Программа кружка « Радуга» по художественно- эстетическому развитию для детей дошкольного возраста (4-5 лет).
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Пояснительная записка.

 

   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной , практической и творческой деятельностью ребёнка.

   Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. В процессе рисования, ребёнок испытывает разные чувства: радуется изображению, которое сам придумал и красиво изобразил; если что-то не получилось, то огорчается, стремится преодолеть трудности. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

   Система творческих заданий является оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления, воображения и речи дошкольника. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, а чаще всего и является устойчивым увлечением  почти всех детей.

   Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами  – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление. Очень интересно делать отпечатки из листьев, картофеля. Получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. Рисуя  ватной палочкой и поролоном, у ребёнка появляется возможность выплеснуть свои мечты на бумагу. Все это нужно попробовать.

  В рамках кружковых занятий дети  не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Занятия кружка  расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

  Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и поможет малышам использовать для самовыражения   любые доступные средства.

  Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga.docx248.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\КОЛЯ\Pictures\2024-03-09\001.jpg

Программа кружка « Радуга»

по художественно- эстетическому развитию  для детей дошкольного возраста (4-5 лет).

Срок реализации 1 год (36 часов).

Возраст детей:4-5 лет.

Составила: Пичугина Татьяна Леонидовна.

                             Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Виды техники нетрадиционного рисования.

3.Цель и задачи программы.

4.Новизна программы.

5.Актуальность программы.

6.Принцыпы распределения разделов программы.

7.Основные способы и формы работы с детьми.

8.Материалы и инструменты необходимые для работы.

9.Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы.

10..Ожидаемый результат.

11.Перспективный план кружковой работы на год.

12.Список используемой литературы.

                     Пояснительная записка.

   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной , практической и творческой деятельностью ребёнка.

   Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. В процессе рисования, ребёнок испытывает разные чувства: радуется изображению, которое сам придумал и красиво изобразил; если что-то не получилось, то огорчается, стремится преодолеть трудности. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

   Система творческих заданий является оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления, воображения и речи дошкольника. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, а чаще всего и является устойчивым увлечением  почти всех детей.

   Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами  – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление. Очень интересно делать отпечатки из листьев, картофеля. Получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. Рисуя  ватной палочкой и поролоном, у ребёнка появляется возможность выплеснуть свои мечты на бумагу. Все это нужно попробовать.

  В рамках кружковых занятий дети  не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Занятия кружка  расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

  Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и поможет малышам использовать для самовыражения   любые доступные средства.

  Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

                        Виды и техники нетрадиционного рисования :

                              Монотипия предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

                              Монотипия пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

                               Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

                              Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

                             Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

                            Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

                           Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

                             Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

                           

                               Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

                              Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

                             Ниткография.

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

                            Рисование по - мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

                           Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

                           Оттиск смятой тканью.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

                           Оттиск фруктами.

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

                             Пуантилизм (рисование тычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью. 

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: плотная бумага или лист картона; черная тушь или гуашь; парафиновая свеча, масляная пастель или восковые мелки, цветные карандаши или фломастеры.широкая плоская кисть с мягким ворсом;/губка для мытья посуды/деревянная шпажка (зубочистка, любой удобный инструмент для процарапывания). Простой вариант – шариковая ручка, которая перестала писать.

Способ получения изображения:  на лист картона или плотной бумаги наносят толстый слой воска, который затем покрывают черной тушью. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки. Для процарапывания изображений и штрихов можно использовать любой острый предмет подходящего диаметра. Традиционно для этого применяют гусиные перья, не заправленные перьевые ручки, деревянные палочки.

                                                Цель программы:

Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения.

                                                 Задачи:

*Развивать творческие способности детей.

*Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

*Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

*Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

*Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

*Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

*Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Новизна программы :

1)Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрываться как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей, помогает отразить свои мечты, свои фантазии, через изобразительную деятельность, формируя тем самым положительное отношение к ним.

2)Нетрадиционность технических приёмов в изобразительной деятельности.

3)Отход от образа шаблона, от общего анализа работ.

                            Актуальность  программы

     Занятия в кружке:

*приобщают детей к творчеству,

*помогают узнать новые,  нетрадиционные техники рисования,

*позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки,                                                                      

 *формируют положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, художественный вкус,                                                                                

 *воспитывают интерес  к изобразительному искусству,

* поддерживает потребность в самоутверждении.

          При распределении разделов программы обучения учитывались                                        основные принципы:

*Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

*Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

*Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

*Принцип  поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

*Принцип динамичности (от самого простого до  сложного);

*Принцип  сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

*Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

*Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

                     Основные способы и формы работы с детьми.

       Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

      В рамках работы кружка  по изобразительной деятельности занятие проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня.Общее количество занятий в год составляет 36 часов.Продолжительность занятия 25 минут.

Количество детей -10-12 человек

                       Форма проведения кружковой работы:

 теоретическая,

 практическая,

 групповая,

 игровая.

              В процессе совместного рисования используются различные                                         методы и приемы:

 - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

                              Используемые методы позволяют:

 развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

 дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

 формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

 способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

                 Материалы и инструменты, необходимые для работы:

      1. Бумага разного формата и цвета.  

2. Ватман.

3. Акварельные краски.

4. Гуашь.

5.Кисточки.

6.Баночки для воды.

7.Ёмкость для гуаши.

8.Заготовки рисунков.

9.Влажные салфетки.

10.Бумажные салфетки.

11. Поролон.

12. Капустные листы.

13. Воздушные шары.

14. Листья деревьев.

15. Зубная паста.

16. Пластиковые вилки

17. Крупы

18. Пенопласт

19. Бисер, бусинки

20.Ленты разноцветные

21. Трубочки

22. Соль.

23.Ватные палочки.

24.Мыльные пузыри.

25.Вилки.

26.Соломинки для напитков.

27.Пластиковые ложки.

28.Свечи.

29.Восковые мелки.

30.Ворсистые нитки.

31.Мятая ткань.

32.Фрукты.

33. Пластилин.

34. Трафареты.

35.Тесьма.

36.Простой карандаш.

37. Деревянные шпкжки.

38.Фломастеры.

39. Дощечки.

          Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

- Проведение выставок детских работ.

-Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

-Составление альбома работ воспитанников.

-Изготовление подарков к празднику.

- Проведение мастер-класса среди педагогов.

                                       Ожидаемый результат.

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста, так  как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

                                      Список используемой литературы:

1.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные

техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005

2.Антонов Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера,2011

3.ГалановА.С.,КорниловаС.Н.,Занятияс изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.

4.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.

5.Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.

6.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗО-студии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

7.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

8.Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. Коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.

9.Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

10. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

11. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.

12.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

13 Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.

14 Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

15 Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическо епособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

16.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.-Ярославль,2006.

17.Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010.

18.Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995.

19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

20. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

                          Программное содержание

                        С 01.09.2023 г. по 31.05.2024 г.

Сентябрь.

1 неделя:  « Золотая осень» - рисование способом тычка.

Задачи: Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка; развивать творчество и фантазию.

Оборудование: Лист, две кисточки, гуашь.

 2 неделя:  «Деревья осенью» Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.


            Задачи: Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки.

3 неделя:  « Красивый букет» Печатание растений.

Задачи: Учить детей работать с хрупким материалом- листьями; развивать стойкий интерес к рисованию, воображение; воспитывать аккуратность.

Оборудование: Засушенные листья, краски, бумага, кисти.

 4 неделя:  «Осенний лес» (коллективная работа) Рисование с использованием                                                                          салфеток.


            Задачи: Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.
            Оборудование: Лист бумаги, тонированный в желтый цвет (А-3), салфетки (красные, желтые), вырезанные силуэты деревьев, клей, кисти, тряпочки, фломастеры (для дорисовки).

Октябрь.

1 неделя:  « Разноцветные бабочки»  Монотипия, обведение ладони и кулака.

Задачи:  Познакомить с техникой монотипии; закрепить умения использовать технику монотипия « старая форма – новое содержание» ( ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулак – маленькая); познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Оборудование: Силуэты симметричных, ассиметричных предметов, лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш.

2 неделя:   «Паутина»  Рисование окрашенным шариком.


Задачи: Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество.
Оборудование: Листы бумаги, крышка от коробки, гуашь, шарики.

3 неделя:  «Фрукты» (натюрморт)  Рисование с использованием ватных дисков.


            Задачи: Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные диски, кисти, салфетки.

Ноябрь.

1 неделя: « Овощи» Рисование пальчиками, фон – монотипия.


            Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.

2 неделя: «Яблочный компот» Штамп, рисование ватной палочкой.


            Задачи: Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку.
            Оборудование: Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма.

3 неделя: « Осенние листочки» Отпечаток листьев. Набрызг.

Задачи: Познакомить с техникой печатания листьев; закреплять умение работать с техникой печати по трафарету; развивать цветовосприятие; учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати.

Оборудование: Лист чёрного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты.

4 неделя: «Листопад» (коллективная работа)Пуантилизм (рисование точками).


           Задачи: Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно, наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.
            Оборудование: Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3), гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки.

 Декабрь.

1 неделя: «Красивые снежинки» Рисование свечой, акварель.


           Задачи: Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.
           Оборудование: Листы бумаги, свеча, акварель, кисти.

2 неделя: «Зима» Рисование на мятой бумаге.


           Задачи: Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.
           Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.

3 неделя: «Укрась варежки» Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.


            Задачи: Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.
            Оборудование: Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.

4 неделя: «Укрась елочку бусами» Рисование палочками, оттиск пробкой.


           Задачи: Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету.          

Оборудование: Изображения елок (предыдущее занятие), гуашь, пробки, салфетки.

Январь.

1 неделя: «Зимнее дерево» Рисование зубной пастой.


           Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
           Оборудование: Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки.

2 неделя: «Зимний пейзаж» Кляксография.

Задачи: Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать регулировать силу выдуваемого воздуха; дополнять изображение.

Оборудование: Чёрная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, цветные восковые мелки.

3 неделя. «Белочка в дупле» Рисование ладошкой, пальчиками.


            Задачи: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

4 неделя: «Снеговик» Штамп, рисование ватными палочками.


            Задачи: Совершенствовать умения в данной технике.

Оборудование: Листы бумаги синего цвета, штампы из моркови, ватные палочки, гуашь, кисти.

Февраль.

1 неделя: «Северное сияние» Монотипия.


            Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.

Оборудование: Литы бумаги, акварель, кисти.

2 неделя: «Метель» Ниткография.


           Задачи: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, нитки.

3 неделя: «Кораблик для папы» Пластилинография.


           Задачи: Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: Цветной картон, пластилин.

4 неделя: «Зайчик». Рисование манкой, солью.

Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования; учить дорисовывать картинку с зайчиком (ёлочку, с заснеженными ветками, сугробы); воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: Листы светло-голубого цвета, баночки с солью и манкой, гуашь, кисти, клей ПВА.

Март.

1 неделя: «Цветок для мамы» Пуантилизм.


            Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции.

 Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.

 
           2 неделя: «Волшебный цветок» Рисование пастелью.


           Задачи: Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.

Оборудование: Листы бумаги, пастель.

3 неделя: «Весеннее солнышко» Рисование ладошками.


           Задачи: Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.

Оборудование: Изображение неба, облаков (предыдущее занятие), гуашь, кисти.

4 неделя: «Деревья смотрят в лужу» Монотипия.


           Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти.

Апрель.

 1 неделя: «Облака» Рисование по сырому.


            Задачи: Познакомить с техникой рисования по  сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
            Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.

2 неделя: «Весенний пейзаж» Оттиск скомканной бумагой.


           Задачи: Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции.
           Оборудование: Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков.

3 неделя: «Космос» Техника « Граттаж».


           Задачи: Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.

Оборудование: Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.

4 неделя: «Цветущая ветка» Выдувание трубочкой, аппликация.


           Задачи: Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, вырезанные цветы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки.

Май.

1 неделя: «Красивые бабочки» Рисование ладошкой.

Задачи: Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки.

2 неделя: «Праздничный салют» Восковые мелки, акварель.


           Задачи: Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

Оборудование: Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.

3 неделя: « Вазочка» Трафарет.

Задачи: Продолжать знакомить с техникой работы с трафаретом.

Оборудование: Бумага, гуашь, кисть, трафареты вазочек, поролоновые тампоны.

4 неделя: « Цветущая веточка». Смешанная техника.

Задачи: Совершенствовать умение рисовать зелень методом тычка, закрепить умение изображать цветы ватными палочками.

Оборудование: Листы бумаги с изображением веток с листочками, гуашь, ветка с цветами черёмухи, салфетка, ватные палочки, кисти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

   В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

Программа кружка «Пластилиновые картинки» по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

     Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, спо...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...

Рубрика "Радуга творчества" (познавательное, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста).

Коллеги,предлагаю посетить мою рубрику "Радуга творчества" Данная рубрика создана мною в целях познавательного, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста. «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста. «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»...