Нетрадиционное рисование как средство укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста
консультация по рисованию

На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у детей развиваются творческие способности.  Рисуя, ребенок учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их, свободно выражать мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционное рисование как средство укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста

Всем известно, что дети очень любят рисовать, но иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают у них разочарования. Поэтому я стараюсь использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования, которые помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и c обычными материалами сделать трудно.

Рисунки, которые получились в процессе рисования, рекомендуется обсуждать в беседе. Проговаривая, ребенок лучше начинает осознавать свои действия, следовательно, координируя их. помогает укрепить эмоциональный контакт, мотивируя общение взрослого и ребенка.

Стоит обозначить еще одну проблему нынешних детей – слабое физическое здоровье. Исходя из этого, важно создать комфортные условия для их деятельности.

Известно несколько нетрадиционных приемов рисования, которое благоприятно влияют на укрепление физического и психологического здоровья ребенка:

Реклама

– Песочная анимация (рисование на песке). Благоприятно развивает познавательные процессы, творческий потенциал, тренирует мелкую моторику рук, формирует коммуникативные навыки.

– «Кляксография» (выдувание красок через трубочку). Очень полезна для детей с задержкой в развитии речи, в качестве артикуляционной гимнастики, укрепляет силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Реклама

– «Эбру» (рисование на воде). Данная техника является для детей отличным способом психологической разгрузкой. Кроме того, техника «Эбру» позволяет тренировать мелкую моторику рук, приучает к усидчивости и вниманию, развивает фантазию, приобщает к прекрасному.

– «Стопотерапии» – рисование ногами, которое очень благоприятно влияет на физическое и психическое развитие дошкольников.

Рисование ногами рекомендуется детям с диагнозом или подозрением на плоскостопие. При таком рисовании активизируются большинство точек находящихся на ступнях ног, активно вступают в работу все мышцы тела.

Реклама

Рисунки, которые получились в процессе рисования, рекомендуется обсуждать в беседе. Проговаривая, ребенок лучше начинает осознавать свои действия, следовательно, координируя их. Рисование ногами помогает укрепить эмоциональный контакт, мотивируя общение взрослого и ребенка.

Нетрадиционная техника – рисование ногами – дает чувство уверенности и свободы. Это занятие помогает снять накопившееся напряжение, как эмоциональное, так и физическое, лучше почувствовать свое тело. Эмоции, которые возникают в этом процессе, трудно с чем-либо сравнить.

В результате применения техники рисования ногами ребенок:

– учится владеть своим телом,

– начинает ценить в себе творческую личность,

– более качественно общается с взрослыми и сверстниками,

Реклама

– чувствует единство с другими ребятами во время выполнения коллективных работ.

Упражнение «Художник»

Сидя на полу с ногами, немного согнутыми в коленях, ребенок зажимает в пальцах ног карандаш. Он должен каждой ногой по очереди рисовать на листе бумаги фигуры, удерживая лист второй ногой. После изображения трех фигур карандаш зажимается в пальцах другой ноги.

Реклама

Важно, чтобы ребенок делился своими ощущениями, которые возникают в процессе рисования, а также впечатлениями о получившемся рисунке. Это помогает ребенку осознавать себя.

На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у детей развиваются творческие способности.  Рисуя, ребенок учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их, свободно выражать мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Так, работая с детьми, мы не только устраняем некоторые проблемы с их здоровьем, но и находим дополнительные стимулы для контакта и общения, тем самым увеличивая их творческий потенциал.

ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям   почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадовать миру»

                                                                                                                                   (М. Шклярова)

    С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования и к взрослым, и к детям: неуклонно растёт объём знаний, и чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным, создаются новые программы дошкольного образования и программы обучения в школе.

   Необходимо помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами – позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, т.к. речь – главное средство выражения мыслей.

   В школе детям предстоит оперировать понятиями, делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем мире, о людях, с понятиями о красоте, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только посредством речи.

   Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

   В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники и способы рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.

   Различные изобразительные материалы, новые технические приёмы требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением, и тем самым создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.

   Такие необычные техники и методы рисования, как всё новое, вызывают интерес у детей, позволяют ощутить незабываемые положительные эмоции, дают толчок к проявлению самостоятельности, развивают творчество и воображение. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся самостоятельно думать и решать, какими способами получить тот или иной образ, чтобы он получился необычным, выразительным.

   Уже с младшего возраста можно использовать на занятиях рисование пальчиками, ладошками, нитью, печать поролоном, картофелем.

   Детей среднего возраста можно познакомить с техниками рисования тычком, ватным тампоном, восковыми мелками и акварелью, печать листьями.

   Дети старшего дошкольного возраста в состоянии освоить более сложные методы и техники: рисование на мятой и бархатной бумаге, кляксография, рисование штрихом, пластилином, солью, пейзажная и предметная монотипия, граттаж, батик, витражная техника.

   В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи. Формированию психофизиологической основы речи способствует совместная деятельность педагога и детей. Именно нетрадиционные  техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи: развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. Например, создавая изображения с помощью выдувания красок (рисование мыльными пузырями, кляксография), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ и осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.

   Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников.

   От педагога, в свою очередь, требуется умение создать на занятии творческую непринуждённую атмосферу, живо и эмоционально объяснить и показать детям новые способы действий и приемы изображения. Ведь детям сложно научиться чему-либо у педагога, который сам не умеет и не любит творить.

как рисование поможет в развитии памяти, внимания, математических способностей и многого другого.

Рисунок ребенка — предмет гордости каждого родителя. Многие удивятся, если узнают, что главное в детском творчестве вовсе не результат, а процесс. Именно поэтому рисование стало такой же важной частью дошкольного и начального образования, как занятия спортом или музыка.

Польза, которую ребенок получает, рисуя, неизмерима. Эти занятия влияют на развитие речевого аппарата, помогают лучше учиться, делают детей устойчивыми к стрессам. И это только начало списка.

Развивает мелкую моторику

Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский когда-то заявил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уже давно никому не нужно доказывать, что мелкая моторика (способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног) важна. Она связана с вниманием, памятью, зрением и нервной системой и из-за близкого расположения речевого и моторного центров в головном мозге — с речью.

Конечно, мелкая моторика развивается с рождения ребенка и естественным образом, но есть способы ускорить процесс.

Ловкость, скорость реакции и даже красивый почерк — звенья одной цепи, поэтому стоит хотя бы попытаться увлечь ребенка музыкой, лепкой или рисованием.

Улучшает память и внимание

Рисование задействует отделы мозга, связанные с удержанием и преобразованием образов. В каком-то смысле, нарисовать любой предмет — значит вспомнить его. Рисуя с натуры или срисовывая, ребенок много раз обращается к одному и тому же предмету, детально его изучает, фиксирует физические свойства: цвет, объем, фактуру, пропорции.

А в процессе рисования «из головы» — воспроизводит то, что уже успел узнать об окружающем мире.

Маленькие художники часто сталкиваются с нехваткой нужных знаний: это заставляет их подмечать больше нюансов, быть наблюдательными и внимательными.

Влияет на креативность

Именно ради креативности многие родители стремятся приобщить детей к художественному творчеству. Рисование развивает нестандартное мышление и учит видеть разные варианты развития событий. Только подумайте: каждый штрих, каждое движение кисти — это выбор, который приведет к новому результату в будущем. А еще, рисуя, дети учатся использовать свои ошибки как шанс создать что-то новое.

Так, из случайной кляксы возникает вдруг диковинный зверь, а неверно проведенная линия подсказывает маленькому художнику новый сюжет.

Развивает воображение, пространственное и ассоциативное мышление

Рисование дает ребенку возможность частично осуществить свои фантазии, перенеся их на бумагу.

Как нарисовать единорога? Сначала надо вспомнить, как выглядят лошадь и радуга, а затем — более мелкие детали: как развевается на ветру лошадиная грива, как блестит шерсть, как один цвет перетекает в другой, как выглядят светящиеся предметы и так далее. И чем больше ребенок будет знать об окружающем мире, тем убедительнее будут выглядеть его самые фантазийные работы.

Не удивительно, что ребенок, способный живо вообразить себе литературных героев или исторические события, лучше будет усваивать школьную программу по литературе и истории. Но развитое воображение помогает не только в изучении гуманитарных наук.

Например, на занятиях по рисунку дети учатся ориентироваться в пространстве, развивают глазомер и получают представление о том, что такое проекция трехмерного изображения на плоскости.

Все эти знания — ключ к постижению сложных для ребенка математических и физических моделей в будущем.

Дает эмоциональную устойчивость и возможность рассказать о себе

Рисование — очень медитативное занятие, оно помогает успокоиться и прийти в равновесие, особенно, когда вы сосредоточены на процессе, а не результате. Поэтому детям, склонным к капризам и неврозам, особенно полезно рисовать. Творчество — это эффективный метод борьбы со стрессами, которых в жизни ребенка не меньше (а иногда даже больше), чем в жизни взрослого человека. Оно дает возможность отпустить негативные эмоции и отвлечься от неприятных мыслей.

Рисунок многое может сказать о личности ребенка, его текущем эмоциональном состоянии. Психологи давно этим пользуются: вспомните тесты, в которых вас просят нарисовать несуществующее животное, дом, дерево и человека или, например, цветовой тест Люшера.

С помощью творчества ребенок сможет рассказать то, что еще не умеет облечь в слова — в этом его ценность.

Рисунок — способ выразить себя и лучше узнать себя в процессе.

Учит быть нацеленным на результат

Результат творческого процесса — готовая работа. Рисуя, дети учатся важному умению заканчивать начатое и исправлять те ошибки, на которые им указывает преподаватель.

Если же ошибку исправить нельзя, ребенок научится принимать это философски. Всегда можно начать рисунок заново. Во-второй раз и с учетом предыдущего опыта работа обязательно пойдет легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни

В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...

Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»

Педагогический совет Тема:«Сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей  дошкольного возраста  через формирование  у них представления о здоровом о...

Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни по теме Здоровосберегающие технологии в Доу.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровье детей.Вырастить здорового ребенка - вот самое главное , что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учр...

"Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни"

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Педсовет «Система работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; совершенствование работы педагогического коллектива в данном направлении с учетом требований ...