ООД с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с основами народной культуры. Тема: Русская Матрешка.
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Белова Татьяна Андреевна

ООД  "Русская Матрешка", интегрированное занятие по ознакомлению младших дошкольников с основами народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по ознакомлению детей с основами народной культуры.

Тема: Русская Матрешка.

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Белова Т.А.

Цель: формировать представление детей о русской народной культуре через традиционную игрушку – матрешку.

Программные педагогические задачи:

Образовательные:

  • познакомить с народной игрушкой – матрешкой;
  • учить рассматривать матрешку, из чего она сделана, как украшена;
  • расширять словарный запас, обогащать словарь детей новыми словами;
  • закреплять знания детей о форме, цвете, о том из какого материала сделана игрушка;
  • вызвать интерес к образу игрушки, желание ее украсить.

Развивающие:

  • формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
  • осваивать и применять познавательные и речевые умения;
  • побуждать к самостоятельному выбору способов изображения;
  • формировать образ мастера-создателя народной игрушки.

Воспитательные:

  • воспитывать желание помочь матрешке, украсив ее;
  • воспитывать интерес к фольклорным музыкальным и литературным текстам;
  • формировать чувство прекрасного, создавать эмоциональный положительный настрой.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, изобразительная.

Словарная работа: деревянная, гладкая, нарядная, расписная, платок, сарафан, фартук, народная игрушка.

Материалы и оборудование: расписные матрешки – семеновские, загороские; иллюстрации «Коллекции матрешек»; плоскостное изображение матрешки для каждого ребенка, краски, кисточки, вода, заготовка не расписанной матрешки.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, сюрпризный момент.

 Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; старается расширить свои представления об игрушке (матрешке).

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Народная игрушка» игры с матрешками, заучивание песенок, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек.

Содержание образовательной деятельности.

1. Организационный момент.  

 Дети по русскую народную мелодию заходят в группу, где их встречает Хозяйка (Педагог в русском сарафане).

-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей.)

-Хотите заглянуть?

- Ой, да тут матрешки, какие красивые! (Любуются.) 

2.Беседа педагога.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Матрешки деревянные,

Матрешечки румяные.

Хозяйка достает большую матрешку. 

Эту игрушку создали русские мастера и назвали Матрешкой, потому что раньше на Руси именем Матрена называли многих девушек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Так появилось имя у этой игрушки.

Матрешка здоровается с детьми и раскрывает им свой секрет (от имени матрешки говорит Хозяйка).

Матрешки на окошке.

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

После того как все поздоровались, каждый ребенок получает по одной матрешке. (Хозяйка поет песенку «Мы веселые матрешки», а дети ей подпевают).

 – Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?

- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.  

-Давайте рассмотрим нашу гостью. (Дети внимательно рассматривают игрушку). 

-Как вы думаете, из чего делали эти игрушки-куколки?

(ответы детей)

- Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.

(ответы детей)

-Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось?

(ответы детей)

- Верно, ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.

-Скажите, почему матрешки вам понравились? (Они красивые, нарядные, яркие, веселые.)

-Что надето на матрешке? (На матрешке надеты: платок, сарафан, фартук.)

- Какой узор на сарафане? (Листья и цветы.)

- Какого цвета ее платочек? (Платок у матрешки зеленого цвета.)

-Какого цвета фартук у матрешки? (Фартук на матрешке желтого цвета.)

 -Что нарисовано на фартуке? (На фартуке нарисованы цветы.)

- Какого цвета у матрешки глазки? (У матрешки черные глазки.)

-Какие у матрешки щечки? (У матрешки красные щечки.)

-Какие еще бывают щечки? (Щечки бывают румяные, розовые, алые.)

-Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье?

(ответы детей)

-С матрешкой можно играть?  Как? (Собирать и разбирать матрешку.)

-Матрешка очень любит, когда о ней говорят. Сейчас я вам расскажу о матрешке, а вы внимательно послушайте.

Это большая матрешка. На ней надет желтый фартук, который украшен цветами. На голове у матрешки надет платок зеленого цвета. Сарафан у матрешки украшен узором из листьев и цветов. С матрешкой можно играть, раскладывать и собирать.

- Ребята, матрешке у нас понравилось, и она приглашает вас потанцевать с ней.

Звучит музыка (аудиозапись) «Мы веселые матрешки», дети выполняют движения под музыку.

3. Практическая часть.

-Хозяйка достает матрешки-заготовки, не украшенные узором.

- К нам пришли еще гости. Посмотрите, кто это? Как вам кажется, какое у нее настроение?  Они почему – то грустная… Как вы думаете, почему?  (Наверное, ее забыли украсить.) 

-Что можно сделать? Как помочь?

(ответы детей)

- Правильно. Давайте, ребята, украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из вас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке-подружке. (Раздает плоскостное изображение матрешки на бумаге.)

Дети рисуют под музыку «Светит месяц». 

4.Итог (рефлексия).

- Какие красивые узоры получились! Вы все очень постарались.

Хозяйка (прячет в большую матрешку маленьких, приговаривает):

Мышку встретили подружки.

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Матрешка и Хозяйка прощаются с детьми, приглашая их еще раз прийти к ним в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с историей и культурой быта русского народа.

В этом разделе дети знакомятся с историей Руси ,как государства,геральдикой,историей костюма,история культуры героическим прошлым русского народа,архитектурой и промыслами русского народа,национальной...

Конспект НОД для среднего дошкольного возраста по ознакомлению детей с историей и культурой родного края "Загадки Сереброзубой Пампалче"

Этнокультурное воспитание  в детском саду предполагает  изучение  народного фольклора.  Данное занятие построено на основе сказки,  хорошо знакомой детям. Такие области как Ко...

НОД "Ознакомление детей с основами правовой культуры"

Конспект НОД по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...

«Ознакомление детей с основами правовой культуры»

Конспект занятия: «Ознакомление детей с основами правовой культуры»...

Конспект ОД по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром. Тема: «Русская матрешка». (Открытое мероприятие. см. ВИДЕО)

Цель: Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире....

Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...