Картотека нетрадиционных техник рисования
картотека по рисованию

Рисование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека нетрадиционных методов

 продуктивной деятельности

в разных возрастных группах ДОУ.

Техника рисования

 

 Воспитатель: Шадарова Ирина Григорьевна

Шаблонография

Чтобы нарисовать предмет в этой технике, необходимо представить из каких

геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов и прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Рисуем по шаблону: продумать

содержание рисунка. Начинать создание объекта в следующей

последовательности: в начале нужно обрисовать основную, самую крупную,

форму и только потом переходить к деталям. Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете.

Солнечные картины

Рисовать креативные картины при помощи солнца - замечательное развлечение для погожего дня. Все что нужно это:

  • безоблачное небо над головой (желательно, чтобы на улице также не было сильного

ветра)

  • цветная бумага темных расцветок
  • плоские предметы интересной формы для составления картины
  • канцелярские кнопки
  • маленькие камушки.

Разложите лист цветной бумаги на солнце, закрепив его при помощи канцелярских кнопок или мелких камушков. Составьте на нем композицию из заготовленных вами предметов. Для составления картины можно использовать листья разной формы, а также цветы. Легкие предметы лучше приколоть к бумаге кнопками, чтобы их не сдул ветер. Оставьте вашу заготовку на солнце на целый день, можно на несколько дней.

Уберите предметы с бумаги. Картина, нарисованная солнцем, готова!

Диатипия

Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные

различия. Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом или и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну.

Акватипия (техника акватуши или акватипии)

Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека - что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет

быстро, если ее слой не слишком толст).

А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.

Младшая группа

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт

пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге,

держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы

большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование пальчиком

Средство выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

Оттиск печатками овощей (из картофеля/моркови)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля/моркови.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и

наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск печатками фруктов (из яблока/груши)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, половинки яблока/груши.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает половинку яблока/груши к штемпельной подушечке

с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Рисование ватной палочкой

Способ получения изображения: ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок, контур которого вами уже нарисован. Рисунок делается очень просто, а получается очень нарядным и интересным.

Рисование одноразовой пластиковой вилкой (Для рисунков, где нужен характерный лохматый мазок.

Способ получения изображения: опускаете вилку обратной стороной в краску, после делаете отпечаток на

листе бумаге.

Средняя группа

Рисование способом примакивания

Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага

Способ получения изображения Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.

Волшебные шарики

Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.

Способ получения изображения В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку 2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.

Рисование воздушно-пузырчатой пленкой.

При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег.

Способ получения изображения На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.

Оттиск поролоном или губкой

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способы получения изображения: ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит

оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Средства выразительности: фактура, цвет.


Печать листьями

Материалы: бумага, листья различных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем

прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.

Каждый раз берётся новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Восковые мелки+акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Рисование мятой бумагой (оттиск)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета и размера, смятая

бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к подушечке с краской и наносит оттиск на

бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняют мисочку и смятую бумагу.

Кляксография обычная

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способы получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После этого, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Рисование цветным клейстером

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: Листы бумаги, кисти, мучной клейстер в мисочках, окрашенный

гуашью.

Способ получения изображения: дети рисуют кисточками а также в технике предметной монотипии или кляксографии, используя вместо краски цветной клейстер.

Папье-маше

(салфетки или туалетную бумагу рвем на мелкие кусочки, складываем в тарелку

и обильно заливаем водой с клеем. Настоявшуюся и отжатую массу

выкладываем по контуру рисунка и заполняем весь рисунок).

Старшая и подготовительная к школе группа

Рисование на наждачной бумаге

Рисовать на наждачке можно как карандашами, так и пастелью, и красками. Рисуя на наждачной бумаге можно избегать прорисовки мелких деталей. Достаточно положить пару оттенков.

Рисование зубной щеткой и расческой.

Способ получения изображения: наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга.

Рисование на сырой мятой бумаге.

Способ получения изображения: Лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох, наносится рисунок. Получается размытое изображение.

Рисование на мятой бумаге

Техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более

интенсивной, темной - это называется эффектом мозаики.

Материал: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки

Способ получения изображения: перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно

разглаживаем и начинаем рисовать.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона, либо пластика (5 на 5см.).

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Оттиск пенопластом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способы получения изображения: ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются мисочки и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, акварельные краски, плотная

бумага

любого цвета и размера, печатка из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая

рисунок на ластике с помощью ножа или лезвия) или карандаши с ластиком на конце.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает ластик к пропитанной гуашью

подушечке и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета меняется мисочка и печатка.

Кляксография        ниточкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка, нитка средней

толщены.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого с верху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение, пространство,

композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь, либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотопии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисование марлей.

Материал: бумага, марля, краски, кисти

Способ получения изображения: к мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидкое разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,

трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.

Недостающие детали дорисовываются.

Средства выразительности: фактура, цвет.


Тиснение

.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифлёный

картон, пластмасса, монетки и т. д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребёнок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифлёной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Линотипия (Рисование цветными нитками)

Способ получения изображения: необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается.

Рисование солью или манной крупой

Способ получения изображения: на лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем

картину и сверху посыпаем соль. Когда всё высохнет лишнюю соль стряхиваем.

.

Рисование песком на стекле (Рисование песком, песочная анимация)

Материалы: чистый просеянный песок, лампа (источник света) и стекло (оргстекло). Вместо песка подойдет любая другая сыпучая субстанция, например, кофе.

С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Печать по трафарету

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способы получения: ребенок прижимает тампон из поролона к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампоны и трафарет.

.

Рисование мыльными пузырями

Способ получения изображения Гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости.

Затем в емкость вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки

из маленьких пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый

лист и прижимается ладонью, получается отпечаток. Недостающие детали дорисовываются.

Рисунки кулечками

Материалы: медовые акварельные краски, альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый

кулек.

Способы получения: с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.

На центр рисунка накладываем разрезанный кулек, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Кулек должен прилипнуть к бумаге с рисунком, а в морщинках должна собраться акварель с водой. В этих местах узор стает светлее.

Дайте возможность бумаге просохнуть, а затем снимите кулек и посмотрите, что у Вас получилось. А получился красивый цветной лист бумаги с причудливым узором – это отличный фон для дальнейших рисунков и эксклюзивный материал

для аппликаций и открыток.

«Знакомая  ф. орма – новый образ»

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы,

подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).

Можно обводить ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

Способ получения изображения: ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребёнок прислоняется к нему, другой его обводит.

Каракулеграфия

Способ получения изображения: Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.

При первоначальном знакомстве с каракулеграфией разумнее предложить ребенку лист с каракулями (полуконтуры с изображением знакомых зверушек). Если ребенок будет испытывать затруднение в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки.

Рисование с исп.ользованием изоленты

Материалы: Альбомный лист А4, кисть № 3 или 4, гуашь синего и зеленого цвета, ножницы, ватные

палочки, изолента 1.5 см ширины.

Способ получения изображения: аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как

краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Способ получения изображения: Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Фроттаж

Материалы: лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Способ получения изображения: по поверхности бумаги нужно начать штриховать не заточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

.

«Оверлеппинг»

Техника рисование, в основном в черно-белом цвете, где происходит частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Вначале дети по шаблонам составляют композицию из несколько предметов. Далее нужно правильно сделать разделения цвета, этот процесс похож на разгадывание какой-либо пространственной задачки.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью, либо

фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Черно – белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом,

либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Рисование — это тишина для ума

и музыка для глаза.

Орхан Памук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека нетрадиционных техник рисования

Картотека содержит краткое описание нетрадиционных техник рисования....

Картотека нетрадиционных техник рисования

В картотеке представленны нетрадиционные техники рисования для детей 3-5 лет...

Картотека нетрадиционных техник рисования

У детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения. Это мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми,  далекими от реал...

Картотека "Нетрадиционные техники рисования"

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует ...

Картотека нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров....

Картотека нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционные техники рисования...

картотека нетрадиционной техники рисования

Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном - обыкновенное и обыкновенное - в необыкновенном. Дени Дидро...