Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Сагаалган – Белый месяц»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Елена Александровна Слепнева

Конспект образовательного событя "Сагаалган _Белый месяц" подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

Детский сад «Подснежник» Бичурский район

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

«Сагаалган – Белый месяц»

Выполнила Слепнева Е.А.

С. Бичура 2024

Цель: формирование у детей представления о национальном бурятском празднике – Сагаалган, научить изображать юрту, человека в национальной одежде.

Задачи: познакомить детей с традициями бурятского народа; обогатить и расширить знания детей о мероприятиях, проводимых на празднике Сагаалган; развивать физическую активность, развивать речь и память; воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям бурятского народа, поддерживать интерес к истории

 Материалы к занятию: Презентация «Сагаалган», макет юрта, платки с национальным орнаментом

 

Ход:

Здравствуйте! Вот и пришёл на землю Бурятии светлый, красивый праздник – Сагаалган. Весел и торжественен в этот день народ Бурятии.

 Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей) Просмотр презентации «Сагаалган»

Сагаалган — это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц, один из самых популярных праздников бурят. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.

Это возрождение, духовных начал в каждом из нас, давних традиций и обычаев. Проходят годы, но буряты не утратили свои обычаи, они свято чтут традиции своих дедов и отцов. Они в праздничные дни Сагаалган, веселятся, ходят, друг другу в гости, поздравляют с праздником «Белого месяца», желают друг другу счастья, удач, успехов и здоровья

 Ещё за месяц до праздника, а иногда и раньше начинались приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребали весь мусор. Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды.

Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчёсывали им гриву, готовили новые сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.

Хозяйки готовили кушанья и начинали их выставлять во второй половине дня. Приготавливались подарки. Люди шли поздравлять своих старших родственников – бабушек и дедушек, мам и пап.

 Некоторые бурятские загадки очень своеобразные – а какие – то из них схожи с загадками других народов. Попробуем отгадать несколько.

1.        Белое одеяло степь покрывало (снег).

2.       Палочка зверя победила. (Стрела)

3.       Этот дом переносной

В стороне стоит степной.

Тёплым войлоком он крыт,

А внутри очаг горит.Хочу такой сайт

Крыша вверх уходит круто

Это войлочная … (юрта).

- Что такое юрта? юрта – это дом бурят, в котором они жили в старину. Так как ни часто кочевали, переезжали с места на место, то юрты были складные и переносные. (рассмотреть   макет юрты).                                                                                      

Верно, юрта – жилище бурят – скотоводов. (выставляет макет юрты).

Что вы можете о ней рассказать?

(ответы детей). (круглая, без углов)

Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым А давай те поиграем?

Сейчас мы поиграем в игру про юрты

Проводится игра «Построй юрту участвуют 12 человек – на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают его вверх, как крышу. А теперь мы заселим эти юрты ребятами (Ребята садятся в юрте)

А сейчас я вам предлагаю нарисовать юрту акриловыми красками и рядом человека в национальной одежде.

Я буду вам показывать по этапно, а вы будете повторять. Молодцы! Давайте сделаем выставку наших работ.

Вам понравилось занятие? Что вам больше всего запомнилось? А напоследок я хочу сказать:
Белый месяц! Белый месяц!
Подари нам доброты,



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

Детский сад «Подснежник» Бичурский район

Конспект НОД художественно эстетическому развитию

по рисованию в старшей группе на тему

«Зима»

Составила: воспитатель Слепнева Е.А.

С. Бичура 2023г

Цель: формировать умение детей передавать в рисунке картину зимы в поле, поселке; закрепить умение рисовать разные дома и деревья; развивать творчество, любознательность; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Ход занятия

  1. Орг момент
  2. Чтение стихотворения о зиме

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. -

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят -
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,
Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима -
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

3.Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Загадки

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ... (Мороз)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный ... (Снег)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел ... (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает ... (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим ... (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый ... (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.4. Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

На дворе у нас мороз,                      Дети хлопают себя ладонями по плечам Чтобы носик не замерз,                   топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.         
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                 
Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,            
Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги.
колен.
Мы идем, идем, идем                     
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.               
Дети садятся на свои места. 

5. Продуктивная деятельность детей

6. Итог занятия: выставка детских работ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

Детский сад «Подснежник» Бичурский район

Конспект НОД художественно эстетическому развитию

по рисованию в старшей группе на тему

«Зима»

Составила: воспитатель Слепнева Е.А.

С. Бичура 2023г

Цель: формировать умение детей передавать в рисунке картину зимы в поле, поселке; закрепить умение рисовать разные дома и деревья; развивать творчество, любознательность; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Ход занятия

  1. Орг момент
  2. Чтение стихотворения о зиме

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. -

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят -
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,
Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима -
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

3.Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Загадки

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ... (Мороз)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный ... (Снег)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел ... (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает ... (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим ... (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый ... (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.4. Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

На дворе у нас мороз,                      Дети хлопают себя ладонями по плечам Чтобы носик не замерз,                   топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.         
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                 
Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,            
Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги.
колен.
Мы идем, идем, идем                     
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.               
Дети садятся на свои места. 

5. Продуктивная деятельность детей

6. Итог занятия: выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Белый медведь"

Развить у детей умение передать в работе четкое изображение медведя, точно передавая особенности внешенго вида и пропорции....

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Белая береза зимой»

Цель:-Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза».Задачи:-Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боковым мазком....

Тема недели: «Животный мир зимой» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Белый медведь»

Цель: Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к животным холодных стран. Обучающие: 1. Учить детей использовать свои ...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе . Тема «Белый мишка».

Задачи:Образовательные:Учить детей испoльзовaть свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя.Совершенствовать умение получать необходимый цвет краски для рисования (светл...

Развлечения для детей средней группы «Сагаалган — праздник белого месяца»

Цель: Приобщение детей к истокам бурятской национальной культуры, развитие познавательных навыков через бурятский фольклор, воспитание чувств коллективизма и взаимоуважения....

Тематическое занятие в средней группе «Сагаалган — праздник белого месяца»

Тематическое занятие в средней группе                 «Сагаалган — праздник белого месяца» Ц...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Сагаалган – Белый месяц»

Конспект образовательного событя "Сагаалган _Белый месяц" подготовительная группа...