Мастер-класс на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста"
презентация к уроку по рисованию (младшая группа)

Гибадатова Зульфия Фаритовна

Познакомить детей раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования и средствами изобразительной деятельности, научить владеть этими навыками,развивать мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность, воспитывать интерес у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_master-klass.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса: Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста

Подготовил воспитатель высшей категории: Гибадатова Зульфия Фаритовна

Организация: филиал МАДОУ детский сад «Теремок», детский сад «Малыш»

Населенный пункт: Абзелиловский район, село Красная Башкирия.

Цель мастер-класса: Привлечь внимание педагогов к ценности изобразительного творчества детей. Способствовать развитию понимания у педагогов ценности развития детского творчества.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях и детском саду, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

2. Формировать у педагогов умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми раннего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

3. Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в домашних условиях и детском саду.

 Основные этапы мастер-класса:

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.
  3. Итог.
  4. Актуальность темы: Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, радость в глазах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Подготовительная работа:

1. Оформить выставку детских работ.

2.Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.

3. Приготовление памяток, рекомендации педагогам.

4. Организация педагогов на практическое занятие «Мастер — класс»

Дата проведения мероприятия: 15 февраля 2023г

Участники: воспитатели.

Оборудование: материалы для рисования (бумага А4, гуашь, паралоновые печатки, ватман, ватные диски, воздушные шарики, готовые шаблоны для рисования, пипетки, салфетки, губки, ватные палочки, клеёнки для каждого педагога, акварельные краски, тарелочки, стаканчики, кисточки, влажные салфетки для протирания рук от краски, контейнер для использованных салфеток, мультимедийная установка.)

План:

1. Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

2. Показ видео «Рисуют наши дети!»

3. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста.

4. Творческая минутка «Опускаем руки в краску»

5. Выставка рисунков педагогов. Памятки педагогам «Нетрадиционное рисование с детьми».

6. Рефлексия. Оценка педагогами эффективности мероприятия.

Ход мероприятия:

1. Значение рисования для всестороннего развития детей.

Добрый день, уважаемые  коллеги! Я очень рада видеть Вас на мастер-классе! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме нашего мастер — класса, а он действительно заслуживает внимания и звучит она тоже необычно «Нетрадиционные методы рисования». Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с элементарными нетрадиционными техниками рисования с детьми раннего возраста.

Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Эти занятия приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами.

Двигательная активность кисти рук увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь.

Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи, что будет способствовать развитию ребенка в целом.

В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление.

В ходе рисования развиваются интеллектуальные способности детей-это память, внимание, мелкая моторика, воображение, сенсорные эталоны (форма, цвет, величина). А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Видео.

2. Видео «Рисуют наши дети!»

Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня,

Я рисую яркой краской, посмотрите на меня.

Предлагаю Вам, посмотреть работы наших детей на различную тематику с использованием разнообразных техник рисования.

3. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста.

Сегодня мы с вами побываем в стране Творчества, познакомимся с элементарными традициями этой страны и её особенностями.

Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много элементарных техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Я предлагаю вам сегодня на практике освоить элементарные нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса и покажу несколько способов использования нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста. Которые использую в своей работе. В этом году мы разработали проект по нетрадиционной технике рисования совместно с родителями.

-Приглашаю к себе на занятие 6 человек.

- Но перед тем как мы начнём рисовать, я предлагаю вам размять наши красивые, послушные пальчики! Звучит ритмичная музыка. (под сопровождение музыки участники ходят вокруг столов и выполняют задания которые покажет ведущий, на столах разложены вырезанные из бумаги круги и кисти пальцев, участники стучат по кружкам кулаком, а на изображение кистей рук, стучат по столу ладошкой).

-Молодцы! А теперь поиграем в пальчиковую игру, «Ладошки».

Мы ладошки потрясём,

Каждый пальчик разомнём,

Раз-два-три-четыре-пять.

Начинаем рисовать.

Чтоб красиво рисовали,

И нисколько не устали!

- Приглашаю вас занять свои места. Сейчас мы с вами будем рисовать. (звучит спокойная музыка).

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Учитывая возрастные особенности наших детей 2-3 лет, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей раннего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику:

1. Рисование ладошкой.

2. Рисование пальчиками.

3. Рисование с использованием поролона (купленные заготовки или сделанные самим).

4. Рисование ватными палочками.

5. Рисование вилкой (вместе с воспитателем).

6. Трафареты (пластиковые и сделанные вручную).

7. Рисование воздушными шарами.

8. Штампы и печати.

9. Рисование салафановым мешочком.

10.Рисование мятой бумагой.

11.Тычковый метод.

12.Готовые шаблоны для рисования.

13. Рисование листьями деревьев.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

1.Рисование ладошкой.

В ходе рисования ладонью дети воспроизводят разнообразные движения (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Так же можно использовать специальные краски для рисования руками. Их наносят кисточкой или губкой. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование пальчиками.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти руки, гладкая поверхность пальца не удерживает колличество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 3. Рисование с использованием поролона.

Использование при рисовании поролона позволяет передать шероховатость изображаемого, пушистость, объёмность. Очень хорошо рисовать таким способом пушистых зверей, снег, снеговика, а можно очень легко закрасить фон. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

4. Рисование ватными палочками.

Для этого метода достаточно взять ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать листья на деревьях, падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Способ получения изображения: Окунуть палочку в густую краску, дальше принцип нанесения точек. Можно палочкой обводить по контуру используя ее вместо кисти.

 5. Штампы и печати.

Метод очень простой. Макаем штамп или печать в краску и переносим на лист бумаги. Потом можно закрасить или создать целые зоопарки, цирки, фермы, море, космос, сады и т.д.

6.Рисование воздушными шарами.

Надуваем обычный воздушный шарик до размера необходимого отпечатка. Для каждого цвета можно использовать разные шарики.  Предварительно подготовить краску, это может быть или гуашь, или пальчиковые краски. Удобнее всего вылить краску на одноразовую тарелку.  Затем ставим шарик на бумагу перпендикулярно и с разной силой надавливаем на него сверху – получается оттиск круглой формы.

Затем макаем шарик в краску и делаем отпечаток на листе бумаги, потом еще один, делаем столько отпечатков сколько хотим. В процессе рисования можно менять или добавлять цвета краски.  Для завершения композиции можно пофантазировать и дорисовать, например, стебли, листья ватными палочками, получатся красивые цветы или ножки и усики для гусенички.

7. Рисование мыльными пузырями.

Каждый ребенок получает пластиковую крышку, примерно на треть наполненный разведённой гуашью. Далее педагог капает в каждую крышку жидкое мыло. Получается цветная субстанция, которая непременно понравится малышам. Дети получают трубочку и начинают дуть в крышки. Итог – над крышками появляется пышная шапка из мыльной пены. Поверх пены можно капнуть еще несколькими видами краски – так будет гораздо красивее. Для объемных, масштабных рисунков вместо крышек берут емкость большего объема. Поверх пенной шапки кладется лист бумаги, на котором и отпечатываются мыльные пузыри. Далее воспитанникам предлагается дорисовать рисунок фломастерами или карандашами -тут-то каждый и проявляет свою фантазию. 

8. и 9. Рисование салафановым мешочком и мятой бумагой.

Для этого рисования нам понадобиться несколько салафановых пакетиков, которые мы складываем друг в друга и выпускаем воздух. Сжимаем его. Макаем в густо разведенную красу в дополнительной посуде и штампуем или рисуем на бумаге. Тоже самое с мятой бумагой. Работы получаются необычные, т.к. краска поподает не везде и видны разные просветы белох линий.

 10. Рисование пипеткой.

Маленькие детки очень благодарная публика. Их всегда приятно удивлять чем-то новым. Это касается любой области их развития и занятий. Вот, например, рисование. Казалось бы, ну что может быть проще? Краски, бумага, кисти. Но, если пофантазировать, то можно придумать очень необычный способ рисования для ребёнка — пипеткой. Пипетки могут быть разные: большие и маленькие, профессиональные и обычные. Дети с легкостью нажимают на нее, набирают краску, и так же легко капают на лист. Эта новая техника рисования даже имеет название – каплетерапия.

Само название уже говорит о тактике такого занятия. Дети с большим удовольствием раскрашивают каплями ватные диски.  Рисование пипеткой, развивает мелкую моторику, подготавливая руку к дальнейшему письму, учит концентрировать внимание, память, усидчивость. С помощью такого метода рисования ребенок может «выплеснуть» свои эмоции и переживания, помогает выразить свои впечатления и внутренние переживания. Рисование с помощью пипетки очень увлекает детей, они с восторгом и воодушевлением создают капельные картины.

11. Творческая минутка.

Я сегодня познакомила вас с работой по нетрадиционной технике рисования, надеюсь что вам понравилось.

А сейчас предлагаю вам выполнить работы, используя различные  виды техник нетрадиционного рисования которые понравились вам, вот на этом ватмане. (на другом столе лежит ватман и принадлежности для нетрадиционной техники рисования) Можете взять любую тему. (ведущий начинает, а участники присоединяются к работе).

-Давайте оставим работу на память о нашей встрече!

Давайте приступим к работе, будем очень стараться и делать всё аккуратно, если пальчики испачкаются, то сразу вытирайте их салфетками.

Какая красота! Вы молодцы, очень постарались!

Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Если следовать нашим рекомендациям и работать с ребенком совместно, чтобы он видел результат и то, как Вы положительно реагируете на его творчество и что сделано своими руками, тогда ребенок вырастет творческой, самостоятельной личностью.

10. Выставка рисунков педагогов. Обмен мнениями.

11. Рефлексия. Оценка педагогами эффективности мероприятия.

Уважаемые коллеги! На заключительном этапе своего мастер-класса я хочу Вам прочитать слова великого педагога В. А. Сухомлинского.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».  В. А. Сухомлинский

Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. Предлагаем вам написать несколько слов, о том, что дала наша встреча. Задать свои вопросы и выразить пожелания.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскр...

Мастер - класс с родителями "Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста" Автор: Бойко М.В.

quot;В каждом ребёнке живёт юный художник, а развить в нём талант могут только родители. Родители  первые учителя своих детей"...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» (с использованием презентации)

Пояснительная запискаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразител...

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста"

Цель:Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.Задачи:Познакомить родителей с нетради...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»...

Мастер – класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

   Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является...

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста"

Мастер – класс  для родителей«Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» Цель: Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества дете...