Конспект открытого занятия по ХЭР в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Роспись посуды(тарелочки) башкирским орнаментом"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Сформировать у детей понятие о башкирском народном орнаменте,его элементах,симметрии и цвете.Выявить отличительные признаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkirskiy_ornament_-_kopiya.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Роспись посуды(тарелочки) башкирским орнаментом"

Цели:

- Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете, выявить отличительные признаки башкирского орнамента;

-учить детей рисовать элементы геометрического орнамента - зигзаг, линия, ромб;

- продолжать развивать представление ребенка о различных сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;

- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народ;

- воспитывать самостоятельность в выполнении задания;

- развивать умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы, 

-развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; чувство цвета, формы, размера; развивать эстетическое восприятие, речь и мышление;

- развивать способность к воображению;

- развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком и всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

- формировать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материалы:

а) демонстрационные – иллюстрации: с элементами башкирского орнамента и сервиз башкирской посуды.  

б) раздаточные - кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, тарелочки.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается музыка).

Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный день вечер они разожгли огонь и завели беседу.

Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.

Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.

Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле»

Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес».

А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы».

И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.

Воспитатель: - Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?

Дети: Орнамент - это узор,

- это повторяющийся узор,

- это узоры, которые симметрично расположены,

- это узоры, которыми украшали одежду, посуду, ковры.

Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте. На какие 2группы делятся узоры в башкирском орнаменте.

Дети: Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры.

Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.

Основные фигуры и пояснение .

Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия

Сердечко – гостеприимство

Солярный знак – солнце

Ромб – символ земледелия

S-образный орнамент

Гусиная лапка

Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры?

Дети: симметрично повторяются, следуют друг за другом

Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте?(красный, зеленый, желтый, белый, черный).

Воспитатель: Дети, в башкирском орнаменте красный и желтый цвета  означает -  цвет солнца, а зеленый цвет – это трава, листья, а черный цвет - наша башкирская плодородная земля, синий-цвет свободолюбия, белый-чистота, миролюбие.

Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?

Например:

- треугольники

- ромбы

- зигзаги

- параллельные косые линии

- круги

- завитки

- розетки

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом?

Дети:

- посуду

- одежду

- обувь

- ковры

- полотенца

- занавески

- постельное белье

- изделия из кожи

- домашняя утварь.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель:    Добрый день, инзерцы. А почему я вас так назвала?

Дети:              Мы живем в селе Инзер.

Воспитатель:   А в какой республике мы живем?

Дети:                Мы живем в Башкортостане.

Воспитатель: Назовите национальности людей, которые проживают в Башкортостане

Дети:

- русские, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, мордва

Воспитатель: Как вы думаете, у этих народов использовался одинаковый орнамент в одежде, на посуде?

Дети:

- Нет, разный.

Воспитатель: Значит у каждого народа свой орнамент, т. е. орнамент можно назвать народным или национальным?

- Да, можно.

Физминутка. Игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок

Поиграем, и попляшем,

И, помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Дети садятся за стол.

Обратить внимание на осанку.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом? (посуду, одежду, обувь, ковры, полотенца, занавески)

-Ребята, а вы знаете, кто занимается росписью посуды?

Воспитатель: А хотите и вы стать мастерами умельцами, которые расписывают посуду? (ответы детей) Проходите в нашу мастерскую.

Воспитатель: Что у вас на столах? (тарелочки) Чего на них не хватает? (орнамента)

Воспитатель: Как вы думаете, мы можем это исправить и как? (ответы детей)

Посмотрите на тарелочки, которые я расписала для вас, какой орнамент вы видите? Как расположен орнамент? Какие цвета использованы?

-Некоторые узоры в башкирском орнаменте рисуются кончиком кисти, а какие- то всем ворсом кисти.

-Посмотрите элемент орнамента на тарелочке, которую я расписала, расположен симметрично, ровно. А я открою вам секрет, я нарисовала ромб и напротив него еще один ромб и между элементами оставила одинаковое расстояние. Между ромбами можно добавить крестик или треугольник.

Вы сейчас пофантазируете, и распишите свою тарелочку башкирским орнаментом, каким хотите.

Воспитатель: Перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дети приступают к самостоятельной работе (звучит мелодия курая)

(после того как выполнили работу подходят на ковер встают в круг)

Воспитатель: Ответьте, пожалуйста, вам понравилось то, чем мы сейчас занимались? Тяжело было? Что именно?

Вы сделали тарелочки, вам они  нравятся? (ответы детей)

Воспитатель: Я очень рада что вам понравилось, кто знает, может быть, когда вы вырастете, кто-то и станет умельцем по росписи. Теперь вы умеете расписывать тарелочки, в следующий раз мы с вами распишем посуду другим орнаментом, другого народа.

Воспитатель: А как вы думаете, почему мы сегодня расписывали пиалу именно башкирским орнаментом? (ответы детей)

- Да, конечно, мы с вами живем в Башкортостане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Россия – родина моя!»

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период вс...

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».

Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...

Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

Цель: воспитание моральных качеств детей (дошкольников) с помощью художественного слова.Задачи: обучающие:- формировать понятие о Родине, систематизировать знания детей о символике государства, способ...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом» в подготовительной группе «Буратино»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом»  в подготовительной группе «Буратино»...