Конспект непосредственно образовательной деятельности в нетрадиционной технике рисования «Морозные узоры» в старшей группе (педагогическая находка на конкурс "Воспитатель года").
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Петунова Надежда Алексеевна

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой изображения - "ниткография" (рисование ниткой). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»

города Невеля Псковской области

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=066fed0f995ec07a0ecdd048781557f86571dc7b-10115282-images-thumbs&n=13

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в нетрадиционной технике рисования

 «Морозные узоры»

в старшей группе

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674478828_gas-kvas-com-p-uzori-deda-moroza-na-stekle-risunok-7.jpg 

                                                                                       Воспитатель: Петунова                                                                                                                Надежда Алексеевна,

высшая квалификационная категория

г. Невель

2024 г.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: «Зимушка-зима».

Тема НОД: «Морозные узоры».

Вид занятия: Изобразительная деятельность.

Основная образовательная область: «Художественно-эстетическое        развитие».

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой изображения - "ниткография"(рисование ниткой). 

Задачи: 

Обучающие: учить умению рисовать с помощью нетрадиционной техники «ниткография»; отвечать полным предложением; обогащать представления детей о зиме и зимних явлениях.

   

Развивающие:  развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, мелкую моторику кисти, зрительную наблюдательность, воображение и фантазию ребенка,  вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Воспитательные: воспитывать аккуратность во время работы, формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, воспитывать любовь к родной природе зимой.

Здоровьесберегающие - развивать умение самостоятельно выполнять движения во время физкультминутки; предупреждать утомление; создавать положительный эмоциональный настрой; осуществление индивидуального подхода.

Форма организации: подгрупповая.

Материалы и оборудование: презентация  «Морозные узоры»,  видеописьмо Деда Мороза,   посылка от Деда Мороза,   флешка,  шапочки морозов,   фартуки,  клеёнки,   проектор,   ноутбук,    раздаточный материал –  голубая бумага для принтера,  клей-карандаш,  рамки для рисунков,   клеёнки, палитры, гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, нитки, блёстки,    аудиозапись  - "Рождественский вальс" П. Дойла, 

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок;  беседы о природных явлениях зимой; чтение стихов и сказок (русская народная сказка «Заюшкина избушка»,  В. Одоевский «Мороз Иванович», Г. Х. Андерсен  «Снежная королева»), рассматривание иллюстраций; дидактические и подвижные игры по теме «Зима».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1. Вводная часть (мотивация).

Воспитатель с детьми входит в группу.

Ритуал приветствия.

  Дети, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь, улыбнитесь им и больше мы  отвлекаться не будем.  И друг другу подарите улыбку.

Звучит «Рождественский вальс» П. Дойла.

- Ребята, сегодня,  очень замечательный день! Напомните, пожалуйста, какое  сейчас время года? 

-  Правильно, зима. И для начала, чтобы не замерзнуть зимой, нам нужно согреться.

Психогимнастика: «Лучик»

К солнышку потянулись

Лучики взяли,

К сердцу прижали

И друг другу отдали.

-Теперь  каждый из нас - теплый солнечный лучик, а вместе мы – большое яркое солнце!

Сюрпризный момент.

- Скажите, пожалуйста, а какая зима?

Зима - замечательное время года! Чем она замечательна? Чем хороша?

Стук в дверь. Заходит почтальон.

- Это старшая группа, детский сад №11 «Буратино»?  Вам пришла посылка.

- Дети, посмотрите,  какая она красивая.

А на ней написано: «Ребятам старшей группы».

- Интересно,   от кого посылка? Хотелось бы в неё заглянуть, но вот беда – она не открывается.

 Кажется,  я знаю,  в чём дело. Чтобы это узнать, нужно отгадать загадку.

Художник-невидимка

По городу идёт:

Всем щёки нарумянит,

Всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

- Интересно, кто же этот художник?

- Конечно, Мороз.

Давайте попробуем открыть. Смотрите,  открылась.

Дети здороваются с педагогами.

- Зима.

Встают в круг, выполняют действия по тексту с воспитателем.

Хрустальная, снежная, морозная, белая…..

Ответы детей (снег, можно с горки кататься..)

Дети рассматривают посылку.

Слушают загадку.

Дед Мороз

2. Основная часть.  

1. Введение в тему.

- Посмотрим, что же в посылке лежит?

А лежит в ней флешка.  Давайте посмотрим, что   прислал нам Дедушка Мороз. Дети, садитесь на стульчики. (Видеописьмо)

                        Письмо Деда Мороза

«Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я Дед Мороз. Вы,  наверное,  знаете, что сейчас зима,  у меня много разных дел. Я прячу реки под лед, серебрю деревья, щиплю нос, щеки у взрослых и детей, а самое любимое занятие -  рисовать узоры на окнах домов. Для этого мне необходимо использовать воображение, фантазию, чтобы люди глядя на мои узоры,  радовались, восхищались красотой и моим мастерством. Свои лучшие работы я собираю в коллекцию, которая постоянно пополняется новыми узорами. И мне хочется предложить вам сегодня стать маленькими морозами, которые расписывают окна узорами. Лучшие узоры возьму в свою коллекцию. Для этого я в свободную минутку загляну к вам в группу и выберу самые красивые.  А сейчас предлагаю вам посмотреть несколько моих морозных узоров. 

    (Слайды «Морозные узоры). 

(Воспитатель комментирует форму узоров: еловая ветвь, завитки, пальмовая ветвь, скопление снежинок).

-Вот видите, ребята,  новогодние праздники прошли, но чудеса не закончились. Вам понравились узоры Деда Мороза?  Выполним его просьбу?

 - Ребята, скажите, пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры?

(Слайд «Мороз дует на окошко)

- Мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!

- К сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Но чтобы частичка зимы была с нами всегда, мы создадим снежные узоры сами, мы их нарисуем и  выполним просьбу Деда Мороза.  Согласны?

- Чтобы научиться рисовать узоры, мы превратимся  с вами в маленьких морозов  и отправимся в студию   морозных узоров.  Я вам раздам шапочки морозов. Когда произнесёте волшебные слова, присядете и наденете  шапочки. Закроем глаза,  произнесем волшебные слова:  «Раз,  два, три – покружись  и  в морозов превратись!  

Все вместе кружимся и говорим.

 - Вот мы и превратились в маленьких морозов. Воспитатель приглашает детей  пройти,  сесть за  столы и надеть фартуки, чтобы не испачкаться во время работы с красками.  Обращает внимание на посадку детей.

2. Объяснение выполнения работы.

 Для того,  чтобы наши пальчики красиво рисовали, мы их разомнём.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика "Снежинки".

Снежинки-пушинки

в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег,

и снежинки люблю.

Но где же снежинки? В ладошке вода!.. 

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи!

- Я  вас сейчас познакомлю с очень интересной техникой рисования – называется она «ниткография».

Для этого нам понадобятся нитки. Вы умеете рисовать нитками? Я вас научу.

Что ещё мы будем использовать?

Вспомните, где и как Мороз рисует узоры?

Лист бумаги и будет служить нам стеклом, на котором мы с вами будем рисовать.  Краски какого цвета  нам понадобятся? Правильно, ребята.

Для начала мы сложим лист пополам. Уголки листа должны совпадать. Прогладьте место сгиба пальчиком и разверните лист.

Теперь берём кисточку правильно в правую  руку,  а ниточку в левую. Покажите мне,  как вы умеете пользоваться кисточкой. Воспитатель вместе с детьми рассказывает правила работы с красками. Постепенно  опускаем нитку в краску, но не всю, оставляем кончик чистым. Когда нитка окрасилась, поднимаем её аккуратно над палитрой и выкладываем узор  завитушками на одной стороне листа, но чистый кончик нитки должен выступать за край листа. Закрываем узор второй половинкой листа и проглаживаем рукой. Придерживая одной рукой лист бумаги,  аккуратно выдёргиваем нитку.  Раскрываем лист.  

И опять окрашиваем нитку с помощью кисточки в синий цвет ещё 2 раза и 2 раза в белый. Не забываем промывать кисточку в водичке и вытирать салфеткой.

3.  Самостоятельная работа детей.

Дети работают самостоятельно, звучит музыка. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

В конце в белую краску добавляет блестящий лак. Узор получается серебристый.

     4. Динамическая пауза.

- Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы они высохли. А мы пока с вами отдохнем.

           Физминутка  «Я мороза не боюсь»

 

Я мороза не боюсь,                (Шагаем на месте) 
С ним я крепко подружусь.  ( Хлопаем в ладоши) 
Подойдет ко мне мороз,        (Присели) 
Тронет руку, тронет нос.      (Показали руку, нос) 
Значит, надо не зевать,          (Хлопаем в ладоши) 
Прыгать, бегать и играть.      (Прыжки на месте)

3. Заключительная часть. 

- А мы вернемся в студию. Вот теперь ваши узоры готовы. Замечательные морозные окошки!

Оформим наши рисунки - узоры.  Я приготовила для вас вот такие  рамки, чтобы наши рисунки были похожи на окна.

4. Рефлексия.

Ребята, посмотрите, какие красивые узоры у нас получились. Вы настоящие волшебники. Чем вы  сегодня рисовали? С какой нетрадиционной техникой рисования  познакомились? 

Как вы думаете, мы выполнили просьбу Деда Мороза? Молодцы. А теперь возьмите свои работы и положите на окошко, им нужно ещё хорошо высохнуть. Я думаю, Дед Мороз в свободную минутку забежит и возьмёт все ваши работы себе в коллекцию.

 Но это ещё не всё, дедушка Мороз верил в вас, что справитесь с его просьбой и прислал вам в посылке подарки.  Воспитатель раздаёт детям из посылки подарки

Дети садятся на стульчики полукругом перед экраном.

Смотрят и слушают видеописьмо Деда Мороза.

Да

Ответы детей - дует на стекла холодом, бросает снежинки на окна, и они приклеиваются к окошку.

Да.

Дети встают в круг произносят слова, кружатся, садятся на корточки и надевают шапочки,  проходят к столам (в студию морозных узоров), надевают фартуки и садятся за столы.

Выполняют движения по тексту: Стучат пальцами левой руки по ладони правой руки.

Стучат пальцами правой руки по ладони левой  руки.

Сжимают-разжимают кулаки
Повороты ладоней вверх-вниз.

Потряхивания ладонями.

Трут ладони друг о друга.

Ответы детей.

Палитра с красками,  кисточки, стаканчик с водой, салфетка и лист бумаги.

На стекле. Синие и белые.

Слушают объяснение воспитателя.

Показывают , как правильно пользоваться кисточкой. По образцу выполняют с воспитателем задание с первой ниточкой.

Дети рассматривают узор.

Дети встают, снимают фартуки и выходят из-за столов.

Выполняют движения по тексту.

Садятся на места,  намазывают рамки клеем и приклеивают к своему рисунку.

Ниткой.

Ниткография.

Да

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе на тему: «Подарок для Мишки на день рождения »

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования  во второй младшей группе на тему: «Подарок для Мишки на день рождения »...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования для детей средней общеобразовательной группы «Зимушка-зима»

Программное содержаниеОбразовательная область «Художественное творчество»1. Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем.2. Формировать умение рисовать простейший п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной технике – рисование искусственным снегом с элементами аппликации для старших дошкольников. Тема: «Белый медведь и северное сияние»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной технике – рисование искусственным снегом с элементами аппликации для старших дошкольников....

Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе

Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности понетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Использование нетрадиционных техник рисования (рисование втулками и трубочками метод "штампования") в подготовительной группе

quot;Праздничный салют"Цель: формирование умения использовать нетрадиционную технику рисования картонными втулками и трубочками (метод «штампования»).Задачи:Образовательные: ...