Консультация по теме: Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников.
консультация по рисованию (старшая группа)

Магомедова Соня Магомедовна

Консультация по теме: Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

 

 

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется

 основание всему будущему нравственному человеку

Н.В. Шелгунов

Как известно, все начинается с детства. Именно детство – это время приобретения знаний об окружающем мире, формирования духовно - нравственных качеств, усвоение  социальных норм поведения. В дошкольном возрасте необходимо сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, народному творчеству.

Исходя из сложившейся ситуации в социуме, возникла острая необходимость вернуть подрастающее поколение к лучшим традициям, обычаями своего народа, его культуре.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями.  Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства,  дети приобретают  новые знания о жизни,  о труде, о том,   что ценит народ в

 человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга).

                 Приобщая детей к различным видам декоративно - прикладного искусства в процессе занятий по художественному творчеству (декоративному рисованию) можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания.

  В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

 

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству со второй младшей группы, изучают дымковскую игрушку, семеновскую матрешку, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке. Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

Например, знакомя детей с Дымковской игрушкой или другим видом народного декоративного искусства, мы знакомим не только с элементами росписи, но, прежде всего, знакомим с историей возникновения, местом возникновения, традициями, способом изготовления, назначением предметов декоративно-прикладного искусства. «Оживить» рассказ помогут стихотворные произведения.  Например     стихотворение О. Левицкого «Дымково»:               Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали…

Немаловажным условием развития духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством народного творчества является наличие не только иллюстраций народных игрушек и предметов быта, но и их материальное воплощение. Рассматривая красочные фигурки, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у ребят возникает желание самим создавать предметы народного искусства.

Декоративно-прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Поэтому знакомство с тем или иным видом  декоративно-прикладного искусства  сопровождается народными напевами, потешками, прибаутками, сказками, загадками, народными играми. Подобное сочетание позволяет ребятам окунуться в глубину веков, более точно ощутить ту любовь к родному краю, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях.

В нашем дошкольном учреждении ведется активная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Так, со средней группой мы создаем декоративные композиции по мотивам народных игрушек. Для росписи используем силуэты барышень, птиц, коней и т.п., вырезанных из бумаги. Роспись осуществляется без нанесения карандашного наброска, (кистью) как это делают настоявшие мастера, что позволяет ребятам получить большое удовольствие от процесса рисования. Творчество детей сопровождается народными напевами, загадками. Например:

Кофточки цветные,

юбки расписные,

шляпы трехэтажные –

статные и важные

(дымковские барышни) 

Расписные фигурки используются детьми в обыгрывании потешек, народных песенок. Так расписные лошадки весело скачут под потешки:

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

Конь бежит – вся земля дрожит, в поле травушка-   муравушка ничком лежит.

В старшей группе закрепляем и углубляем знания о дымковской   филимоновской игрушках, гжель, хохломскую, городецкую росписи. Детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия). Дети лепят из пластилина, а в последующем из соленого теста или глины несложные фигурки дымковских и филимоновских игрушек (уточек, курочек), расписывают их. Практика показала, что самостоятельное изготовление предметов декоративно-прикладного искусства способствует более эффективному усвоению основ духовно-нравственного воспитания, заложенных в предметах народного творчества. Дети с удовольствием играют самодельными игрушками, придумывают сказки, различные истории и обыгрывают их в уголке театрализованной деятельности.

В подготовительной к школе группе происходит развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых, используя характерные узоры и цветовую гамму. Дети 6 лет способны не только создавать узоры на силуэте, вырезанном из бумаги, но и выполнять роспись  на самостоятельно изготовленных предметах декоративного творчества (вылепленных из глины, соленого теста барышень, коней, посуду и т.д.) Например, в процессе знакомства с гжелью в подготовительной группе, совместно с воспитателем детям изготовить из папье-маше чайный сервиз для кукол.  А в ходе занятий по декоративному рисованию расписать его. Получившейся чайный сервиз активно используется детьми в сюжетно-ролевых играх.  Изготовленные детьми фигурки, предметы быта украшают мини-музей.

Родители являются активными участниками процесса духовно-нравственного становления детей. Так, помогая ребенку изготовить игрушку на выставку декоративно-прикладного искусства в детском саду, взрослые вынуждены сами погрузиться в мир народного промысла, познакомиться с творчеством народных мастеров. Помогая ребенку взрослый, сам духовно обогащается.

Свое применение народная игрушка нашла не только в игровой жизни детей, но стала неотъемлемой частью народных праздников.  На проводах зимы ребята с удовольствием закликали весну, свистя в свои свистульки. Например, ежегодно учащиеся принимают участие в областных, городских выставках декоративно-прикладного творчества;  «Рождество», «Пасхальная радость, где неоднократно являлись победителями. Мы традиционно проводим различные мероприятия; «Рождество». «Широкая Масленица».  «Пасхальная радость» (выставка декоративно-прикладного творчества);

 

Подводя итог, стоит отметить, что народное искусство – это великая сила, связывающая настоящее, прошлое и будущее. Ознакомление детей с народным искусством способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество, воспитывает чувство любви к родному краю. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нормы и обычаи своего народа. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodno-prikladnoe_iskusstvo.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

 

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется

 основание всему будущему нравственному человеку

Н.В. Шелгунов

Как известно, все начинается с детства. Именно детство – это время приобретения знаний об окружающем мире, формирования духовно - нравственных качеств, усвоение  социальных норм поведения. В дошкольном возрасте необходимо сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, народному творчеству.

Исходя из сложившейся ситуации в социуме, возникла острая необходимость вернуть подрастающее поколение к лучшим традициям, обычаями своего народа, его культуре.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями.  Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства,  дети приобретают  новые знания о жизни,  о труде, о том,   что ценит народ в

 человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга).

                 Приобщая детей к различным видам декоративно - прикладного искусства в процессе занятий по художественному творчеству (декоративному рисованию) можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания.

  В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству со второй младшей группы, изучают дымковскую игрушку, семеновскую матрешку, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке. Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

Например, знакомя детей с Дымковской игрушкой или другим видом народного декоративного искусства, мы знакомим не только с элементами росписи, но, прежде всего, знакомим с историей возникновения, местом возникновения, традициями, способом изготовления, назначением предметов декоративно-прикладного искусства. «Оживить» рассказ помогут стихотворные произведения.  Например     стихотворение О. Левицкого «Дымково»:               Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали

Немаловажным условием развития духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством народного творчества является наличие не только иллюстраций народных игрушек и предметов быта, но и их материальное воплощение. Рассматривая красочные фигурки, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у ребят возникает желание самим создавать предметы народного искусства.

Декоративно-прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Поэтому знакомство с тем или иным видом  декоративно-прикладного искусства  сопровождается народными напевами, потешками, прибаутками, сказками, загадками, народными играми. Подобное сочетание позволяет ребятам окунуться в глубину веков, более точно ощутить ту любовь к родному краю, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях.

В нашем дошкольном учреждении ведется активная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Так, со средней группой мы создаем декоративные композиции по мотивам народных игрушек. Для росписи используем силуэты барышень, птиц, коней и т.п., вырезанных из бумаги. Роспись осуществляется без нанесения карандашного наброска, (кистью) как это делают настоявшие мастера, что позволяет ребятам получить большое удовольствие от процесса рисования. Творчество детей сопровождается народными напевами, загадками. Например:

Кофточки цветные,

юбки расписные,

шляпы трехэтажные –

статные и важные

(дымковские барышни

Расписные фигурки используются детьми в обыгрывании потешек, народных песенок. Так расписные лошадки весело скачут под потешки:

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

Конь бежит – вся земля дрожит, в поле травушка-   муравушка ничком лежит.

В старшей группе закрепляем и углубляем знания о дымковской   филимоновской игрушках, гжель, хохломскую, городецкую росписи. Детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия). Дети лепят из пластилина, а в последующем из соленого теста или глины несложные фигурки дымковских и филимоновских игрушек (уточек, курочек), расписывают их. Практика показала, что самостоятельное изготовление предметов декоративно-прикладного искусства способствует более эффективному усвоению основ духовно-нравственного воспитания, заложенных в предметах народного творчества. Дети с удовольствием играют самодельными игрушками, придумывают сказки, различные истории и обыгрывают их в уголке театрализованной деятельности.

В подготовительной к школе группе происходит развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых, используя характерные узоры и цветовую гамму. Дети 6 лет способны не только создавать узоры на силуэте, вырезанном из бумаги, но и выполнять роспись  на самостоятельно изготовленных предметах декоративного творчества (вылепленных из глины, соленого теста барышень, коней, посуду и т.д.) Например, в процессе знакомства с гжелью в подготовительной группе, совместно с воспитателем детям изготовить из папье-маше чайный сервиз для кукол.  А в ходе занятий по декоративному рисованию расписать его. Получившейся чайный сервиз активно используется детьми в сюжетно-ролевых играх.  Изготовленные детьми фигурки, предметы быта украшают мини-музей.

Родители являются активными участниками процесса духовно-нравственного становления детей. Так, помогая ребенку изготовить игрушку на выставку декоративно-прикладного искусства в детском саду, взрослые вынуждены сами погрузиться в мир народного промысла, познакомиться с творчеством народных мастеров. Помогая ребенку взрослый, сам духовно обогащается.

Свое применение народная игрушка нашла не только в игровой жизни детей, но стала неотъемлемой частью народных праздников.  На проводах зимы ребята с удовольствием закликали весну, свистя в свои свистульки. Например, ежегодно учащиеся принимают участие в областных, городских выставках декоративно-прикладного творчества;  «Рождество», «Пасхальная радость, где неоднократно являлись победителями. Мы традиционно проводим различные мероприятия; «Рождество». «Широкая Масленица».  «Пасхальная радость» (выставка декоративно-прикладного творчества);

Подводя итог, стоит отметить, что народное искусство – это великая сила, связывающая настоящее, прошлое и будущее. Ознакомление детей с народным искусством способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество, воспитывает чувство любви к родному краю. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нормы и обычаи своего народа. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...

Мини-музей как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников

Поликультурное воспитание дошкольников, развитие нравственных качеств личности ребенка.«Человеком ты родился, но Человеком должен стать»В.А.СухомлинскийЧто характеризует человека, прежде всего?  ...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольников

Статья посвящена духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в процессе музыкальной деятельности дошкольников. Представлен личный опыт по формированию личностных качеств детей дошкольного возра...

Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...