Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства».
консультация по рисованию

Семенова Юлия Валерьевна

Консультация для воспитателей

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

 на основе декоративно-прикладного искусства».

 

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В области художественно-эстетического развития особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).

Реализацию задач в данной области эффективнее всего осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства: утилитарность, практическая принадлежность; нерасчлененность различных сторон культуры народа (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения),сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий; коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства; традиционность, характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности; реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее:

  • народное искусство – своеобразный катализатор детского творчества;
  • в народном искусстве собран традиционный художественный опыт поколений;
  • произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

 

 

С.В. Погодина выделяет фазы ознакомления дошкольников с народным искусством:

 

  • подготовительная - накопление ребенком художественно-эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев;
  • аналитическая - активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа;
  • творческая - самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;
  • оценочная - сравнение и оценка произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Всякое ознакомление включает в себя:

  • двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании);
  • аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;
  • субъективность оценки (каждый ребенок воспринимает произведения народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развитие его художественно-творческих способностей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:

стадия целостного изучения - дети воспринимают целостный образ произведения;

  • стадия константности - дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;
  • стадия структурности - дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;
  • стадия осмысленности - дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;
  • стадия избирательности - каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства находит отражение использования методов, таких как: методы воспитания (показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого) и методы обучения (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций).

При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством можно использовать разные методы и формы организации детской деятельности. Например:

  • создание мини – музеев;
  • просмотр фильмов, художественных альбомов, открыток;
  • дидактические, подвижные и народные игры;
  • чтение и разучивание литературных произведений (поговорок, прибауток, пословиц, загадок для развития желания познать и сохранить семейные, родовые традиции, речевую культуру русского народа);
  • организация тематических выставок в группе;
  • беседы по ознакомлению с народным искусством;
  • занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации;
  • проведение праздников и досугов;
  • посещение выставок, музеев.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно используя практически через все виды детской деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

При посещении выставок и музеев дети получают определенные сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). Здесь главная задача – научить детей рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративно-прикладного искусства.

Например, сначала дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. Потом педагог показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, педагог должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Для узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге, изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, педагог должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации педагог может использовать следующие методы и приемы:

  • создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
  • сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
  • использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
  • показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
  • сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Периодически можно проводить занятия творческого характера, на которых дети придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, можно предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т. д.

Знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, педагог осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.

Всё это позволит детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного декоративного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а, следовательно, вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

 

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Народное декоративно-прикладное искусство – сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в тоже время самое демократичное и доступное человеку с детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель

старшей группы

ГБДОУ детский сад № 50

Адмиралтейского района СПб,

педагог высшей

квалификационной категории

Семенова Юлия Валерьевна

Консультация для воспитателей

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

 на основе декоративно-прикладного искусства».

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В области художественно-эстетического развития особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).

Реализацию задач в данной области эффективнее всего осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства: утилитарность, практическая принадлежность; нерасчлененность различных сторон культуры народа (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения),сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий; коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства; традиционность, характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности; реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее:

  • народное искусство – своеобразный катализатор детского творчества;
  • в народном искусстве собран традиционный художественный опыт поколений;
  • произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

С.В. Погодина выделяет фазы ознакомления дошкольников с народным искусством:

  • подготовительная - накопление ребенком художественно-эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев;
  • аналитическая - активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа;
  • творческая - самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;
  • оценочная - сравнение и оценка произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Всякое ознакомление включает в себя:

  • двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании);
  • аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;
  • субъективность оценки (каждый ребенок воспринимает произведения народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развитие его художественно-творческих способностей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:

стадия целостного изучения - дети воспринимают целостный образ произведения;

  • стадия константности - дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;
  • стадия структурности - дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;
  • стадия осмысленности - дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;
  • стадия избирательности - каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства находит отражение использования методов, таких как: методы воспитания (показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого) и методы обучения (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций).

При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством можно использовать разные методы и формы организации детской деятельности. Например:

  • создание мини – музеев;
  • просмотр фильмов, художественных альбомов, открыток;
  • дидактические, подвижные и народные игры;
  • чтение и разучивание литературных произведений (поговорок, прибауток, пословиц, загадок для развития желания познать и сохранить семейные, родовые традиции, речевую культуру русского народа);
  • организация тематических выставок в группе;
  • беседы по ознакомлению с народным искусством;
  • занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации;
  • проведение праздников и досугов;
  • посещение выставок, музеев.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно используя практически через все виды детской деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

При посещении выставок и музеев дети получают определенные сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). Здесь главная задача – научить детей рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративно-прикладного искусства.

Например, сначала дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. Потом педагог показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, педагог должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Для узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге, изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, педагог должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации педагог может использовать следующие методы и приемы:

  • создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
  • сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
  • использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
  • показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
  • сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Периодически можно проводить занятия творческого характера, на которых дети придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, можно предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т. д.

Знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, педагог осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.

Всё это позволит детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного декоративного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а, следовательно, вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Народное декоративно-прикладное искусство – сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в тоже время самое демократичное и доступное человеку с детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей дошкольного возраста основам декоративно-прикладного искусства.

Значение данного обучения. Содержание работы по этому направлению....

Консультация для воспитателей на тему: « Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России. »

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслужи...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...