше наш огонь ты смотри его не тронь.

Практический этап.

  • И вот на охоту сходили, огонь развели и даже поели. Прилег в пещере на мягкую шкуру пещерный человек, поспал. А что же ему делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книгу не прочтешь. Что же делать? (размышления детей).

  • Человек стал рисовать! На чем? Конечно, на стене пещеры. А чем ему рисовать? (дети предполагают, обсуждают, отвечают) Карандашей и красок нет.

  • Ребята, рисунки можно процарапать, а можно нарисовать угольком. Уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след! Посмотрите, какие рисунки нашли археологи. Археологи - это люди, занимающиеся раскопками древностей (рассматривание стен макета «Пещера» с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели? (дети предполагают, обсуждают, отвечают)

  • Я вам предлагаю о нашем путешествии всем рассказать так, как нам рассказали бы первобытные люди. Что нам пригодится? (ответы детей)

Демонстрационный эксперимент

  • А где же нам взять уголь? (…) Давайте вместе затушим «Костер», накроем его шкурой. (воспитатель накрывает «Костер» шкурой, поднимает ее вместе с костром) Что осталось от костра? (ответы детей) Да, вот и уголь.

  • Вот теперь пройдем в нашу творческую мастерскую. Проходите за столы.

Рисование углем

  • А нарисуем мы того, чью кость нашли в самом начале путешествия. Кого будем рисовать, ребята? (ответы детей)

  • Начнем мы его рисовать с головы, рисуем круг. И сразу же рисуем еще один круг — это ухо нашего мамонта. И осталось нарисовать хобот, проводим две прямые линии. И голова готова? (…) Верно, мы не нарисовали глаз и бивни. Сейчас я это исправлю.

  • Теперь будем рисовать тело. Это очень просто. Проводим прямую линию от уха. И теперь от этой линии начинаю проводить линии вниз, создавая шерсть нашему мамонту.

  • Осталось нарисовать хвост и ноги нашему древнему великану.

  • Наш мамонт готов! Только посмотрите внимательно, ничего я не забыла? (…) Я забыла нарисовать землю. Я кладу уголек бочком и провожу от одного края листа до другого. Теперь и вы можете приступать к работе.

Самостоятельная деятельность детей

Рефлексия.

  • Давайте разложим рисунки на столах. Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились. Что вы узнали нового в путешествии? (ответы детей)

  • Юные художники, как вы думаете, можно ли, глядя на ваши рисунки, догадаться, куда мы путешествовали? (ответы детей)

  • А как вы думаете, чем можно было бы рисовать первобытным людям, если бы не было угля? (ответы детей: травой, соком ягод, овощей, песком, водой, грязью).

  • Сколько вы придумали материалов для рисования. Только следы от травы, ягод, воды стираются и исчезают, а вот следы от угля остаются долгое время.

  • Ребята, а как вы думаете рисовать углем это хорошо или плохо? (ответы детей)

  • Что получилось сегодня?

  • Что тебя удивило?

  • Что было слишком трудным?

  • Что помешало?

  • Что бы хотелось повторить?

  • Кто и что захотел сделать дома?

- Кто будет вам помогать?

  • И напоследок, давайте оценим наше занятие, как настоящие древние люди, жестами: палец вверх — понравилось, потрясти ладошкой — не очень, а если палец вниз — не понравилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_pervobytnyh_risunkov_isp.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 Колпинского района Санкт — Петербурга

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: «Путешествие в мир первобытных рисунков»

Составила и провела:

воспитатель

Кузьмина Анастасия Валерьевна

2023г.

Санкт-Петербург, г. Колпино

Организационная информация

1

Направления развития детей

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие

2

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

3

Возрастная группа

5 - 6 лет

Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в мир первобытных рисунков»

2

Цель

Выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей.

3

Задачи обучения

  • дать детям первоначальные представления о прошлом времени; внешнем виде, быте и занятиях первобытных людей.
  • расширять у детей словарный запас новыми словами: мамонт, шкура, первобытный, наскальный, хижина.
  • формировать у детей умение создавать предметное или сюжетное изображение в стиле «наскальной живописи» первобытных людей.
  • познакомить детей с техникой рисования углем разными способами: концом угля и боковой частью.

Задачи развития

  • развивать вариативность, воображение, мышление, внимание, память, сосредоточенность;
  • поддерживать детскую инициативу в решении проблемных ситуаций;
  • развивать навыки самостоятельного применения полученных знаний в творческой деятельности;
  • развивать двигательную ловкость.

Задачи воспитания

- воспитывать познавательный интерес к истории, любознательность, уважение к предкам;

- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к работам одногруппников.

4

Методы и приёмы реализации содержания занятия

Мотивационный момент:  предложение отправиться в путешествие.

Методы и приёмы:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов;  показ способов действий.
  • Словесные: мотивация, рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа, вопросы, указания.
  • Практические: дидактическая игра «Чудесный мешочек», имитационные движения, физминутка, эксперимент.

5

Образовательные технологии

игровая: дидактическая игра «Чудесный мешочек»

здоровьесберегающая: физминутка, имитационные движения.

ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Метод противоречий»

6

Культурные практики

практика игрового взаимодействия, творческая мастерская, коммуникативная практика, практика свободы выбора, эксперимент.

7

Организация среды для образовательной деятельности

Демонстрационный материал: макеты «Костер», «Пещера», мольберт, изображения (древний человек, наскальная живопись, мамонт); коробка, мешок, кость «мамонта».

Раздаточный материал:

бумага формата А4, уголь.

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап.

Постановка проблемы (запуск активности)

- Доброе утро. Меня зовут Анастасия Валерьевна.  Ребята, а вы любите путешествовать? Где вам удалось побывать? (ответы детей)

- Ребята, а можно ли вернуться в прошлое? Такое возможно? Почему вы так решили? (ответы детей)

  • Время не стоит на месте. Мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. Можем посмотреть фильмы, фотографии, картины о прошлой жизни.
  •  Я тоже люблю путешествовать и предлагаю вам сегодня отправиться со мной, а куда, мы узнаем с помощью волшебной коробки.

Мотивационный момент (поддержка интереса)

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек».

- Что там может быть? (дети пытаются определить на ощупь, что находится в мешочке)

  •  А теперь давайте откроем и посмотрим, верны ли были ваши догадки. Как думаете, что это?  (в мешочке лежит кость «мамонта») (ответы детей)
  • Это же кость древнего мамонта! Ребята, вы знаете, кто такие мамонты? (ответы детей)

 Мамонты были очень похожи на слонов - у них такой же хобот и длинные бивни, но в отличие от слонов, их тело было покрыто длинной густой коричневой шерстью, мамонты жили на Земле очень давно, а потом вымерли.

  • Вы уже догадались, куда мы с вами отправимся? (ответы детей) В прошлое? Поправьте меня, правильно ли я думаю? (ответы детей)
  • Действительно, мы с вами отправляемся в путешествие в древний мир по реке времени. По реке принято сплавляться на лодке, поэтому нам понадобятся весла. Вставайте за мной, пора отплывать! (Дети встают в колонну за педагогом и начинают выполнять имитационные движения по периметру группы)

Поисковый этап.

  • Ребята, где же мы с вами оказались? (ответы детей)
  • Кто же может в ней жить? (ответы детей)
  • Вопрос был один, а мнений сколько? (ответы детей)
  • Да, какой человек жил в этой пещере? (ответы детей)

Верно. (на минимольберте появляется изображение первобытного человека) Давным давно на нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появились первые люди. Откуда же они появились? Произошли от обезьяны, прилетели из космоса – мы не знаем, но всё-таки они появились. И были они вот такие, наши далекие предки - первобытные люди. Жили они в пещарах. Ведь ни деревянных ни каменных домов люди еще не умели строить, поэтому они жили в пещерах или хижинах, которые делали из огромных костей животных и укрывали шкурами. Спали люди на земле, на теплых шкурах, без кровати и подушек. Они были сильные и ловкие, но разговаривали древние люди мало и медленно, а за частую могли общаться жестами. И я вам предлагаю попробовать поговорить жестами. Игра «Передай сообщение» - один из вас будет показывать, а все остальные повторять, что же вам передают.(ест, охотится, рыбачит, добывает огонь, танцует,плавает, играет в мяч, прыгает через костер)

  • Как вы думаете какое из переданных сообщений было самым важным открытием в жизни пещерного человека? Какое? Кто знает? (дети предполагают, обсуждают, отвечают) (…) Правильно, они научились использовать огонь.
  • Ребята, кто знает, как же человек научился самостоятельно добывать огонь? (ответы детей)

- Верно! Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень. Как вы думаете, легче или сложнее стала жизнь древнего человека после того, как в его пещере появился огонь? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

-Огонь давал тепло, отпугивал диких животных, освещал пещеру; пища, приготовленная на костре, была вкуснее, мягче, чем сырая.

-Давайте представим, что мы с вами разжигаем огонь. Повторяйте за мной.

Физминутка

Камнем о камень постучим, и огонь добыть хотим!

Палочку в руках потрем и получим мы огонь!

Разгорается огонь, ты смотри его не тронь!

Выше, выше наш огонь ты смотри его не тронь.

Практический этап.

  • И вот на охоту сходили, огонь развели и даже поели. Прилег в пещере на мягкую шкуру пещерный человек, поспал. А что же ему делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книгу не прочтешь. Что же делать? (размышления детей).
  • Человек стал рисовать! На чем? Конечно, на стене пещеры. А чем ему рисовать? (дети предполагают, обсуждают, отвечают) Карандашей и красок нет.
  • Ребята, рисунки можно процарапать, а можно нарисовать угольком. Уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след! Посмотрите, какие рисунки нашли археологи. Археологи - это люди, занимающиеся раскопками древностей (рассматривание стен макета «Пещера» с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели? (дети предполагают, обсуждают, отвечают)
  • Я вам предлагаю о нашем путешествии всем рассказать так, как нам рассказали бы первобытные люди. Что нам пригодится? (ответы детей)

Демонстрационный эксперимент

  • А где же нам взять уголь? (…) Давайте вместе затушим «Костер», накроем его шкурой. (воспитатель накрывает «Костер» шкурой, поднимает ее вместе с костром) Что осталось от костра? (ответы детей) Да, вот и уголь.
  • Вот теперь пройдем в нашу творческую мастерскую. Проходите за столы.

Рисование углем

  • А нарисуем мы того, чью кость нашли в самом начале путешествия. Кого будем рисовать, ребята? (ответы детей)
  • Начнем мы его рисовать с головы, рисуем круг. И сразу же рисуем еще один круг — это ухо нашего мамонта. И осталось нарисовать хобот, проводим две прямые линии. И голова готова? (…) Верно, мы не нарисовали глаз и бивни. Сейчас я это исправлю.
  • Теперь будем рисовать тело. Это очень просто. Проводим прямую линию от уха. И теперь от этой линии начинаю проводить линии вниз, создавая шерсть нашему мамонту.
  •  Осталось нарисовать хвост и ноги нашему древнему великану.
  • Наш мамонт готов! Только посмотрите внимательно, ничего я не забыла? (…) Я забыла нарисовать землю. Я кладу уголек бочком и провожу от одного края листа до другого. Теперь и вы можете приступать к работе.

Самостоятельная деятельность детей

Рефлексия.

  • Давайте разложим рисунки на столах. Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились. Что вы узнали нового в путешествии? (ответы детей)
  • Юные художники, как вы думаете, можно ли, глядя на ваши рисунки, догадаться, куда мы путешествовали? (ответы детей)
  • А как вы думаете, чем можно было бы рисовать первобытным людям, если бы не было угля? (ответы детей: травой, соком ягод, овощей, песком, водой, грязью).
  • Сколько вы придумали материалов для рисования. Только следы от травы, ягод, воды стираются и исчезают, а вот следы от угля остаются долгое время.
  •  Ребята, а как вы думаете рисовать углем это хорошо или плохо? (ответы детей)
  •  Что получилось сегодня?
  •  Что тебя удивило?
  • Что было слишком трудным?
  •  Что помешало?
  •  Что бы хотелось повторить?
  •  Кто и что захотел сделать дома?

- Кто будет вам помогать?

  • И напоследок, давайте оценим наше занятие, как настоящие древние люди, жестами: палец вверх — понравилось, потрясти ладошкой — не очень, а если палец вниз — не понравилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему" Я имею право".

Данное занятие формирует правовое сознание старших дошкольников, развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, моделировать, воспитывает самоуважение, уважение к другим людям, сопереживани...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на машине времени»

Дать элементарное представление об истории книги, путём исследования подводить детей к тому, что хранение информации зависило от окружающей действительности, формировать умение устанавливать причинно-...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по экологической тропе»

Цель: формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропинке.Задачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природ...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Путешествие в страну Здоровья"

Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и потребностик здоровому образу жизни....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Путешествие в весенний лес».

Непосредственно образовательная деятельность по реализации области познавательное развитие  на тему: "Путешествие в весенний лес" способствует обобщению и систематизации знаний детей о ...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в весенний лес».

Занятие  «Путешествие в весенний лес» поможет обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, развивать речь, память, мышление, наблюдательность, вообр...