Анализ темы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования» педагога дополнительного образования Поликарповой Ольги Витальевны
статья по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Поликарпова Ольга Витальевна

Анализ работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования" .

3 этапа работы по самообразованию:

1) организационно - ознакомительный: изучение нормативных документов, изучение учебной и научно-методической литературы, передового педагогического опыта работы, первичная диагностика знаний, умений и навыков детей по теме «Нетрадиционные техники рисования»,работа над проектной деятельностью,   подготовка дидактических материалов: подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по теме проекта; наглядных и дидактических материалов; картотеки нетрадиционных техник рисования;

2) основной: разработка ситуативных бесед, разработка проблемных ситуаций, работа над проектной деятельностью,включение нетрадиционных техник рисования в перспективно-тематический план работы по всем возрастным группам и разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности,создание авторских интерактивных презентаций, работа с семьёй (участие в родительском собрании, анкетирование, консультации, оформление информационных буклетов, мастер-классы), взаимодействие с педагогами (педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом);

3) заключительный: итоговая диагностика знаний детей по теме «Нетрадиционные техники рисования», презентация проекта, мастер-классы для педагогов, выступление на педсовете, ознакомление коллег с методической литературой по теме «Нетрадиционные техники рисования», публикации статей, обобщение опыта педагогической работы со самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ темы по самообразованию

«Нетрадиционные техники рисования»

педагога дополнительного образования

Поликарповой Ольги Витальевны

В качестве темы по самообразованию я выбрала тему «Нетрадиционные техники рисования».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки получаются у всех детей, независимо от имеющихся способностей. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное, а также играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка.

Была определена цель - повышение своего профессионального уровня, а также систематизация работы по реализации нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста и поставлены следующие задачи:

- использовать нетрадиционные техники рисования при организации изобразительной детской деятельности,

- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков,

- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе,

- рассмотреть содержание методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

С целью реализации поставленной цели и задач началось изучение и подбор имеющейся литературы из разных источников по данной теме: изучение научно - методической литературы, опыта работы педагогов и воспитателей через интернет - ресурсы.

Было определено направление работы.

Работу я начала с изучения нормативных документов, таких как:

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».

Также я изучила учебную и научно-методическую литературу:

- Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019

- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности, 2001 г.

- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва «Издательство Скрипторий», 2003 г.

- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники/ под редакцией Р.Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва, 2007 г.

- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.  

Был проанализирован опыт работы педагогов, работающих в данном направлении:

Журнал «Дошкольное        воспитание», №11, 2006г., №2, 2004г., №3, 2001г., №2, 2002г., №8, 2002г., №24,2001г.

Журнал «Дошкольное        образование», №33- 34, 2004г., №11, 2003г., №22, 2005г., №22, 2004г., № 17,2002г.

Журнал «0бруч», №3, 2006г., № 2, 2004г.

Журнал «Ребенок в детском саду», №4,2004г., №3, 2007г.

Челебиева Э.М. Передовой педагогический опыт работы. Нетрадиционные техники рисования.

Изучив нормативные документы, учебно-методическую литературу, познакомившись с программами по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что выбранная мною тема по самообразованию действительно актуальна и важна для воспитания здорового подрастающего поколения.

За основу была взята парциальная программа «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и нацеленная на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учётом его индивидуальности. 

На основе полученных данных была составлена картотека научной, научно-популярной, методической литературы, опыта работы воспитателей через интернет - ресурсы.

На организационно-ознакомительном этапе мы с детьми начали работу над проектной деятельностью «Нетрадиционные техники рисования», был определен уровень представлений и интереса детей к данной теме.

Началась подготовка дидактических материалов: подбор наглядных и дидактических материалов; составление картотеки нетрадиционных техник рисования.

Также была проведена первичная диагностика знаний, умений и навыков детей по теме «Нетрадиционные техники рисования».

На основном этапе работы продолжилось изучение новых педагогических технологий через методические издания и интернет и обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования других педагогов. Были просмотрены перспективные планы по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста. На основе полученной информации нетрадиционные техники рисования были включены в перспективно-тематический план работы по всем возрастным группам.  

Работая над проектом «Нетрадиционные техники рисования» в рамках темы по самообразованию, я использовала различные формы взаимодействия с детьми.

В совместной деятельности взрослых и детей – игровые ситуации, викторины, ситуативные беседы, решение проблемных ситуаций, просмотр презентаций, игры-практикумы, игры-экспериментирования, наблюдение, беседы, непосредственно образовательная деятельность.

В самостоятельной деятельности детей - самостоятельное детское творчество с использованием технологических карт.

Проводилась работа с семьями воспитанников: анкетирование, подготовка консультаций и оформление уголков для родителей в группе, оформление информационных буклетов, мастер-классы в онлайн и офлайн формате.

При работе по теме самообразования я взаимодействовала с педагогами ДОУ: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, с музыкальным руководителем, с инструктором по физической культуре.

В ходе реализации темы по самообразованию:

- выступала на методических объединениях и семинарах-практикумах с темами: «Сказкотерапия как средство художественно – эстетического развития детей». «Развитие способностей и творческого потенциала дошкольников посредством использования нетрадиционных техник художественного творчества». «Развитие творческого потенциала дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию в соответствии с требованиями ФГОС ДО»;

- проводила мастер-классы для педагогов: мастер-классы «Зимняя сказка» в технике правополушарного рисования, «Рисование на пене для бритья», «Изотерапия – одна из здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»;

- опубликовала в журнале «Калейдоскоп воплощённых идей. Сборник материалов методических мастерских в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений города Курска» статью «Развитие способностей и творческого потенциала дошкольников посредством использования нетрадиционных техник художественного творчества: рисование на пене для бритья».

Результат проведенной мною работы по теме самообразования положительный. Цель, поставленная вначале, достигнута: я расширила и углубила теоретические знания по теме, совершенствовала и приобрела новые профессиональные навыки и умения. В свою очередь, у детей заметна положительная динамика в развитии творческих способностей, дети любят и не бояться рисовать, принимают активное участие на всех этапах образовательного процесса. В нетрадиционных техниках дети рисуют смелее и увереннее, им доставляет удовольствие процесс рисования, и они готовы рисовать дольше отведённого времени. Нетрадиционные техники рисования не только развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительного восприятие, изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, навыки контроля и самоконтроля, но играют ещё и терапевтическая роль: дети стали спокойнее, понизилась тревожность, повысилась самооценка и уверенность в своих силах.

Проведенная работа является лишь частью важной работы и практической деятельности. В дальнейшем я планирую продолжать работать с нетрадиционными техниками рисования в соответствие с планом ДОУ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация ППО "Нетрадиционные техники рисования в дополнительном образовании детей раннего возраста"

Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования пальчиками и ладошками....

Тема . Самообразование. Нетрадиционные техники рисования. Старшая группа

Обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе к подготовке к обучению в школе. Совершенствовать речевую культуру через ознакомления с рисованием...

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...

Проект "Нетрадиционные техники рисования в дополнительном образовании"

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...