Дополнительная общеразвивающая программа «АКВАРЕЛЬКА»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Шелудько Надежда Николаевна

Пояснительная записка

         «Экое» в переводе с греческого означает - дом, жилище,  ме­стопребывание. Современное понимание идеи сохранения на­шего жилища, проблемы взаимодействия человека и природы.

            Экология природы, экология культуры — это грани одной проблемы — сохранения в человеке человечности. Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы — одухотворение природных явлений.

   Дополнительная общеразвивающая программа «АКВАРЕЛЬКА» составлена на основе художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» под редакцией  Т.А. Копцевой, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 118 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Принята на

педагогическим совете

протокол № 3

от «03» июня  2021г.

Утверждаю:

заведующий

МАДОУ   МО г. Краснодар «Центр-детский сад № 118»

__________ А.В.Федотова

Приказ от «03» июня 2021 № 116

Дополнительная общеразвивающая программа

«АКВАРЕЛЬКА»

                                                                          Авторы: старшие воспитатели

                                                                          Шелудько Надежда Николаевна

                                                                         Сапраненко Ирина Альбертовна

Ступень обучения: дети 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи

4

3

4

5

6

7

8

9

10

         

Основные педагогические принципы.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Планируемые результаты

Содержание, структура программы и объем

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебный план

Календарно-учебный график

Список литературы                                                    

                                                                                   

5

6

7

8

13

14

14

24

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

        «Экое» в переводе с греческого означает - дом, жилище,                              местопребывание. Современное понимание идеи сохранения нашего жилища, проблемы взаимодействия человека и природы.

        Экология природы, экология культуры — это грани одной проблемы — сохранения в человеке человечности. Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы — одухотворение природных явлений.

        Дополнительная общеразвивающая программа «АКВАРЕЛЬКА» составлена на основе художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» под редакцией                Т.А. Копцевой, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

        На занятиях мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

        Организация процессов созерцания, созидания и общения — три вида педагогического творчества на занятии по изобразительному искусству. Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, доминирующей может стать сказочно-игровая форма преподнесения нового материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации, элементы пантомимы, погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера или собеседника придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

        Природа может выступать в роли Художницы (средняя группа) или прекрасной Волшебницы (подготовительная группа), которая творит видимый человеком мир по законам красоты. Добрые сказочные феи — Флора и Фауна во всем ей помогают (старшая группа). Опосредованный характер сообщаемой информации способствует активному ее усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно-образных средств различных искусств — музыки и литературы.

Цель, задачи

Цель: формирование у дошкольников художественной культуры.  Приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта; воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира.

Задачи художественно-творческого развития дошкольников:

  1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  2. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
  3. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуры.
  4.   Развитие способности видеть проявление художественной культуры (способности «смотреть и видеть» — культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства);
  5.  Овладение элементарной художественной грамотой, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
  6.  Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, формирование на доступном возрасту уровне представлений о произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, приобщение к достижениям мировой художественной культуры;

    Эти задачи находят своё разрешение в программе «Природа и художник» через систему художественно-творческих заданий: в процессе общения, восприятия и практической деятельности.

     

Основные педагогические принципы.

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно - действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

        Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно - ориентированное обучение). Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ребенок ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему.

Принцип продуктивности обучения, т.е. способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я - автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я-зритель-критик-ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.

Принцип природосообразности обучения предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей конкретного возраста.  При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.

Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах деятельности  способствует осознанному уважению и принятию традиций, культурных ценностей, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья, дом».

Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений педагога и ребенка. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Художественно-педагогическая основа такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Целевая группа Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Программа учитывает возрастные особенности развития воспитанников дошкольной образовательной организации 5 – 6 лет и обеспечивает создание базы для дальнейшего овладения навыками изобразительного искусства. Особенности развития детей дошкольного возраста 5-6 лет. На шестом году жизни дети имеют уже некоторый изобразительный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на детское творчество. Старший дошкольный возраст – расцвет детского рисования. От изображения отдельных предметов дети переходят к сюжетному рисованию - изображению жизненных событий. Создание рисунков начинает9 предваряться развёрнутым замыслом, который последовательно реализуется. Однако детский рисунок характеризуется схематизмом. Детский схематизм рисунка всегда плоскостной. Он не передаёт объем предметов и перспективу, т.е. их уменьшение (увеличение) в зависимости от расстояний. Типичным является и расположение предметов и персонажей в один ряд. Вдоль нижнего края листа бумаги проводится линия, изображающая землю, на ней расположены люди, дома, деревья, животные, которые никогда не заслоняют друг друга. Вдоль верхнего края листа проводится две линии – небо. На нем могут помещаться солнце, тучи, птицы. Только под влиянием систематического обучения дети овладевают приёмом заполнения пространства листа. Изображение людей, животных, предметов в схематизме рисунка часто весьма детальны, но детали скорее обозначены, чем изображены: руки и ноги - одинарные или двойные прямые линии, ступни – загнутые концы линий, пальцы – пучок чёрточек и т.д. Люди и животные изображаются в застывших позах, лицом к зрителю или в профиль. Несмотря на схематизм, детские рисунки часто бывают очень выразительны, т.к. передают отношение ребёнка к тому, что он изображает. Выразительное значение имеет и цвет. Привлекательные персонажи, предметы раскрашиваются яркими, чистыми красками, непривлекательные – тёмными. Действительный цвет предмета при этом не учитывается. Внимание детей шестого года жизни становится более устойчивым и произвольным – дети могут заниматься вместе со взрослым в течение 20-25 минут, действуя по предложенным правилам. Проявления изобразительной деятельности становятся более осознанными и направленными

Планируемые результаты

В процессе изучения изобразительного искусства воспитанник достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; 

в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

Оценка результативности программы проводится два раза в год (декабрь, апрель) сформированности уровня художественного развития детей в виде диагностики.

Оценочные и методические материалы: cамостоятельное рисование, срисовывание, коллективные работы, тематические выставки.

                                               

                                 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  Содержание работы по Программе

Организация образовательной деятельности строится на основе интереса и содержит ситуации различного характера, для того, чтобы развивать у ребенка художественное восприятие, воображение, произвольное внимание, зрительное восприятие и память, мелкую моторику, любознательность, самостоятельность и др.

Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей каждого ребенка.

Вид образовательной деятельности.

Учебный материал подается в игровой, неутомительной для ребенка форме. Различные творческие задания способствуют развитию воображения, фантазии и помогают лучше усвоить пройденный материал на занятии. Обучение проводится с опорой наглядные материалы: произведения живописи и изображением природы родного края, картин животных, иллюстрации к произведениям и др.

Программа направлена на быстрое и качественное овладение навыками рисования.

Ребенку придется рассматривать картины, иллюстрации к произведениям, дорисовывать предметы, раскрашивать и многое другое.

На каждом занятии дети знакомятся с разными видами и приемами рисования.

Таким образом, данная Программа основывается на развитии творческого потенциала и художественно-эстетического вкуса дошкольников.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Программа определяет содержание дополнительной образовательной деятельности в ДОО в направлении углубленного художественно- эстетического развития дошкольников, а именно, обучение изобразительному искусству.

 Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей старшего дошкольного возраста во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Образовательная область

Содержание

1.Социально-коммуникативное развитие.

Развивать умение детей самостоятельно создавать творческие группы для выполнения коллективной работы, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми создавая условия для совместного рассматривания картин, репродукции, альбомов.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказать свою точку зрения, согласие или несогласие. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.

Формировать готовности к совместной деятельности со сверстниками. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

 Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, забота, помощь. 2.Познавательное развитие.

 Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.

Совершенствовать глазомер.

 Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Расширять представления о домашних животных, зависимости от человека. Развивать фантазии и творческую активность.

Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых.

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Это направление, согласно целевых ориентиров Программы, предполагает развитие и формирование у детей познавательной мотивации и действий, формирование представлений о народных социокультурных ценностях, традициях и праздниках.

3.Речевое развитие.

 Владеть речью, как средством общения и культуры.

 Совершенствовать диалогическую форму речи.

 Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять, строить высказывания.

Развивать умение поддерживать беседу.

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Развивать монологическую речь при описании репродукций картин художников, при сравнении иллюстрации разных художников, собственных работ и работ своих товарищей.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, ceрый и черный (ахроматические).

Формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их (светло -зеленый, светлорозовый).

Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Формировать у воспитанников художественноэстетический вкус. Использовать рисунки детей в оформлении к праздникам.

Добавлять музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

 4. Физическое развитие 

Во время образовательной деятельности, требующей высокой нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты.

Формировать выразительность и грациозность движений.

Развивать мелкую и крупную моторики.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Продолжать формировать правильную осанку.

Формирование ценностей здорового образа жизни.

Формы, методы и приемы реализации Программы

 Формы работы:

- подгрупповая работа с детьми по художественному творчеству;

- коллективные работы;

 - совместные работы 2 – 3 детей;

- тематические занятия.

 - беседа;

 - рассказ;

 - просмотр видео материала и репродукций.

 Основные методы: 

наглядные, практические, словесные.

 Основные технологии: 

-игровые (дидактические игры, сюрпризные моменты, психогимнастика, включение героев сказок);

-здоровьесберегающие (динамические паузы с использованием пальчиковой гимнастики, упражнений для глаз).

 Приемы: 

описание картинки, срисовывание, дорисовывание, самостоятельное рисование, творческие игры, наблюдение за природными явлениями, обучение приемам работы с красками, бумагой, углем, мелом, сангиной или черным фломастером, или другие материалы.

 Фронтальная организованная деятельность имеет следующую структуру: 

Вводная часть:

- приветствие, организационный момент;

- упражнения для подготовки руки к рисованию.

 Основная часть: 

- рассматривание картин (иллюстраций);

 - показ приемов работы;

- прорисовывание элементов;

- самостоятельное рисование

 Заключительная часть: 

- закрепление пройденного материала;

- ориентировка на следующее занятие.

Содержание и структура программы

 Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька» по изобразительному искусству рассчитана на один  год.  По 1 занятию в неделю, что составляет 34 занятия в год. Начало занятий с октября по май включительно. 

Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности:

Старшая группа - художник и природа нашей  страны – объем  34 занятий.

1 раз в неделю по 25 минут    

   Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы, содержание каждого года основывается на четырёх тематических блоках:

1-й тематический блок «МИР ПРИРОДЫ» -8 занятий

2-й тематический блок «МИР ЖИВОТНЫХ» -8 занятий

1-й тематический блок «МИР ЧЕЛОВЕКА» -9 занятий

1-й тематический блок «МИР ИСКУССТВА» -9 занятий.

Содержание.

Художник и мир природы (8 часов). Творческая папка художника. Художественные материалы. Многообразие цветов. Мир природы дарит нам материалы для творчества. Небесные переливы цвета. «Есть у солнца друг...». Капризы природы.

Художник и мир животных (8 часов).  Художник рисует диких зверей. Художник рисует домашних животных. «В аквариуме есть кусочек моря». Художник рисует птиц. Букашки - таракашки. У зверей тоже бывают папы и мамы. Животные - наши соседи.

Художник и мир человека (9 часов). Ты - художник. Художник рисует родной край. «Какие бывают девочки...». «Какие бывают мальчишки...». Мужской портрет. Былинные богатыри. Рисуем маму. Моя семья. Знаменитые скульпторы. Транспорт на улицах города. Фантастический транспорт.

Художник и мир искусства (9 часов). В мире книг. Музыка цвета. Театр теней. Цирковое представление. Планетарий. В мире музея. Народные промыслы. Москва-город - музей. Государственная Третьяковская галерея. Выставка детского рисунка.

                               

   

3.Организационный раздел:

   Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Технические средства обучения.

Мольберт с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Проигрывающее устройство.

Песочница с подсветкой.

Ноутбук.

Стол детский

Стул детский

№ п/п

Наименование материальных запасов

Единица измерения

Расход (в единицах измерения)

1

Гуашь 12 цв

уп.

10

2

Карандаши 12 цветов

уп.

10

3

Картон цветной

уп.

5

4

Пластилин 18 цветов

уп.

10

5

Клей карандаш

уп.

10

6

Мелки восковые

уп.

10

7

Акварель

уп.

10

8

Ножницы

шт

10

9

Доска для пластилина

шт

10

10

Стаканчики

шт

10

11

Кисточки

шт

10

12

Бумага А4

уп.

1

Учебный план занятий

1 год обучения

Название

услуги

Вид занятий (групповые или

индивидуальные)

Возраст детей

Количество учебных часов в неделю на одну группу

Количество недель освоения программы

Всего часов

по программе на одну группу

дополнительная

общеразвивающая программа «АКВАРЕЛЬКА»

групповые

5-6 лет

1

34

34

                       

                                  Календарный учебный график

                                         1 год обучения (5 – 6 лет)

Тема года «Художник и природа нашей страны»

Октябрь.  1-й тематический блок–МИР ПРИРОДЫ

(8 занятий)

Основные темы и
сюжеты занятий

Занятие 1:

Введение: «Природа – волшебница – художница – зритель»
Образы неба («Светлые и темные краски»).
Занятие 2:

Образы земли («Разноцветные горы»).
Занятие 3:

Образы цветов («Цветик многоцветик. Комнатное растение). Лепка цветка.
Занятие 4:

Образы деревьев «Унылая пора, очей очарованье».

Цель

Учить отражать в рисунке признаки осени. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения об осени.

Задачи программного
содержания занятий

1. Уметь отражать в своих рисунках впечатления, полученные лето, создавать изображения, соответствующие теме.
2. Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем.
3. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
4. Развивать умение изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.
5. Предложить передать в рисунках колорит осеннего пейзажа в разную погоду.
6. Формировать умение, использовать в сюжетных рисунках разные способы рисования деревьев.
7.Познакомить с различными оттенками цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).
8. Закрепление технических умений: рисовать концом кисти.
9. Упражнять в работе с глиной, закрепляя технические приемы в лепке (примазывание, сглаживание …).

Формы и методы
проведения занятий

Беседа, рассказ.
Самостоятельная работа над завершением композиции.
Наблюдение за природными явлениями.
Работа с репродукциями.

Используемые средства на занятии

- репродукции с живописных произведений
- музыкальные произведения
- использование пальчиковой гимнастики
- физкультминутки
- коллективное рисование на доске
- стихи

Материал

Глина, гуашь, акварель, бумага разного формата (А3, А4), уголь, кисти разного размера.

Координационная работа с воспитателями

Внесение в развивающую среду репродукций картин , изображающих осеннюю природу; прогулки и наблюдение за изменением в природе на участке сада

Работа с
родителями

Выступление: «Поставленные цели и задачи в развитии изобразительной деятельности на текущий учебный год».

Основные темы и
сюжеты занятий

Занятие 5:

Образы земли и неба («Звездная ночь», «Овраги и ручьи»)
Занятие 6:

Дары природы («Натюрморт – изобилие», «Осенний урожай», «Ваза с фруктами»).
Занятие 7:

 «Волшебница Флоры – царицы мира растений, деревьев и цветов» (по дымковской барышне)

Занятие 8:

Обобщающее занятие: Рассматривание картин – природы.

Цель

Познакомить с жанром живописи – натюрморт.

Задачи программного
содержания занятий

1. Развивать целенаправленное аналитики-синтетическое восприятие при рассматривании овощей и фруктов, умение замечать сходство и различие в их форме и цвете.
2. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща в лепке и рисовании.
3.Формировать умение достигать выразительность в рисовании, лепке через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистиков и ботвы.
4. Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.
5. Развивать композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании до составления натюрмортов в лепке с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету, величине.
6. Отрабатывать умение на основе сформированных обобщенных представлений об однородных предметах и их характерных различиях выполнять работу творческого характера.
7. Закреплять технические умения в лепке и рисовании.

Формы и методы
проведения занятий

- сюрпризный момент
- рассказ
- работа с репродукциями
- самостоятельная работа над завершением композиции

Используемые средства на занятии

- репродукции с живописных произведений
- стихи
- загадки
- муляжи для составления натюрмортов
- музыкальные произведения
- физкультминутки
- пальчиковая гимнастика

Материал

Цветной мелок, гуашь, акварель, кисти разных размеров, бумага формата А3, А4, глина, стеки.

Координационная работа с воспитателями

Внесение в группу репродукции с натюрмортом.
Дидактическая игра: «Составь натюрморт», «Лото» (овощи, фрукты, ягоды), «Ягоды, овощи, фрукты», «Вершки – корешки».

Работа с
родителями

Задание для детей и родителей: подобрать иллюстрации по пройденным темам для индивидуального альбома.
Беседа о характере творческой изобразительной деятельности дошкольников старшего возраста.

Ноябрь – декабрь.  2-й тематический блок–МИР ЖИВОТНЫХ

(8 занятий)

Основные темы и
сюжеты занятий

Занятие 1:

Мир животных: Образы подводного мира («Рыбы большие и маленькие», «Кит – гигант», «Дельфин».
Занятие 2:

Образы птиц: «Птичье семейство», «Петушок – золотой гребешок».
Занятие 3:

Образы насекомых: «Семья жуков на прогулке», «Бабочки и стрекозы любуются солнцем», «Муравьи».

Цель

Познакомить с обитателями царства волшебницы Фауны.

Задачи программного
содержания занятий

1. Закрепить умение внимательно рассматривать иллюстра-ции животных подводного мира, птиц, насекомых.
2. Отображать в рисунке их характерные особенности.
3. Упражнять в технических умениях в лепке и рисовании.
4. Развивать творчество в смешивании двух цветов для полу-чения нового.
5. Закрепить понятие холодные цвета.
6. Формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распреде-лять работу среди участников.
7. Познакомить с техникой работы по мокрому.

Формы и методы
проведения занятий

- игровой момент
- беседа
- рассматривание иллюстраций рыб, птиц, насекомых
- самостоятельный выбор образа для предметного или сюжетного
рисования.

Используемые средства на занятии

- музыкальные произведения
- стихи
- загадки
- иллюстрации, открытки, фото с изображениями птиц, рыб,
насекомых;
- физкультминутки

Материал

Цветной мел, гуашь, акварель (работа по мокрому), кисти, силуэты аквариумов, бумага разного формата.

Координационная работа с воспитател.

Наблюдение за рыбами в аквариуме.

Работа с
родителями

Посещение дельфинария.
Подбор иллюстраций по темам для индивидуального альбома.

Основные темы и
сюжеты занятий

Занятие 4:

Лепка. Образы диких зверей «Семья белых медведей и бурых».
Занятие 5:

Образы домашних животных «Барашек», «Кот Котофеевич».
Занятие 6:

Образы земноводных «Лягушка – квакушка».

Цель

Создание выразительных образов через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, используя различные материалы (сангина, постель).

Задачи программного
содержания занятий

1. Совершенствовать навыки и умения детей в лепке более сложных по форме и строению предметов комбинированным, скульптурным способами, употребляя при этом стеки, штампы, материалы для укрепления удлиненных, вытянутых форм.
2. Закреплять умения замечать, выделять характерные особенности разных животных и отражать их в лепке и рисунке.
3. Совершенствовать умение придавать образам животных выразительность через изображение движений и их позу в рисунке.
4. Развивать умение, использовать щетинную кисть для передачи фактуры тела животного.
5. Развивать интерес у детей к совместной деятельности в лепке и рисовании – объединять индивидуальные работы в общий сюжет.
6. Развивать композиционные умения.
7. Передача своих чувств и отношений в изображении.

Формы и методы
проведения занятий

- беседа по картине, иллюстрации (животные);
- анализ объекта;
- самостоятельная работа;
- придумывание названий композициям.

Используемые средства на занятии

- фотографии, иллюстрации;
- пальчиковая гимнастика и пантомима
- коллективное рисование на листе бумаги;
- физкультминутки;
- сравнение приемов работы кистью и твердыми графическими материалами.

Материал

Глина, гуашь, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров и щетинная, цветной мел.

Координационная работа с воспитателями

Дидактические игры: «Узнай по описанию» (про животных).
Внесение в группу книг про зверей наших лесов.

Работа с
родителями

Посещение зоопарка.
Беседа об особенностях предметно-пространственной среды детства.

Основные темы и
сюжеты занятий

Занятие 7:

Образы природы в зимний период. Рассматривание и рисование окружающей природы
Занятие 8:

Образы фантастических животных в лепке и рисовании (Чудо-зверь). Образы животных в творчестве художников – анималистов

Цель

Опираясь на ранее полученные знания и опыт составить композицию на зимнюю тематику.

Задачи программного
содержания занятий

1. Закрепить знания о жанре изобразительного искусства пейзажем, учить при рассматривании выделять такие средства – выразительности как композиция и колорит.
2. Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные периоды зимы и разную погоду.
3. Использование разных приемов рисования щетинной кистью для изображения снега, хвои.
4. Закрепить знания детей о холодных и теплых цветах, умение осознанно использовать их в рисовании.
5. Совершенствовать умение смешивать краски для получения нужного оттенка цвета.
6. Развивать воображение и фантазию в придумывании и изображении чудо-зверя.
7. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

Формы и методы
проведения занятий

Беседа по картине.
Самостоятельное составление композиции и завершение её.

Используемые средства на занятии

- репродукции с живописных произведений
- физкультминутки
- музыкальные произведения
- игры на закрепление знания холодных цветов
- игры на закрепление знаний о пейзаже
- скульптуры-статуэтки (чудо-звери-каргопольская игрушка)
- загадки
- стихи

Материал

Глина, гуашь, цветной мел, кисти, бумага разного формата.

Работа с
родителями

- прогулки по зимнему парку;
- подобрать иллюстрации по пройденным темам для индивидуального альбома.

Координационная работа с воспитателями

Разучивание стихов про зиму.
Внесение в развивающую среду репродукции картин с зимней тематикой.

Координационная работа с пед. доп. образования

Разучивание песен про зимнее время года.

Январь - февраль – март.  3-й тематический блок–МИР ЧЕЛОВЕКА

(9 занятий)

Основные темы и
сюжеты занятий

Занятие 1:

Возраст человека. Рисование и лепка по сказке «Двенадцать месяцев».
Занятие 2:

«Моя буква». Украшение заглавных букв (буквы грустные и радостные).

Занятие 3:

Лепка: «Игры детей на улице». Образы природы в народных праздниках – масленица.
Занятие 4:

Образы времени года в искусстве («Костюм Зимы, Весны, Лета и Осени»), «Перчатки, шапки для сестёр времён года»,
Занятие 5:

Дома для  Зимы, Весны: «Замок – сосулька», «Терем-цветок».

Занятие 6:

Дома для  Лета и Осени.

Занятие 7:

 Образ времена года в искусстве «Посуда» .

Занятие 8:

Весенние праздники: «Мамин праздник»,

Занятие 9: 

«Первые цветы». «Вербное воскресенье».

Цель

Закрепить знания о холодных и тёплых цветах через образ времени года.

Задачи программного
содержания занятий

1. Помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков:
1) изображать место действия, располагая предметы на широкой поверхности земли, удаленные предметы рисовать меньше величины
2) передавать взаимосвязь персонажей через их расположенные относительно друг друга и передачу движений
3) передавать время года и суток через определенный колорит

4) придавать выразительность сказочным образам через передачу характерной формы, подбор цвета подчеркивания тех или иных особенностей.
2. Развивать фантазию в изображении сказочных построек: терема, дворцы, передавать характерные особенности их внешнего вида.
3. Закрепить знания о холодных и теплых цветах, умение осознанно использовать их в рисовании.
4. Отрабатывать технические приемы в лепке и рисовании.
5. Развивать творчество и фантазию. 

Формы и методы
проведения занятий

Беседа (по теме занятия)
Игровая ситуация
Рассматривание иллюстраций по временам года
Самостоятельная работа в создании композиции

Используемые средства на занятии

- музыкальные произведения
- физкультминутки
- иллюстрации
- стихи
- загадки

Материал

Глина, гуашь, акварель, восковой мелок, цветной мел, пастель, листы бумаги разного формата, разные кисти.

Координационная работа с воспитателями

Дидактические игры на закрепление знаний о времени года.

Работа с
родителями

- беседа по индивидуальным вопросам
- подбор иллюстраций по темам для индивидуального альбома

Координационная работа с пед.доп.образования

Слушание музыки «Времена года».

Март – апрель - май.  4-й тематический блок–МИР ИСКУССТВА

(9 занятий)

Основные темы и
сюжеты занятий

Занятие 1:

Любимые сказки: «Волшебная палочка», «Путешествие в сказочную страну на воздушном шаре, волшебном паровозике, паруснике». «Чудо-планета».
Занятие 2:

 Лепка по сказке». «Любимый герой» («Волшебник», «Фокусник»)
Занятие 3:

Лепка посуды (волшебной).

Цель

Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помочь в выразительной передаче образа мамы.

Задачи программного
содержания занятий

1. Познакомить детей и закрепить знания о портрете в играх.
2. Закрепить овладение композиционными умениями построения сюжетных рисунков.
3. Познакомить детей с произведениями книжной графики художников В.Конашевича и Н.Кочергина к русским народным сказкам А.С.Пушкина.
4. Развивать творческое воображение и фантазию в выборе сюжета рисования.
5. Закреплять технические приемы в лепке и рисовании.
6. Изображение старинной русской постройки, передать характерные особенности их внешнего вида, старинные архитектурные, детали.
7. Продолжать развивать аналитико-сентетические способности детей: умения оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными в начале занятия задачами.

Формы и методы
проведения занятий

- сюрпризный, игровой момент
- рассматривание иллюстраций к сказкам

Используемые средства на занятии

- иллюстрации к русским народным сказкам
-книги-сказки А.С.Пушкина
- пальчиковая гимнастика
- физкультминутки
- веревочки для выкладывания фигур
- сказки
- загадки

Материал

По выбору детей: гуашь, акварель, мелки, карандаши, пастель, глина

Координационная работа с воспитателями

Чтение волшебных сказок, сказок А.С.Пушкина (по возрасту)

Работа с
родителями

- прочитать волшебные русские народные сказки;
- посетить музей кукол.

Основные темы и
сюжеты занятий

Занятие 4:

Волшебные предметы: «Ковер-самолет», «Скатерть самобранка» - по мотивам Городецкой росписи, «Шапка-нивидимка», «Сапоги скороходы», «Башмачок Золушки», Занятие 5:

 «Сказочный торт».
Образы волшебной птицы (по мотивам дымковской росписи).

Цель

Развитие фантазии и воображения через изображения волшебных вещей (по сказкам).

Задачи программного
содержания занятий

1. Познакомить с новым видом народно-прикладного искусства – городской росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями Городецкого узора (элементы, композиция и цветосочетания).
2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: цветков, бутонов, листьев.
3. Способствовать использованию в узорах цветовую гамму, характерную для Городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета.
4. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.
5. Предложить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам Городецкой росписи.
6. Закрепить умение самостоятельно лепить и рисовать птиц по мотивам дымковской игрушки.
7. Воспитывать аккуратность в работе.

Формы и методы
проведения занятий

- сюрпризный момент;
- игровая ситуация;
- беседа.

Используемые средства на занятии

- иллюстрации – схемы по мотивам Городецкой росписи и дымковской игрушки;
- стихи;
- пальчиковая гимнастика
- физкультминутка

Материал

Гуашь, кисти NN 2, 3, силуэты волшебных вещей, глина.

Работа с
родителями

Беседа о роли народного искусства в формировании духовного мира ребёнка.

Координационная работа с воспитателями

- Внесение в развивающую среду деревянных изделий выполненных по мотивам Городецкой росписи.
- Закрепление в играх принадлежности того или иного элемента к Городецкой росписи.

Основные темы и
сюжеты занятий

Занятие 6:

Сказочные герои: «Богатыри», «Варвара краса – длинная коса», «Русалочка», «Водяной», «Кентавр», «Палкан» (по каргопольской игрушке).
Занятие 7:

 «Цветы сказочной красоты», «Цветы весны», «Волшебные цветы».
Занятие 8:

Обобщающее занятие: рассматривание репродукций картин «Весна».
Занятие 9:

Итоговая выставка детских рисунков.

Цель

Передавать, используя композицию и колорит, свое отношение к сказочным существам.

Задачи программного
содержания занятий

1. Закрепить понятие «портрет».
2. Применить знания и умения полученные при знакомстве с портретом на практике.
3.Закреплять умение рассматривать иллюстрации к книгам, находить сходство и различия между сказочными героями и реальными людьми.
4.Развивать умение изображать в рисунке весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, передавать их характерные особенности.
5. Закрепить умение строить композицию натюрморта.
6. Формировать умение передавать в сюжетных рисунках весенний колорит, разное содержание и композицию.
7. Отрабатывать в лепке и рисовании технические умения и навыки.
8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.

Формы и методы
проведения занятий

- игровая ситуация;
- беседа

Используемые средства на занятии

- иллюстрации к сказкам;
- букет живых цветов;
- пальчиковая гимнастика
- этюды на развитие творческого воображения
- стихи
- загадки
- репродукции: пейзаж, натюрморт

Материал

Дети выбирают материал самостоятельно.

Работа с
родителями

Беседа об изобразительном искусстве и теме детства;
О сюжетах и характере детских рисунков старшего дошкольного возраста;
Беседа по индивидуальным вопросам.

Координационная работа с воспитателями

Игры на развитие чувства цвета

Координационная работа с педагогами доп. образования

Вечер досуга

                                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

             

  1. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для детей 4—6 лет. М., 1999.
  2.  Н.А.Курочкина Учебно-наглядное пособие «Знакомим детей с живописью» Портрет.  5-7 лет,2018г.
  3. Н.А.Курочкина Учебно-наглядное пособие «Знакомим детей с живописью» Пейзаж.  5-7 лет,2019г.
  4. Н.А.Курочкина Учебно-наглядное пособие «Знакомим детей с живописью» Натюрморт.  4-5 лет,2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Волшебная акварелька

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность программы. Направленность дополнительной образовательной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3 – 7 лет

В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АКВАГРИМ «СТУДИЯ БОДИ АРТА «АКВАРЕЛЬКА»

Разработанная мной ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АКВАГРИМ «СТУДИЯ БОДИ АРТА «АКВАРЕЛЬКА». Направленность программы – художественная. Программа ор...

Дополнительная Общеразвивающая программа кружка нетрадиционного рисования" Акварельки"

Программа «Акварельки»  предназначена для детей 4-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях. Срок реализации -9 месяцев (36 час.). Основной формой работы  являются групповые...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька»

Основная цель программы - раскрытие творческих способностей каждого ребёнка, становление его индивидуальности, умение выразить себя и свои чувства через творчество, с учетом физиологических и пси...

Дополнительная общеразвивающая программа «Акварельки»

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбин...